Урок окружающего мира по теме: "На заре человечества"

Разделы: Начальная школа


Цель: Создание условий для понимания учащихся этапов становления человека разумного и его характерных признаков.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными этапами происхождения человека разумного с естественно - научной точки зрения, научить выделять его характерные признаки (отличия).
  2. Формировать навыки работы с текстом, умение анализировать и делать выводы по прочитанному тексту, развивать речь, внимание, память учащихся.
  3. Воспитывать у детей чувство товарищества, дисциплинированности, самостоятельности.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Учитель:

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5
Пожелаем всем удачи-
За работу в трудный час!

2. Проверка домашнего задания

- Ребята, на доске записаны строки из стихотворения Б. Заходера. Прочитайте и ответьте на вопрос: О ком написал Б. Заходер?

Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке…

- Сегодня на проверку домашнего задания к вам пришли три обезьянки (игрушки). У каждой имеется карточка с вопросами. Вам нужно взять у обезьянки карточку и письменно ответить на вопросы.

а) индивидуальная работа по карточкам . 3 человека.

Примерные вопросы:

  • Кто наши дальние родственники?

  • Кто из животных сходен с людьми по строению тела?

  • Какие особенности строения тела свойственны только человеку?

  • Чем отличается рука человека от руки обезьяны?

  • Главное отличие людей от животных.

б) - Пока учащиеся готовятся по карточкам, мы с вами повторим все то, что изучали на предыдущем уроке, разгадав кроссворд: (ключевое слово уже дано в кроссворде)

1. Чего не было у древесных жителей для общения? (речи)

2. Кто является нашими предками? (обезьяна)

3. . Как общаются животные? (сигналами)

4. Как передвигались наши предки на открытых поверхностях?

(с помощью ног)

5. Почему предков назвали древесные жители? (жили на деревьях)

6. Каким видит окружающий мир обезьяна? (цветной)

7. Какие конечности развиты лучше у древесных жителей? (руки)

Почему?

(Собрать индивидуальные карточки)

3. Подготовка к восприятию нового материала

-На столах вы видите карточки с вопросами. Ответьте на них (работа на месте в парах)

Знак плюс поставьте там, где ответ вы знаете, а минус, где в ответе сомневаетесь

Примерные вопросы:

  • Какие преимущества у постоянной семьи?
  • Какие особенности человека позволяют ему учиться?
  • Какие особенности тела свойственны только человеку?
  • Почему современного человека называют разумным?
  • Что помогало людям расселяться по стране?

( ребята озвучивают ответы на поставленные вопросы)

-Есть ли вопросы, на которые вы не ответили?

-Прочти (вывесить два вопроса на доску)

1.Какие преимущества у постоянной семьи?
2.Что помогло людям расселяться на планете?

-К концу урока мы должны ответить на эти вопросы.

4. Проблемная ситуация

-Если человек произошел от обезьяны то это что значит, что все обезьяны со временем станут людьми? (нет)

-Почему? (ответы детей)

-Посмотри на кроссворд и прочти ключевое слово (ЧЕЛОВЕК)

-Что происходило с древним человеком в течение некоторого периода времени? (он развивался)

-Так значит, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке? (развитием человека)

5. Новый материал

-Итак, давайте представим, что мы на машине времени отправляемся в прошлое. Мы в Африке. Какой климат? (жаркий)

-Кто нас окружает? (древние люди) “Рисунок 1

-Как думаете, чему они должны были научиться, чтобы добывать себе пищу?

-Чтобы ответить на этот вопрос вам нужно открыть учебник по окружающему миру за 4 класс, 1 часть, на с.72 и самостоятельно прочитать 2-ой абзац.

-Кто может ответить на поставленный вопрос? (делать простейшие орудия труда из палок, костей животных, камней) (орудия труда) “Рисунок 2

(По ходу изучения нового материала постепенно открываются лепестки ромашки, которые будут в дальнейшем подчёркнуты в конспекте)

-Для чего использовались эти орудия?

