Подготовка к уроку-зачету начинается одновременно с изучением новой темы. Весь класс разделяют на группы в 3-4 человека. В каждой из них определяются помощники наиболее подготовленные ученики. Помощники сдают зачет накануне.
Практические работы класс выполняет на листочках. Если ответ ученика был верным, то помощник ставит в листке учета +, если неверным, то -.
Окончательный результат зачета дети узнают на другой день. Если результат не устраивает ученика, он подготовившись еще раз с помощью ребят, может ответить правила и выполнить новые практические работы уже с учителем.
УРОК-ЗАЧЕТ № 1.
ТЕМА: “Предложение”
На доске текст: Летом я ездил в Санкт-Петербург. Вы были там? Какой красивый город!
ПЛАН РАБОТЫ КЛАССА.
1. Практическая работа (устно) – весь класс.
- Определите, где написано предложение, докажите, что это предложение.
На доске:
Над озером стоял густой туман.
Дождь, трава, осенний, мокнет, под.
2. Практическая работа (письменно) № 1.
- Вставьте в предложение недостающее слово, вписав его вместо точек.
1. в. Дети ……. В лес.
2. в. …… рисует машину.
-Отдайте на проверку помощникам.
- Как в устной речи показать конец предложения?
- Какие правила надо помнить при написании предложения?
- Какие виды предложений знаете?
- Ответьте помощникам о повествовательном, восклицательном и вопросительном предложениях.
3. Помощники проверяют правила.
4. Практическая работа №2
- Разделите текст, написанный на доске, на предложения.
Спишите, поставьте нужный знак.
-Отдайте помощникам на проверку.
5. Помощники проверяют. Класс работает с учителем: - Какие знаете члены предложений? – Назовите главные члены предложения.
- Составьте предложение по схеме:
ПОДЛЕЖАЩЕЕ | СКАЗУЕМОЕ |
ВТ. ЧЛЕН | ВТ. ЧЛЕН |
- Ответьте помощникам правила о подлежащем и сказуемом.
6. Помощники проверяют.
7. Практическая работа №3
- В предложениях, написанных на листке найдите главные члены предложения и подчеркните их. Покажите связь слов в предложении.
1в. Пестрый дятел сидел на дереве.
2в. Под березой вырос большой гриб.
8. Помощники проверяют.
9. Итог урока.
- Урок наш закончился. Понравился ли? Будем ли еще проводить такие уроки? Спасибо вам за работу.
УРОК-ЗАЧЕТ № 2.
ТЕМА: “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”
1. РАБОТА С КЛАССОМ.
- Что такое имя существительное?
- Какие еще части речи знаете?
- Как они отличаются друг от друга?
- К каким частям речи не ставим вопросы?
Ответьте помощникам, что называем именем существительным/
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 – Прочтите предложения. Спишите их, отметьте имена существительные.
Подчеркните знакомые члены предложения.
1 вар. Черное облако набежало на солнце.
2 вар Задрожали листочки в осиновой роще.
3. Помощники проверяют.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
- Прочтите существительные, написанные на доске.
- В каком числе они стоят?
- Спишите существительные, поставьте их в единственное число.
ТРАКТОРЫ, ОГОРОДЫ, КРОВАТИ, ОБЕДЫ, ТЕТРАДИ, ОРЕХИ, КЛАССЫ, РАССКАЗЫ, ПЛОЩАДИ, МЕДВЕДИ,
5. Помощники проверяют.
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.
- Распределите в столбики по родам (картинный словарь).
Полотенце, гриб, груша, береза, ворона, помидор, колесо, яблоко, меч, грач, сорока, платье.
7. Помощники проверяют.
8. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4.
(Работают все. Проверяет учитель после урока)
- Запишите под диктовку. Верно напишите существительные с шипящей на конце. Проверьте себя, обозначив род существительного.
Папа купил Кате красивый плащ. Это дорогая вещь. Мама подарила Пете резиновый мяч и железный обруч.
- Как написали существительные Катя и Петя?
Почему?
- Как называются такие существительные? (Собственные)
9. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5.
(Проверяется учителем после урока ).
- К данным существительным припишите собственные имена существительные.
Город …… | Река ……. |
Село …… | Писатель ….. |
10. Итог урока
- Спасибо за урок.
Уроки-зачеты. В отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т. п. , являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики.
Урок-зачет позволяет, таким образом, определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.