Эвристический семинар в 10-м классе по теме "Электронные таблицы. Типы и формат данных. Адресация"

Разделы: Информатика


Время: 2 часа.

Оборудование:

  • компьютеры, на которых установлен пакет программ Microsoft Office;
  • готовая электронная таблица;
  • электронные карточки с задачами.

Цель: помочь учащимся восстановить основные теоретические знания и практические навыки по предстоящей теме на основе их опыта и знаний, полученных при изучении базового курса информатики.

Тип урока: вводный двухчасовой эвристический семинар.

План семинара

этапы семинара время
1. Организация начала урока:
  1. приветствие,
  2. организация внимания учащихся,
  3. объяснение структуры семинара (учитель и два ученика ведут семинар).
1 минута
2. Актуализация теоретических знаний по теме “Электронные таблицы” из базового курса информатики. Постановка цели (учитель). 9 минут
3. Акцентирование внимания на типах и форматах данных. Демонстрация основных приемов работы по вводу данных и оформлению электронных таблиц (первый ученик). 9 минут
4. Использование формул в электронных таблицах. Адресация. Демонстрация основных приемов оптимизированного ввода данных в электронные таблицы (второй ученик). 9 минут
5. Составление оптимального алгоритма задачи “Таблица Пифагора” (работа в тетрадях). 10 минут
6. Создание двух групп, где групповодами выступают ученики, проводящие семинар. 2 минуты
7. Выполнение участниками групп заданий, заранее составленных групповодами. 20 минут
8. Выступления групп. 10 минут
9. Оценка выступлений. Анализ семинара (рефлексия). 10 минут

Ход семинара

1. Организация начала семинара

Учитель напоминает учащимся технологию прохождения темы “Табличный процессор. EXCEL”. Занятия проводятся совместно с учениками в форме эвристических семинаров. Эвристический семинар – это форма занятий, которая обеспечивает создание учащимися личных образовательных продуктов. Ему характерны технологические условия повышения активности и самостоятельности школьников, проявления их оргдеятельностных качеств.

Вводный двухчасовой семинар на тему “Электронные таблицы. Типы и форматы данных. Адресация” проводят два “сильных” ученика, которые выполняют роли учителя, консультанта и впоследствии групповода.

2. Актуализация теоретических знаний по теме “Электронные таблицы” из базового курса информатики. Постановка цели (учитель).

Учитель напоминает, что в 7 классе при изучении базового курса информатики рассматривались электронные таблицы на примере решения нескольких простых задач. Для восстановления в памяти учащихся первоначальных сведений по заданной теме предлагает учащимся поэкспериментировать с готовой электронной таблицей в двух форматах (в EXCEL и в WORD) и ответить на предложенные вопросы:

РЕЙТИНГ УСПЕВАЕМОСТИ: 1 полугодие, 2003-2004 уч. год (10 Б класс)
  Предмет рус-
ский
лит-
ра
алгеб
ра
геом исто-
рия
обществ физика химия биоло-
гия
геогр ОБЖ ИКТ ин. яз. физ-ра прикл. М Сумма Ср. балл Место
Фамилия, имя                                    
1 Яркова Ирина 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 75 5 1
2 Калошина Александра 4 5 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 5 73 4,866667 2
3 Трубицын Олег 4 4 5 5 5 5 5 4 5 4 5 5 5 5 5 71 4,733333 3
4 Петренко Валентина 5 5 5 5 4 4 5 4 5 4 5 5 5 5 5 71 4,733333 3
5 Симачёв Иван 4 4 5 5 5 5 5 4 5 5 4 5 5 5 4 70 4,666667 4
6 Вигуль Инга 5 5 5 4 4 5 4 4 4 4 5 5 5 5 5 69 4,6 5
7 Косова Екатерина 4 4 4 4 5 5 5 5 4 5 5 4 5 5 4 68 4,533333 6
8 Ковалёв Алексей 4 4 5 4 5 5 4 4 4 5 5 4 4 4 4 65 4,333333 6
9 Киреева Полина 4 5 4 5 4 4 4 5 4 4 5 4 5 4 4 65 4,333333 6
10 Лишенко Артём 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 4 5 5 4 63 4,2 7
11 Любченко Никита 4 4 4 4 4 4 4 5 4 4 5 4 4   4 58 4,142857 8
12 Коханьков Алексей 3 4 5 4 4 5 4 4 4 3 5 4 5 5 4 63 4,2 9
13 Кокшарова Елена 3 4 4 4 4 5 4 4 4 4 5 5 4 4 4 62 4,133333 10
14 Истомина Татьяна 4 4 4 4 4 4 3 4 4 4 5 4 4 5 4 61 4,066667 11
15 Бойцов Роман 4 4 4 4 4 4 4 3 4 4 5 5 4 4 4 61 4,066667 11
16 Квашина Людмила 4 5 4 4 4 5 3 3 3 4 5 4 4 4 4 60 4 12
17 Черезова Юлия 4 4 4 4 4 4 3 4 4 4 5 4 4 4 4 60 4 12
18 Трундаев Дмитрий 3 4 4 4 4 3 4 3 4 4 5 4 4 5 4 59 3,933333 13
19 Моисеев Павел 3 4 3 4 4 5 3 4 4 4 5 4 4 4 4 59 3,933333 13
20 Долгачёв Егор 3 4 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 4 59 3,933333 13
21 Пинаев Илья 4 4 3 3 4 4 3 4 4 4 5 4 4 5 3 58 3,866667 14
22 Солоная Ксения 3 3 4 4 3 4 3 4 4 3 5 4 4 3 4 55 3,666667 15
23 Шмонов Семён 3 4 3 3 4 4 3 3 4 4 5 4 4 4 3 55 3,666667 15