-А в каком виде использовалась эта пища? (сыром)

-Обратите внимание на строение черепа древних людей и современных и скажите, что у древних людей было развито лучше? “Рисунок 1

-Почему?

-А что научились со временем добывать древние люди? (огонь) “Рисунок 3

-Следовательно, что происходит с этим человеком?

-А может кто-нибудь знает, как назывался древний человек?

Рассказывает заранее подготовленный ученик: Неандерталец – жил 300тысячи лет назад. Эти существа были крупного роста, умели поддерживать огонь, добывать пищу.

-В учебнике, на странице73 рассмотрите верхний рисунок.

-Чем занимаются древние люди? (собирают растительную пищу, поддерживают огонь, с помощью орудий труда находят добычу)

6.Физминутка

- А теперь, ребята, пора размяться. Встаньте, поиграем в игру на внимание: если я назвала качества обезьяны, то вы совершаете хлопок руками над головой, а если вы услышите качества человека, то присядете (доброта, веселость, ярость, выносливость, нежность, хитрость, забота о природе, ловкость, осторожность, любовь)

-С помощью физминутки мы выполнили одно из заданий сегодняшнего урока. Садитесь на места.

-На доске рисунок. Расскажи, что видишь? (охота) “Рисунок 4

-Как думаете, без чего в данной ситуации не могли обойтись древние люди?

-Значит, что у них появилась? (речь)

-На кого охотились древние люди?

-В одиночку ли проходила охота?

-Прочти в учебнике на с74,1-ый абзац и ты узнаешь, что еще возникло в этот период (чтение вслух)

-Так что возникла? (семья)

-Могла ли семья прожить в одиночку?

-Почему? (ответы детей.)

Учитель: Вместе они заботились о детях. Здесь не обижали слабых - так складываются правила поведения, появляются нормы морали, а это основа человеческого общества. Только эти нормы распространялись на свое племя, не признавая чужих.

-Так, что такое племя? (группа людей, объединенных общими интересами, живущие на одной территории)

-Можем мы сейчас ответить на 1 вопрос, поставленный в начале урока?

-Как вы думаете, откуда мы узнаем все, что происходило раньше, о мамонтах, о древних людях, их занятиях? (из раскопок, рисунках на скалах)

-Что могли изображать древние люди? “Рисунок 5

-Как вы думаете, что же создали древние люди благодаря рисункам? (живопись, письмо)

-Значит первые рисунки - это и есть зачатки культуры.

-А теперь работа в группах.

-Ответьте на 2-ой вопрос, который мы выделили с вами в начале урока. В помощь вам с.74, 5-6 абзац.

- Оценки получит та группа, которая первой правильно справиться с заданием.

-Так что же позволило расселяться древним людям на другие территории?

-Почему происходило расселение? (появилась одежда)

-Как древние люди получали одежду? (от животных)

-Что происходило с животными? (одомашнивание животных)

-Так, что же помогало древним людям расселяться по планете? (одомашнивание животных, изготовление одежды)

7. Закрепление

-Изучив процесс развития древнего человека, самостоятельно выполните задание, данное в учебнике на с. 77. (выполнив задание, дети совершают взаимопроверку)

8. Итог

-Посмотрите на нашу ромашку и скажите, так в чём же проявляется разумность древнего человека?

9.Домашнее задание

- Изучив на уроке этапы становления человека разумно, вам необходимо ответить дома на вопросы, которые находятся в учебнике на странице 76.

10.Оценки за урок

Литература:

  1. Вагасин А. А. “История древнего мира”, 5 класс. М., 2000.
  2. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4-го класса: Человек и природа, 1 часть. ООО Баласс,2004
  3. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Нач. школа. М., 2000.
  4. Старостенко Г. П., Пастухова Н. А. Современные открытые уроки естествознания и истории. Ростов-на-Дону “Феникс”,2002.
  5. Энциклопедия для детей. Том 7. М.,2001.
  6. Яковенко Г. П., Яковенко Н. Г. Энциклопедия школьнику. Киев, 1997.