Цели:
Когнитивная область (познавательная):
- Изучить правило выполнения действий в выражениях со скобками и действиями разных ступеней;
- Применять правило выполнения действий в выражениях со скобками и действиями разных ступеней в процессе выполнения упражнений для закрепления;
- Способствовать осознию школьниками процесса учения.
Психомоторная область:
- Развивать логическое мышление, воображение, внимание, математическую зоркость, вычислительные навыки;
- Учить формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы, планировать свою деятельность, рационально расходовать время на уроке;
- Формировать адекватную самооценку.
- Формировать умение работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль.
Аффективная область (эмоционально-ценностная):
- Проявить самостоятельность, стремление к сотрудничеству в процессе выполнения разноуровневых заданий;
- Воспитывать интерес к математике, культуру умственного труда.
Основная идея урока: освоение правила выполнения действий в выражениях со скобками и действиями разных ступеней.
Основные понятия урока: выражение, задача, порядок действий, действия разных ступеней, геометрические фигуры.
Логика развития урока как целостной структуры:
- Организационный момент.
- Психологический настрой на работу.
- Устные упражнения;
- Постановка и решение проблемной ситуации;
- Формулировка вывода;
- Применение полученных знаний на практике;
- Физ. Минутка;
- Задания на развитие воображения;
- Задания на развитие логического мышления;
- Подведение итогов урока;
- Домашнее задание;
- Рефлексия.
Способ реализации поставленных целей:
- Беседа;
- Работа с учебным пособием;
- Учебный диалог;
- Самостоятельная работа.
Основные компоненты развивающей среды: ученические тетради, карточки для индивидуальной работы разных цветов, учебник “Математика” 2 класс авторы И.И. Аргинская Е.И Ивановская, материал для развивающих заданий.
Ход урока
1. Орг. момент (2 мин.)
Звенит звонок веселый
Завет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор.
Психологический настрой на работу
- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
- Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
“Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться.”
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
- Итак, не будем терять время и перейдем к работе.
II. Устные упражнения (10 мин.)
- Чтобы успешно изучить новую тему вам потребуется умение быстро, а главное правильно считать в уме. И сейчас мы в этом потренируемся.
- Для начала давайте с вами устно решим несколько задач в стихах.
Пять пушистеньких котят Подросли у кошки. Сколько лапок так хотят поиграть с Антошкой? (20) |
Саша выше Тани, Таня выше Гали, Как построить всех детей Нам в спортивном зале? (кто выше всех? Ниже всех?) (Галя, Таня, Саша) |
Дима любит математику, Нравится ему решать: Пять примеров, три задачи, Уравнений тоже пять. Сколько выполнил заданий он Попробуй сосчитай! (13) |
Четыре павлина, Четыре пингвина, Совенок и мама-сова Однажды в июле В Москву заглянули Всего на денек или два. Сколько птиц захотели Москву посмотреть? Посчитай поверней и скорее ответь. (8) |
- А сейчас мы с вами поработаем по индивидуальным карточкам. У меня в руках карточки разных цветов (синяя, зеленая, желтая и красная). Каждому цвету соответствует определенный уровень трудности задания. Синяя карточка содержит задания низкого уровня сложности, зеленая карточка – задания среднего уровня сложности, желтая - высокого уровня сложности, наконец, красная карточка – очень высокого уровня сложности.
- Я вас прошу к выбору карточки отнестись очень серьезно и адекватно оценить свои возможности.
(учащиеся самостоятельно выбирают карточки с заданиями)
Синяя карточка
- 9 кг картофеля разложили в пакеты, по 3 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?
- В одной пачке 10 штук печенья. Сколько штук печенья в 9 таких пачках?
- В бидоне 12 л молока. Пяти покупателям из него налили по 2 л молока. Сколько литров молока осталось в бидоне?
- В школьной мастерской 3 дня ремонтировали по 10 парт ежедневно. Осталось отремонтировать еще 28 парт. Сколько парт должна была отремонтировать мастерская?
Зеленая карточка
- Почтальон доставил в село 63 газеты и 9 журналов. На сколько больше почтальон доставил газет, чем журналов? Во сколько раз меньше почтальон доставил журналов, чем газет?
