Цели:
- Познакомить уч-ся с природными условиями пустыни, её растительным и животным миром.
- Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне
- Познакомить с занятиями населения
- Расширить кругозор уч-ся
- Закрепить материал по теме: “Тепловые пояса”
- Развивать речь, память, внимание, коммуникативные навыки
- Воспитывать чувства товарищества, ответственности за свою микрогруппу при работе в паре
Оборудование: карта полушарий (макет), на магнитах
- Рабочая тетрадь, учебник “Планета Знаний” Окружающий мир.
- ТСО: видео, мультимедийные средства, экран
- Карточки - план изучения пустыни (на магнитах)
I. Орг. момент.
Приветствие гостей.
Психологический настрой.
II. Повторение пройденного. Проверка д/з.
На прошлом уроке мы говорили о том, как распределяется на Земле источник света и тепла – Солнце.
Скажите:
1. - Почему на экваторе всегда жарко, а на Южном и северном полюсе наоборот?
2. - В каком тепловом поясе находится страна в которой мы живём?
- Что характерно этому поясу?
3. - Какие ещё тепловые пояса вы знаете?
III. Практическая работа в р/т.
Откройте Р/т на с. 40-41.
На к/к нужно подписать название материков, океанов, северный и Южный полюсы и обозначить тепловые пояса.
А твой друг через 5 мин. проверит тебя.
(один ученик выполняет эту работу на доске) (Рисунок1)
ПРОВЕРКА. Поменялись тетрадями. Сравните с эталоном на доске.
Поставь оценку.
IV. Подготовка к изучению нового.
- Скажите, вы любите путешествовать?
- Куда бы вы хотели отправиться в путешествие?
- А хотели бы узнать побольше о природе разных материков?
Начнём наше знакомство с самого жаркого материка с Африки.
- Почему Африка самый жаркий материк.
- В каком тепловом поясе она находится?
- Представим, что мы на самолёте перелетели из Москвы в город Каир, который находится на севере Африки.
- Скажите, без кого нельзя обойтись в путешествии.
- Кто сопровождает нас, рассказывает о стране в которую мы попали?
(Гид или экскурсовод)
- Сегодня нашим гидом будет Серёжа С.
- При изучении флоры и фауны материка, знания каких учёных нам помогут?
- Сегодня юные биологи Даша и Кирилл познакомят нас со своими находками в этой области.
- Ну а пока наш гид расскажет, куда же мы прилетели.
V. Изучение нового.
/ Презентация: Африка. Египет. Пустыня Сахара. / (Приложение1)
1 стр. Африка – второй по величине континент земного шара. Площадь с островами – 30 млн. кв. км, уступает лишь Евразии.
Африка омывается на севере- Средиземным морем.
На северо-востоке – Красным морем.
На востоке – Индийским океаном.
На западе – Атлантическим океаном.
Экватор делит её почти посередине. Поэтому круглый год тепло, только
Лето –засушливое, зима- влажная.
Тот кто был в Каире, знает столицей какого государства он является ?
2 стр. Арабская республика Египет.
Площадь - 1 001 400 кв. км
Население - 54 000 000 чел.
Египет одна из древних стран мира.
Великая африканская река Нил впадает в Средиземное море.
Необозримое пространство безжизненной пустыни Сахары.
- Молодец, Серёжа, нашёл точные географические данные. Какой лит-рой пользовался? оценка
- А знаете ли вы, чем знаменита эта страна?
На весь мир славятся памятники древнего Египта – пирамиды и сфинксы.
Сейчас мы посмотрим фильм о пирамидах и сфинксах.
После просмотра нужно ответить на вопрос:
- Почему пирамиды и сфинксы называют одним из чудес света?
3 стр. Пирамиды Египта находятся в пустыне Сахара. Это, самая большая и жаркая пустыня мира.
Необозримое пространство безжизненной пустыни.
Каменистые равнины.
Песчаные гряды – дюны.
- С пустыней мы будем знакомиться по плану: (Рисунок 2)
4 стр. План изучения пустыни.
1. поверхность земли в пустыне.
2. климатические условия.
3. Растения пустыни.
4. животные пустыни.
5. занятия населения.
VI. Изучение пустыни.
1. - Что мы можем сказать о поверхности пустыни?
- Днём поверхность земли нагревается до 80 градусов.
- Температура воздуха при этом повышается до 50 градусов.
- Ночью поверхность и воздух быстро охлаждаются.
- Как вы думаете, если пустыня Сахара самая жаркая и засушливая, есть ли в ней что-нибудь живое?
2. Я приглашаю моих помощников биологов. Они нам расскажут о флоре и фауне пустыни.
- Кто начнёт? (Кирилл)
5 стр. /Презентация: флора пустыни Сахары. (верблюжья колючка, хлопчатник, финиковая пальма)/
6 стр. Признаки приспособленности растений пустыни
- А вы смотрите и слушайте внимательно.
Вам нужно будет сделать вывод. Назвать признаки приспособленности растений пустыни.
- Молодец Кирилл, на отлично приготовил презентацию о флоре пустыни.
(оценка)
ФИЗМИНУТКА
3. По плану исследования , нам предстоит познакомиться с фауной пустыни Сахары.
Я даю слово второму юному биологу, моему помощнику: Даше .
7 стр. /Презентация: Фауна пустыни Сахары. (верблюд, тушканчик, жук-скарабей)/
8 стр. Признаки приспособленности к климатическим условиям
4. Мы прослушали очень интересную презентацию о животных. оценка
- Я предлагаю составить рассказ о верблюде по плану: работа в паре
9 стр. Составь рассказ о верблюде, используя план:
1. Внешний вид
2. повадки
3. Питание
4. Польза, значение.
VII Работа с учебником
1. -Как вы думаете, чем занимается местное население?
-Что является основным занятием?
2. Прочитай текст учебника на стр 113.
3. После прочтения ответь на вопрос:
- К чему приводит хозяйственная деятельность человека?
10 стр. (вопросы к тексту)
VIII. Рефлексия
Вот и закончилось наше путешествие по пустыне Африки.
Мы у себя дома. А пустыня так же далеко.
- Что больше всего понравилось и запомнилось в путешествии?
- Что узнали для себя нового ?
- О чём хочется узнать подробней?
IX. Домашнее задание
1. Свои наблюдения и впечатления записать в Р/Т на стр. 45
2. Тв. задание – представь и нарисуй, как бы выглядела пустыня, если бы в ней было достаточно влаги.
3. Используя разные источники информации, узнай дополнительные сведения о Сахаре. Подготовь сообщение или презентацию.
Урок закончен