Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Одним из приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на творчество учащихся.
Работа начинается уже с первых дней пребывания ребенка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках литературного чтения, окружающего мира, развития речи. Начинаю я с того, что на уроках обучения грамоте применяла очень много стихотворного материала: сказки, загадки, потешки, скороговорки, чистоговорки, стихи о буквах и звуках. Уже при чтении слоговых слияний у детей стали рождаться первые рифмы:
На-на-на – вот, наконец, пришла весна.
Ну-ну-ну - кошка села на луну.
Со-со-со - с горы скатилось колесо.
Заметив это, решила вводить ежедневно на уроках “рифмовочки”, которых особенно много можно подобрать к глаголам действия. Вот что у нас получалось:
Ец-ец-ец-ты соленый огурец.
Ец-ец-ец -Вова скушал огурец.На-на-на - здесь в бору растет сосна.
Ны-ны-ны - нет листочков у сосны.
Не-не-не - бежит белка по сосне.
Ну – ну - ну - вот смотрю я на сосну.
Ой- ой- ой - я горжусь этой сосной.
Не- не- не - гнездо у белки на сосне.
Такие пробы пера, как правило, проходят на положительном фоне, со смехом, с шутками и большим желанием. После нескольких таких занятий в классе даю задание домой: подобрать рифмы к слогам и словам. Поощряю и рекомендую пользование словарем. Постепенно задания усложняются. Мы переходим к сочинению двустиший и четверостиший. Из Азбуки Н.В.Нечаевой и К.С.Белорусец по рисункам сочиняем стихи на удивительное-ка:
Сидит бабка за столом.
Ест картошку с молоком.
Рядом с нею дедка
Пьет чаек с конфеткой.
Ищенко Вера
Кот на печку пошел.
Горшок с кашей нашел.
Самовар шипит, пыхтит,
Сидеть без дела не велит.
Варакина Алена
Жили дружно мы,
Жили весело.
С дедом, с бабкою,
С кошкой, с мышкою.
Черноусова Яна
На гармошке дед играет.
Мышь от кошки убегает.
Васька кот спрыгнул с печки
И наелся вдоволь гречки.
Серебрякова Ольга
Маша песенку поет,
К огоньку горшок несет.
Бабка с дедом пьют чаек.
Замечательный денек.
Усольцева Наталья
Следующим шагом стало придумывание загадок- описаний.
Маленький, рыженький, пушистенький
Песенки поет.
На кроватку спать идет.
Ищенко Вера
Ставлю, ставлю, не поставлю. (колготки)
Варакина Алена
Всегда она красивая,
Белоствольная и милая.
Ветками качает,
Вкусным соком угощает.
Могильникова Татьяна
Любят дети придумывать различные небылицы:
У нас дома есть корова.
Она косточку грызет.
Жучка на лугу пасется,
Сено с радостью жует.Вы к нам в гости не ходите.
Забодает Жучка вас.
И корова вас облает,
Если косточку не дашь.
Попов Геннадий
Дома есть у нас щенок.
Он морковь у нас грызет.
Ну а кошка подходила
И морковку утащила.
Могильникова Татьяна
С крыши на крышу побежали мыши.
В речку и из речки прыгнули овечки.
Варакина Алена
Конечно, не все их можно назвать настоящими стихами, но можно увидеть, что у детей появляется желание выразить свое отношение к природе, к животным, к школе, к родным людям в стихотворной форме.
У меня растет братишка,
Очень славный шалунишка.
Он играет в погремушки
И красивые игрушки.Мы с Димулей очень рады.
Разгадаем все шарады
И все новые загадки
Разгадаем по порядку.
Варакина Алена
Моя Анюта лучше всех
Ловит мышек во дворе.
И со мной она играет,
И котят не забывает.
Замараев Григорий
Кошка моя милая,
Пушистая, красивая.
В доме ты живешь
И песенки поешь.Я с тобой играю,
Глажу, обнимаю.
Ложись со мною рядом.
Смотри веселым взглядом.Я сказку расскажу.
А ты мне в ответ
Скажи всего три слова:
“Мур, мур и мяу”.
Михиенко Анна
Весенний ручеек играет и резвится.
Он песенку свою веселую поет
О том, как ждал под снегом весеннего тепла.
Чтобы, когда весна настанет, порадовать тебя.
Лаптев Максим
В школу мы пришли учиться.
Много нового узнать.
Так давайте не лениться,
А пятерки получать.Каждый день приходим в школу.
Там звенит звонок веселый.