- Учитель раздал восьми ученикам по 3 тетради, и у него еще осталось 6 тетрадей. Сколько тетрадей было у учителя?
- У мальчика было 32 марки. Он наклеил их на 4 страницы, по 6 марок на каждую. Сколько марок осталось у мальчика?
От мотка проволоки отрезали 3 куска по 6 м, после этого в мотке осталось 9 м проволоки. Сколько метров проволоки было в мотке?
Желтая карточка
- В двух ведрах – по 9 л молока в каждом. Сколько потребуется трехлитровых бидонов, чтобы перелить в них молоко из ведер?
- В одном отрезке 27 м материи, а в другом – на 15 м меньше. Из второго отреза сшили 6 одинаковых платьев. Сколько метров материи пошло на каждое платье?
- Вася прочитал за лето 15 книг, а Коля – 5 книг. На сколько больше книг прочитал Вася, чем Коля? Во сколько раз меньше книг прочитал Коля, чем Вася?
- Начертите прямоугольник, одна сторона которого равна 6 см. При этом известно что, она в 2 раза больше другой.
Красная карточка
- У Павлика 20 тетрадей, что в 2 раза больше, чем у Нины. У Славы на 6 тетрадей меньше, чем у Нины. Сколько тетрадей у Славы?
- Ширина прямоугольника вдвое меньше его длины. Вычислите сумму длин сторон прямоугольника, если его ширина равна 5.
- Если к 24 прибавить 21, то задуманное число будет в 5 раз меньше полученной суммы. Какое число задумали?
- Длина прямоугольника в 6 раз больше его ширины. Вычислите сумму длин его сторон, если его ширина равна 2 см.
Примечание: учащиеся записывают только решения данных задач. На выполнение данного задания отводится 6 минут. Во время выполнения задания рекомендуется использовать произведение J. Last “Moonlight sonata” в качестве музыкального сопровождения.
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
- Переходим к следующему заданию. Найдите закономерность и вставьте пропущенное число.
Рисунок 1
- Ребята, на доске записаны числа, посмотрите на них и скажите, какое из данных чисел является лишним и почему?
18, 12, 6, 11, 9, 27
- Расставьте эти числа в порядке убывания – от наибольшего к наименьшему.
III. Изучение нового материала (14 мин.)
Постановка и решение проблемной ситуации
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Откройте учебники на странице 125 № 289.
- Перед вами выражения, записанные в два столбика. Сравните их, чем они похожи, чем отличаются?
- Как вы думаете, будет ли у них равное значение? Объясните ответ.
- Как нам это проверить?
- Запишите выражения из первой строки. Как вы думаете, каков порядок выполнения действий в этих выражениях? Объясните свой ответ.
83-27+18 | 83-(27+18) |
- Как вы думаете, почему ответы получились разные?
- Давайте посмотрим на выражения, записанные во второй строке.
72-54?9•4 | (72-54)?9•4 |
- Каков порядок действий?
- Посмотрите на выражение в 3 строке, каков порядок действий в них?
28?7-1•3 | 28?(7-1•3) |
Формулировка вывода
- Сформулируйте правило выполнения порядка действий в выражениях со скобками?
Применение полученных знаний на практике
- А теперь посмотрите задание под цифрой 4, верно ли указан порядок действий в этих выражениях?
- Если есть ошибки, исправьте их.
3 2 1 | 1 2 | 1 2 3 |
28?(7-1•3) | 83-(28+18) | (72-54)?9•4 |
- А сейчас посмотрите на доску. Здесь записаны выражения, в которых расставлен порядок действий. Как вы думаете, правильно ли указан порядок действий в выражениях. Если есть ошибки, исправьте их, а затем найдите значения выражений.
- Придумайте самостоятельно по 1 подобному примеру. (задания составленные 2-3 учениками прорешиваем всем классом)
IV. Физ. Минутка (2 мин.)
Упражнение для разминки кистей рук
- Вы немного устали. Давайте с вами отдохнем и проведем физкультминутку. Сначала разомнем кисти рук.
