Сценарий проведения уроков по географии с использованием электронного учебного издания и компьютерного текста по теме "Климат и внутренние воды Южной Америки". 7-й класс

Разделы: География, Информатика

Класс: 7


Тема изучается в течение двух уроков.

Первый урок. Климат Южной Америки.

Второй урок. Внутренние воды Южной Америки.

Сценарий первого урока “Климат Южной Америки”.

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить и конкретизировать знания о климатообразующих факторах, об основных и переходных климатических поясах.
  2. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата материка Южная Америка, выявить причины, определяющие эти особенности климата.
  3. Продолжить формирование умения работать с картами и климатическими диаграммами, составления графического конспекта на контурной карте.
  4. Продолжить формирование навыков работы с электронным учебником по географии.
  5. Развитие логического и творческого мышления.

Оборудование и дидактические материалы:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка”. Физическая карта.
В) “Южная Америка”. Климатическая карта.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”

4. Раздаточный материал:

Инструктивная карточка с заданиями и вопросами.

Содержание инструктивной карточки

Тема урока: Климат Южной Америки.

Для выполнения заданий вам потребуются:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка. Физическая карта”.
В) “Южная Америка. Климатическая карта”.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”

Алгоритм работы с электронным учебником:

меню - материки – Южная Америка – Климат - Самый влажный материк

При выполнении задания из электронного издания использовать: тематические карты, видеоролики, практическое задание №3, климатограммы.

Выполнение задания

1. Нанесите на контурную карту климатообразующие факторы: одной коричневой линией покажите основное направление Анд; обведите линии экватора и тропика. С помощью стрелок покажите направление господствующих ветров. Стрелками красного и синего цвета покажите направления теплых и холодных течений у берегов Южной Америки (подумайте, какое влияние будет оказывать на климат побережья каждый из этих типов течения). Правильность выполнения вы можете проверить, выполнив задание №3 в разделе “Практика”.

2. Ознакомьтесь с климатической картой в разделе “Климат”, надпишите на контурной карте названия климатических поясов и областей.

3. Выберите курсором климатическую диаграмму в экваториальном климатическом поясе, щелкните один раз левой клавишей мыши по ней. Климатограмма увеличится в размере, проанализируйте ее, на контурной карте в экваториальном климатическом поясе сделайте следующую запись: Лето: 1) укажите индекс основной воздушной массы, формирующей здесь климат летом; 2) среднюю летнюю температуру воздуха; 3) влажно или сухо (зависит от количества осадков в этом сезоне). Ваша запись должна выглядеть так: Лето: ЭВМ, Т ср. +24, влажно. Эти же действия выполните для зимы: Зима: …. Далее напишите Осадки:… (укажите сумму осадков за год и их режим).

4. Аналогичные действия выполните для субэкваториального климатического пояса. Обратите внимание, что этот климатический пояс находится в двух полушариях

(северном и южном) и климат в них будет различаться по сезонам. Проанализируйте климатограмму и определите субэкваториальный климат какого полушария она характеризует. Сделайте запись в соответствующем климатограмме полушарии. Сделайте запись для этого же климатического пояса в противоположном полушарии. Чем они различаются?

5. Внимание!!! Следующим характеризуете умеренный климатический пояс.

6. Если вы выполнили все предыдущие задания, и у вас осталось более 10 минут, вы молодец!!! Запишите характеристику климата тропического климатического пояса (климат высокогорий не описывайте).

Проанализируйте графический конспект и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

  1. В каких климатических поясах находится большая часть материка Южная Америка, а, следовательно, какой климат преобладает на нем?
  2. Какой это материк по увлажнению (сухой или влажный)?
  3. Какой из океанов, омывающих Южную Америку, оказывает меньшее влияние на климат материка и почему?
  4. Объясните, почему в умеренном климатическом поясе сформировались две климатические области, резко отличающиеся количеством осадков за год. (Западную часть называют “мокрым углом”, а в восточной части - пустынный и полупустынный климат).
  5. 5=* Объясните, почему в тропическом климатическом поясе на Атлантическом побережье формируется область тропического пустынного (сухого) климата, а в умеренном – область морского (влажного) климата. А в восточной части материка – наоборот: в тропическом климатическом поясе формируется область тропического влажного климата, а в умеренном – область умеренно континентального (сухого) климата?

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный. 5 мин

Учитель сообщает тему, задачи урока, раздает учащимся инструктивные карточки.

