Урок окружающего мира в 4-м классе (урок-презентация)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить уч-ся с природными условиями пустыни, её растительным и животным миром.
  • Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне
  • Познакомить с занятиями населения
  • Расширить кругозор уч-ся
  • Закрепить материал по теме: “Тепловые пояса”
  • Развивать речь, память, внимание, коммуникативные навыки
  • Воспитывать чувства товарищества, ответственности за свою микрогруппу при работе в паре

Оборудование: карта полушарий (макет), на магнитах

  • Рабочая тетрадь, учебник “Планета Знаний” Окружающий мир.
  • ТСО: видео, мультимедийные средства, экран
  • Карточки - план изучения пустыни (на магнитах)

I. Орг. момент.

Приветствие гостей.

Психологический настрой.

II. Повторение пройденного. Проверка д/з.

На прошлом уроке мы говорили о том, как распределяется на Земле источник света и тепла – Солнце.

Скажите:

1. - Почему на экваторе всегда жарко, а на Южном и северном полюсе наоборот?

2. - В каком тепловом поясе находится страна в которой мы живём?

- Что характерно этому поясу?

3. - Какие ещё тепловые пояса вы знаете?

III. Практическая работа в р/т.

Откройте Р/т на с. 40-41.

На к/к нужно подписать название материков, океанов, северный и Южный полюсы и обозначить тепловые пояса.

А твой друг через 5 мин. проверит тебя.

(один ученик выполняет эту работу на доске) (Рисунок1)

ПРОВЕРКА. Поменялись тетрадями. Сравните с эталоном на доске.

Поставь оценку.

IV. Подготовка к изучению нового.

- Скажите, вы любите путешествовать?

- Куда бы вы хотели отправиться в путешествие?

- А хотели бы узнать побольше о природе разных материков?

Начнём наше знакомство с самого жаркого материка с Африки.

- Почему Африка самый жаркий материк.

- В каком тепловом поясе она находится?

- Представим, что мы на самолёте перелетели из Москвы в город Каир, который находится на севере Африки.

- Скажите, без кого нельзя обойтись в путешествии.

- Кто сопровождает нас, рассказывает о стране в которую мы попали?

(Гид или экскурсовод)

- Сегодня нашим гидом будет Серёжа С.

- При изучении флоры и фауны материка, знания каких учёных нам помогут?

- Сегодня юные биологи Даша и Кирилл познакомят нас со своими находками в этой области.

- Ну а пока наш гид расскажет, куда же мы прилетели.

V. Изучение нового.

/ Презентация: Африка. Египет. Пустыня Сахара. / (Приложение1)

1 стр. Африка – второй по величине континент земного шара. Площадь с островами – 30 млн. кв. км, уступает лишь Евразии.

Африка омывается на севере- Средиземным морем.

На северо-востоке – Красным морем.

На востоке – Индийским океаном.

На западе – Атлантическим океаном.

Экватор делит её почти посередине. Поэтому круглый год тепло, только

Лето –засушливое, зима- влажная.

Тот кто был в Каире, знает столицей какого государства он является ?

2 стр. Арабская республика Египет.

Площадь - 1 001 400 кв. км

Население - 54 000 000 чел.

Египет одна из древних стран мира.

Великая африканская река Нил впадает в Средиземное море.

Необозримое пространство безжизненной пустыни Сахары.

- Молодец, Серёжа, нашёл точные географические данные. Какой лит-рой пользовался? оценка

- А знаете ли вы, чем знаменита эта страна?

На весь мир славятся памятники древнего Египта – пирамиды и сфинксы.

Сейчас мы посмотрим фильм о пирамидах и сфинксах.

После просмотра нужно ответить на вопрос:

- Почему пирамиды и сфинксы называют одним из чудес света?

3 стр. Пирамиды Египта находятся в пустыне Сахара. Это, самая большая и жаркая пустыня мира.

Необозримое пространство безжизненной пустыни.

Каменистые равнины.

Песчаные гряды – дюны.

- С пустыней мы будем знакомиться по плану: (Рисунок 2)

4 стр. План изучения пустыни.

1. поверхность земли в пустыне.

2. климатические условия.

3. Растения пустыни.

4. животные пустыни.

5. занятия населения.

VI. Изучение пустыни.

1. - Что мы можем сказать о поверхности пустыни?

- Днём поверхность земли нагревается до 80 градусов.

- Температура воздуха при этом повышается до 50 градусов.

- Ночью поверхность и воздух быстро охлаждаются.

- Как вы думаете, если пустыня Сахара самая жаркая и засушливая, есть ли в ней что-нибудь живое?

2. Я приглашаю моих помощников биологов. Они нам расскажут о флоре и фауне пустыни.

- Кто начнёт? (Кирилл)

5 стр. /Презентация: флора пустыни Сахары. (верблюжья колючка, хлопчатник, финиковая пальма)/

6 стр. Признаки приспособленности растений пустыни

- А вы смотрите и слушайте внимательно.

Вам нужно будет сделать вывод. Назвать признаки приспособленности растений пустыни.

- Молодец Кирилл, на отлично приготовил презентацию о флоре пустыни.

(оценка)

ФИЗМИНУТКА

3. По плану исследования , нам предстоит познакомиться с фауной пустыни Сахары.

Я даю слово второму юному биологу, моему помощнику: Даше .

7 стр. /Презентация: Фауна пустыни Сахары. (верблюд, тушканчик, жук-скарабей)/

(Приложение 3)

8 стр. Признаки приспособленности к климатическим условиям

4. Мы прослушали очень интересную презентацию о животных. оценка

- Я предлагаю составить рассказ о верблюде по плану: работа в паре

9 стр. Составь рассказ о верблюде, используя план:

1. Внешний вид

2. повадки

3. Питание

4. Польза, значение.

VII Работа с учебником

1. -Как вы думаете, чем занимается местное население?

-Что является основным занятием?

2. Прочитай текст учебника на стр 113.

3. После прочтения ответь на вопрос:

- К чему приводит хозяйственная деятельность человека?

10 стр. (вопросы к тексту)

VIII. Рефлексия

Вот и закончилось наше путешествие по пустыне Африки.

Мы у себя дома. А пустыня так же далеко.

- Что больше всего понравилось и запомнилось в путешествии?

- Что узнали для себя нового ?

- О чём хочется узнать подробней?

IX. Домашнее задание

1. Свои наблюдения и впечатления записать в Р/Т на стр. 45

2. Тв. задание – представь и нарисуй, как бы выглядела пустыня, если бы в ней было достаточно влаги.

3. Используя разные источники информации, узнай дополнительные сведения о Сахаре. Подготовь сообщение или презентацию.

Урок закончен