- Соедините большой и средний палец, а сверху положите указательный, словно держите ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Я буду задавать вам вопросы, а вы движениями вверх-вниз, влево-вправо будете отвечать. (упражнение выполняется одновременно левой и правой рукой)
- Птичка хочет есть?
(Движением кисти вверх-вниз дети отвечают “Да”)
- Птичка хочет пить?
(Движением кисти вверх-вниз дети отвечают “Да”)
- Птичка хочет спать?
(Движением кисти влево-вправо дети отвечают “Нет”)
- Птичка хочет играть?
(Движением кисти влево-вправо дети отвечают “Нет”)
- Мы немножко отдохнули, а теперь давайте откроем учебник на странице 126 № 291.
В семье несколько детей. Один ребенок сказал, что у него есть брат и сестра. Другой возразил, что у него сестры нет. Сколько в семье детей? Сколько в ней мальчиков, девочек?
- Прочтите задачу про себя
- Прочтите задачу вслух (читает один ученик).
- О чем говориться в задаче? (о детях)
- Что требуется узнать в задаче? (сколько в семье детей, сколько мальчиков, девочек)
- Давайте сделаем рисунок к задаче, обозначив мальчиков - треугольниками, а девочек – кружками.
Рисунок 2
- Можем ли мы ответить на вопрос задачи?
- Сколько мальчиков в семье? (2) Кто думает по-другому?
- А сколько девочек? (1)
- А теперь перейдем к задаче под цифрой 2. Посмотрите на рисунке в учебнике. Что можно узнать по первому рисунку? (количество мальчиков) Кто считает по-другому?
- Кто говорит на втором рисунке? (девочка)
- Подумайте, изменится ли условие задачи, если второй ребенок скажет то же, что и первый? (нет)
- Кто из детей может так сказать? (второй брат)
- Молодцы, вы справились с этим заданием. Далее мы с вами решим пример, но не обычный, а загадочный. Давайте внимательно послушаем задание.
Все домой! Звонок раздался!
На доске пример остался.
Залетели в класс синицы
И склевали единицы.
Залетели сойки
И склевали двойки.
Залетели воробьи,
И не стало цифры три.
Сообщить прошу вас, дети,
Где стояли цифры эти?
*4** +*745 6*98 9466
- Это задание выполняем самостоятельно. (один ученик выполняет задание на листе А4) Приложение 1.
V. Задания на развитие воображения (6 мин.)
- Из предложенных геометрических фигур составьте и нарисуйте геометрический орнамент.
Рисунок 3
- Угадайте, какие фигуры изображены на рисунке и назови их.
Рисунок 4
VI. Задание на развитие логического мышления (6 мин.)
- Вставьте в квадраты необходимые числа таким образом, чтобы их сумма по каждой прямой равнялась числу в середине звездочки, при этом числа не должны повторяться.
Рисунок 5
(вывешиваем наглядное пособие с заданием на доску)
VII. Домашнее задание (2 мин.)
- Составьте 3 пары выражений с одинаковыми числами, но разным порядком выполнения действий. Найдите их значения.
VIII. Итог урока (2 мин.)
- С какой темой вы сегодня познакомились?
- Сформулируйте правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками.
- Какое задание вызвало наибольший интерес. Почему?
IX. Рефлексия
- Закончите предложения:
Чему я научился на уроке………………..
Что мне этот урок дал для жизни……………
Привлек меня тем………..
Показался интересным………..
Заставил задуматься…………
Список литературы:
- Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 2-го класса – 2-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2004. – 192с.
- Аргинская И.И. Методическое пособие к учебнику “Математика”. 2 класс. – 2-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Корпрация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”, 2005. – 160 с.
- Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 288 с.
- Егорова О.А. Задачи в стихах.// Начальная школа, 2005, №3, с. 76.
- Математика: внеклассные занятия в начальной школе/ сост. Дьячкова Г.Т. – Волгоград: Учитель, 2006. – 173 с.
- Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Развиваем воображение и творческое мышление. – М.: ИКЦ “МарТ”, 2004 – 160 с.
- Уткина Н.Г. и др. Дидактический материал по математике. 3 класс (1-4). – М.: АРКТИ, 2001. – 128 с.
- Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по математике. 1 класс. Изд 2-е. м.: “ВАКО”, 2005, 352 с.