Учитель: Перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые вопросы из ранее пройденных тем, которые пригодятся нам при изучении нового материала:

Актуализация знаний: фронтальная беседа по вопросам:

  1. Перечислите природные компоненты
  2. Почему климат изучают сразу после рельефа, раньше, чем внутренние воды, почвы, растительный и животный мир?
  3. План описания климата (перечислить пункты плана).
  4. Какие климатообразующие факторы являются ведущими в формировании климата?
  5. Какие постоянные ветры господствуют в умеренных широтах? — в экваториальных широтах? Какое влияние они оказывают на климат?
  6. Какие месяцы года являются в южном полушарии летними, какие – зимними?
  7. Проанализировав географическое положение материка Южная Америка, предположите, в каких климатических поясах он может находиться?
  8. Какой климат там преобладает – холодный или жаркий?

Этап 2. Операционно-исполнительский. 25-30 мин

Учитель: Сегодня вам предстоит выполнить новый вид работы: составить графический конспект на контурной карте, т.е. показания с клитатограммы вы будете записывать на контурной карте в соответствующем климатическом поясе, составляя таким образом его характеристику. Дальше вам предстоит проанализировать этот графический конспект и сформулировать ответы на вопросы в конце инструктивной карточки (устно или письменно), а затем ответить устно.

Для субтропического климатического пояса климатораммы не даны.

Характеристика климата этого климатического пояса пойдет домашним заданием. Для выполнения этого домашнего задания используйте учебник и карту атласа “Южная Америка. Климатическая карта”.

Графический конспект, который вы сегодня выполните, пригодится вам еще на следующем уроке при изучении темы “Внутренние воды” для характеристики водного режима рек.

Выполнение заданий:

1. Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием и картами атласа по инструктивным карточкам.

2. Составление графического конспекта на контурной карте.

3. Отвечать на вопросы в инструктивной карточке.

Дополнительное задание (для тех, кто раньше других справился с работой):

Задание № 3 из раздела “практические задания” в электронном издании

Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 5-10 мин

Фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности выводов о причинах формирования двух климатических областей в умеренном климатическом поясе.

Если осталось время, обсудить дополнительный 5-тый вопрос из инструктивной карточки. В ином случае этот вопрос идет как задание на дом и обсуждается в начале следующего урока.

Контурные карты с графическими конспектами собираются на проверку.

По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме этого каждый ученик получит отметку за графический конспект на контурной карте (см. приложение №1).

Второй возможный вариант выполнения работы – это при анализе климатограмм заполнять таблицу Характеристика климатических поясов материка Южная Америка

Название климатического пояса (области) ГП

пояса

Воздушная масса Средняя Температура воздуха Влажность

(осадки)

Сумма осадков за год, режим осадков Особенности климата
Зима Лето Зима Лето Зима Лето
Экваториальный   ЭВМ ЭВМ +26 +26 влаж-

но

влаж-

но

2860 мм.

Равномерно

Весь год жарко и влажно
Субэкваториальный                  
Тропический                  
Субтропический                  
Умерен-ный влажный                  
Умерен-ный сухой                  

Сценарий второго урока

“Внутренние воды Южной Америки”.

Цели и задачи урока:

  1. Продолжать формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Южной Америки.
  2. Сформировать у учащихся представление об основных чертах рек и озер материка.
  3. Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи (установить зависимость внутренних вод материка от рельефа и климата), работая с различными источниками информации.
  4. Продолжить формирование умения составлять характеристику географических объектов.
  5. Продолжить формирование навыков работы с электронным учебником по географии.

Оборудование и дидактические материалы:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка”. Физическая карта.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на первом уроке графическим конспектом .

4. Компьютерный тест.

5. Раздаточный материал:

Инструктивная карточка с заданиями и вопросами.

Содержание инструктивной карточки

Тема урока: Внутренние воды Южной Америки.

Для выполнения заданий вам потребуются:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “ Южная Америка”. Физическая карта.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на предыдущем уроке графическим конспектом по климату.

Алгоритм работы с электронным учебником:

Меню – материки – Южная Африка – внутренние воды. Амазонская низменность

Использовать при работе текст, карты и видеоролики

1. На контурной карте “Южная Америка. Физическая карта” надпишите названия рек: Амазонка и ее крупные притоки, Ориноко, Парана.

2. Анализируя карты атласа, информацию электронного учебника и ваш графический конспект на контурной карте по климату Южной Америки, заполните таблицу.

