Программа ориентирована на предпрофильную подготовку в старшем звене школы, рассчитана на 10 учебных часов из расчета 1 час в неделю в III четверти.
Составлена на основе базового курса физики для 9 класса. Стандарт базового уровня предполагает знакомство с волнами “вскользь”, дается лишь общее представление о звуковых характеристиках и волновых свойствах света.
Логика курса следует из жизненного опыта учащихся, так как звуковые явления более знакомы учащимся, нежели оптические. Оптические явления требуют акцентирования учителем.
Материал элективного курса сгруппирован следующим образом:
- Учителем подбирается ряд демонстрационных опытов.
- Формулируются проблемные вопросы по теме.
- Учащиеся делятся на группы и осуществляют поисковую работу по предложенному алгоритму.
- Заслушиваются сообщения учащихся по теме.
- Читается обобщающая лекция.
- Рассматривается применение изученных явлений в практической деятельности.
Данная программа предполагает следующие формы деятельности учащихся: самостоятельная работа (поиск информации, подготовка сообщений, рефератов, иллюстрирование, публичные выступления), наблюдение, проведение экспериментов по теме, итоговое тестирование.
В процессе изучения элективного курса “Эти удивительные волны” учащимся предоставляется возможность расширить представления о волновых процессах в природе, о практическом применении акустических и оптических приборов в отдельных отраслях промышленности и в конкретных профессиях.
Данный курс помогает учащимся сделать собственный выбор пути дальнейшего профессионального образования.
Курс помогает ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствует положительной мотивации обучения.
Темы программы представляют собой самостоятельные модули, в изучении которых учащиеся реализуют свои познавательные интересы и получают необходимые знания и умения.
Элективный курс “Эти удивительные волны” является межпредметным, поскольку наряду со сведениями из физики, в его содержание входит изучение физических приборов (техники), истории и информатики. Курс включает пробы по ведущим для технического и физико-математического профиля видов деятельности:
- Наблюдение
- Экспериментальная работа
- Работа с текстами и ресурсами глобальной сети
- Анализ источников
- Изучение и практическое применение физических приборов
- Публичные выступления
- Презентация
Важное место в содержании курса отводится знакомству с отдельными выдающимися изобретениями, особенностями музыкальных инструментов, особенностями акустических характеристик помещений, оптических приборов.
Направленность курса развивающая. Прежде всего, он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старшеклассников, их аналитических способностей.
В процессе изучения данного курса учащиеся могут овладеть:
- Сведениями о волновых процессах и практическом применении данных явлений в науке и технике.
- Умениями, связанными с работой с научно - популярной, справочной литературой и в глобальной сети.
- Элементами исследовательской работы связанной с поиском. Отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.
- Умением применять MS Power Point для представления результатов работы.
В содержании элективного курса в каждом блоке выделяются теоретический и экспериментальный аспекты, так как постижение физических идей невозможно без наблюдения, эксперимента и анализа.
Итогом работы учеников или группы учащихся могут стать самостоятельно подготовленные сообщения, рефераты, презентации.
Данный курс не дублирует базовый, готовит учащихся к сдаче экзамена и к успешному обучению в профильной школе.
Программа элективного курса “Эти удивительные волны”
9 класс, 10 часов, 1 час в неделю.
I. Акустические явления. 4 часа.
Наблюдение акустических явлений: опыты с камертонами, музыкальными инструментами (зависимость тембра инструмента от его формы и способа возбуждения струны). Влияние формы, размера помещений и материала стен на акустические характеристики помещения
Волновая природа звука: амплитуда, частота, длина волны.
Практическое применение акустики.
II. Оптические явления. 4 часа.
Наблюдение оптических явлений: тонкие пленки, атмосферные оптические явления.
Волновая природа света: интерференция, дифракция, дисперсия.
Единство механических и электромагнитных волновых процессов.
Применение изученных явлений в практической деятельности. 2 часа.
Литература:
- С.В. Громов, Н. А. Родина. Физика-9, - М.: Просвещение, 2002.
- Л. С. Жданов, Н. И. Хлебников. Курс физики для техникумов, - М.: ГИТТЛ, 1957.
- Я. И. Перельман. Занимательная физика, - М.: Наука, 2000.
- Хрестоматия по физике под ред. Б. И. Спасского, - М.: Просвещение, 2000.