На урок, на урок приглашает нас звонок.
Могильникова Татьяна
Невозможно привести стихи всех детей. Дети пишут их искренне, высказывая свои мысли и чувства. Пишут стихи веселые и серьезные, грустные и оптимистические.
Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Дети любят их не только слушать и читать, но и придумывать к ним продолжения, или сами сочиняют сказки и легенды.
Сказка о Зайце и зонтике
Гулял по лесу Заяц и нашел зонтик. Вдруг видит, что из кустов на него смотрит Волк. “Убегать поздно, - подумал Заяц, - встану-ка я под зонтик на пенек. Может быть Волк меня за гриб примет и уйдет”. Так и сделал.
Стоит на пеньке под зонтиком, не двигается, глаза закрыл от страха. Волк тихо подходит к зайцу. Тут поднялся сильный ветер, подхватил Зайца вместе с зонтиком и поднял высоко в небо. Летит Заяц, смеется над Волком, который бежит за ним по земле. Так и не догнал Волк Зайца.
Черноусова Яна
Легенда.
Незабудки.
Это было давно. На Русь напали враги. Пришлось всех мужчин провожать на войну. Княжна провожала своего любимого и горько плакала. Она говорила ему, что будет его ждать и никогда не забудет. На том месте, куда падали ее слезы, выросли необыкновенные цветы. Люди назвали их незабудками.
Оброскин Иван
Анютины глазки.
Жила-была девушка Анюта. Она славилась своей красотой и необыкновенно синими глазами. Похитила Анюту злая ведьма и утащила ее в свое темное царство. В этом царстве не было ни птиц, ни цветов. Небо всегда было затянуто серыми тучами. Но Анюта и здесь не унывала. Глядя на нее, люди становились добрее, чаще улыбались. Из-за туч стало выглядывать солнышко. На деревьях запели птицы. А вся земля покрылась красивыми голубенькими цветочками. Ведьма лопнула от злости, а Анюта освободилась. В память о доброй девушке люди назвали эти цветы анютиными глазками.
Попов Геннадий.
Продолжение к русской народной сказке “Снегурочка”.
А Снегурочка превратилась в белое облачко. Ветер унес его туда, где вечные льды и жгучие морозы. Там она повстречала деда Мороза. С тех пор каждый Новый год дед Мороз и Снегурочка прилетают поздравить нас с праздником и подарить всем детям подарки. К Ивану с Марьей заглянуть они тоже не забывают.
Михиенко Анна
Нравится детям писать сочинения.
О чем чирикает воробей?
Наступила морозная зима. Замело все поля и луга. Холодно и голодно воробьям. Воробьи летают возле жилья людей и ищут корм. Потом собираются стайками и о чем-то переговариваются. Наверно они мечтают о теплой красавице-весне.
Котова Екатерина
Что бы я рассказала африканскому мальчику о зиме.
У нас зимой очень красиво. Все вокруг белое и пушистое. Деревья и маленькие кустики укрылись белым покрывалом. Им тепло под ним. Так они спят до самой весны. Зима - чудесное время года. Зимой бывают сильные морозы, дуют холодные ветры, воют метели, засыпая землю новым снегом. Бывают и оттепели. Тогда мы катаемся на лыжах, на санках, на коньках, играем в снежки и строим снежные крепости, лепим снеговиков. Всем очень весело. Мне нравится зима.
Варакина Алена
Свои работы дети записывают в тетради-речевички, создают книжки-малышки. Дети любят иллюстрировать свои стихи, сказки, сочинения и другие литературные произведения, находить отрывки из прочитанных произведений к нарисованным иллюстрациям. На уроках литературного чтения использую элементы драматизации и театрализации. Уже в 1-ом, 2-ом классах пробуем ставить спектакли по прочитанным произведениям. Всем очень хочется быть артистами. Дети учатся выразительно читать и говорить, непринужденно вести себя перед зрителями. Очень нравится ребятам готовить рисованные “диафильмы” по прочитанному. Здесь проявляется талант каждого, умение проследить за ходом событий произведения при сборке “диафильма”, пересказывать по рисункам. Они выступают на уроках в роли писателей, поэтов, художников, иллюстраторов, артистов, экологов. Во время такой работы дети преображаются, их глаза начинают светиться огоньком фантазии и, самое главное, творчества. От урока к уроку замечаешь, как меняется детская лексика, развивается речь твоих учеников, обогащается словарный запас. Такая творческая работа, я думаю, способствует формированию и закреплению положительной мотивации к учению.