Характеристика рек Южной Америки

Название реки Крупные притоки Характер течения Основной тип питания В каких климати-ческих поясах протекает, режим выпадения осадков в них ( по сезонам: зима, лето). Режим реки (сроки половодья и межени) К бассейну какого океана относится
Амазонка            
Ориноко            
Парана (доп. задание)            

 

3. Проанализировав свою таблицу, текст и карты электронного учебника, сформулируйте ответы на следующие вопросы (если в конце урока тестирование не предусмотрено, ответы записывают в тетрадь)

  1. Какая из рек этого материка является самой многоводной в мире?
  2. К бассейну, какого океана относится все крупные реки Южной Америки и почему?
  3. С чем связано половодье на большинстве рек Южной Америки?
  4. Какой характер течения у большинства рек этого материка и по какой причине?
  5. Почему этот материк имеет самые многоводные реки Земли? Что этому способствует?
  6. *Реки Ориноко и Сан-Франсиску протекают в субэкваториальном климатическом поясе, но одна из них разливается в январе, а другая – в июле. Объясните причину таких различий.
  7. Какой водопад Южной Америки является самым высоким в мире? Его высота?
  8. Самое большое озеро этого материка?
  9. Какое озеро является самым большим в мире из высокогорных озер?

3. Закройте тетрадь и протестируйтесь

Задание на дом: Параграф 43. На контурной карте подпишите: Озера: Маракайбо, Титикака. Водопады: Игуасу, Анхель.

Реки: Мараньон, Укаяли, Мадейра, Риу-Негру, Парагвай.

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный. 5 мин

Учитель сообщает тему, задачи урока, раздает учащимся инструктивные карточки.

Актуализация знаний: фронтальная беседа по вопросам:

фронтальная беседа по вопросам:

  1. Дайте определение понятия “внутренние воды”
  2. Перечислите виды внутренних вод
  3. Вспомните, что такое “речная система”
  4. К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?
  5. Укажите, какая зависимость существует между реками и рельефом?
  6. Как зависят реки от климата?
  7. Назовите основные типы питания рек.
  8. Как вы полагаете, какой тип питания будет преобладать у рек Южной Америки?
  9. Что такое межень? Половодье?

Этап 2. Операционно-исполнительский. 20 минут.

Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием, картами атласа, графическими конспектами по климатическим поясам Южной Америки используя инструктивные карточки. карточкам. Заполняют предложенную им таблицу.

Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 15 минут.

Компьютерное тестирование.

По результатам компьютерного тестирования отметки выставляются в журнал, кроме того, каждый ученик получит отметку за составленную им таблицу.

Или фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности заполнения таблицы.

Таблицы собираются на проверку.

По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме, того, каждый ученик получит отметку за работу с таблицей и контурной картой.

Тест по теме “Климат и внутренние воды материка Южная Америка”.

  1. Основной воздушной массой, формирующей климат на большей территории материка Южная Америка, является…
    1. умеренная
    2. экваториальная
    3. тропическая
  2. По степени увлажнения Южная Америка является…материком
    1. самым влажным.
    2. самым сухим.
    3. со средним увлажнением.
  3. Большая часть материка расположена в… климатических поясах
    1. холодных
    2. умеренных
    3. жарких
  4. У большинства рек Южной Америки преобладает…тип питания
    1. ледниковый
    2. подземные воды
    3. дождевой
  5. Самый высокий водопад Южной Америки и мира.
    1. Игуасу
    2. Виктория
    3. Анхель.
  6. Из всех рек на Земле Амазонка самая…
    1. длинная
    2. многоводная
    3. широкая
    4. быстрая.
  7. Самое большое из высокогорных озёр Южной Америки и мира это…
    1. Чад
    2. Маракайбо
    3. Титикака
  8. “Лето достаточно тёплое, +15 - +20 °С, сухое. Зима прохладная, малоснежная. Количество осадков небольшое – до 300 мм в год”. Это описание соответствует типу климата Южной Америки
    1. субтропический влажный.
    2. тропический пустынный.
    3. умеренный морской.
    4. умеренный континентальный.
  9. В тропических широтах вдоль восточного побережья Южной Америки проходит тёплое течение, а вдоль западного – холодное. На основании этого можно сделать вывод о том, что:
    1. на восточном побережье осадков выпадает больше.
    2. на западном побережье осадков выпадает больше.
    3. температуры воздуха западного и восточного побережья резко различаются
    4. течение не оказывает влияния на климат материка.
  10. На большую часть территории Южной Америки влага поступает с … океана.
    1. Тихого.
    2. Атлантического.
    3. Индийского.