Что такое ячейка таблицы?

Какие данные можно записать в ячейку?

Попробуйте изменить оценки учащихся. Что происходит с данными?

В каких ячейках находятся формулы? Как это можно увидеть?

Как изменить формулу, записанную в ячейке?

Учитель предлагает ученикам составить перечень отличий электронной таблицы (созданной в EXCEL) от текстовой таблицы (созданной в WORD), которые кратко записываются на доске. Ученики ранжируют список в соответствии с важностью перечисленных отличий. Приходят к выводу, что самое важное отличие заключается в использовании в электронных таблицах формул, значения которых пересчитываются автоматически при изменении данных в других ячейках.

Учитель задает вопрос: какова на ваш взгляд цель сегодняшнего семинара?

Совместно приходят к определению цели занятия:

восстановить основные теоретические знания и практические навыки по работе с электронными таблицами на основе опыта и знаний, полученных при изучении базового курса информатики.

3. Акцентирование внимания на типах и форматах данных. Демонстрация основных приемов работы по вводу данных и оформлению электронных таблиц (первый ученик).

Первый ученик записывает на доске основные теоретические понятия, которыми придется оперировать в процессе изучения всей темы “Табличный процессор. EXCEL”:

  • электронная таблица;
  • ячейка электронной таблицы;
  • адрес ячейки;
  • типы данных (содержимое ячейки);
  • форматы данных.

В процессе демонстрации основных приемов работы (изменение ширины столбца, высоты строки; форматирование данных; обрамление и заполнение ячеек; вставка строки или столбца и т.д.) на готовой (см. выше) таблице он разъясняет смысл этих понятий, отвечая на вопросы учащихся.

4. Использование формул в электронных таблицах. Адресация. Демонстрация основных приемов оптимизированного ввода данных в электронные таблицы (второй ученик).

Второй ученик записывает на доске несколько формул, использующих в качестве аргументов адреса ячеек. Задаёт вопрос: зачем в написании некоторых формул используется знак $ (доллар)? Получив правильный ответ на вопрос (для фиксации адреса при операции копирования формулы в другие ячейки), предлагает учащимся записать в тетради 3 вида ссылок (с примерами):

  • относительные (А1),
  • смешанные ($A1, A$1),
  • абсолютные ($A$1).

Затем демонстрирует основные приемы оптимизированного ввода, с использованием операции копирования: копирование текста, числа, формулы; копирование с определенным шагом и т.д. Учащиеся дают ему задание – он тут же выполняет его.

5. Составление оптимального алгоритма задачи “Таблица Пифагора” (работа в тетрадях).

Для закрепления полученных знаний и приемов работы с таблицей учащимся предлагается в тетради составить наиболее оптимальный алгоритм задачи “Таблица Пифагора” (работа в парах). Затем происходит коллективное обсуждение полученных алгоритмов (разбор трудностей) и составление итогового наиболее оптимального алгоритма.

6. Создание двух групп, где групповодами выступают ученики, проводящие семинар.

Каждый из ведущих семинар учеников набирает (по желанию учащихся) группу. Предлагает для решения заранее составленную им задачу (в виде электронной карточки, выполненной в EXCEL).

Задача №1: Сколько золота (в граммах, унциях и килограммах) можно купить на деньги, вырученные от продажи каждой и всех квартир определенной площади нового 24-квартирного дома с известной стоимостью 1 м2 каждой квартиры?

Задача №2: Определить выручку мелкого предпринимателя за неделю (в рублях, долларах и евро), который торгует 10-ю видами штучных продуктов по определенной стоимости за каждый. Количество проданных продуктов за день непостоянно. Стоимость каждого продукта в течение недели не меняется.

7. Выполнение участниками групп заданий, заранее составленных групповодами.

Все участники группы выполняют задачу на компьютере, продолжая заполнять решением электронную карточку (сохраняют файлы в своих папках). Обсуждают полученные решения и составляют оптимальный алгоритм выполнения предложенной задачи (алгоритм также вписывают в электронную карточку). Групповод консультирует своих участников и оказывает при необходимости помощь, разъясняя трудности. Участники группы готовят 3-5 вопросов к представителям другой группы и критерии выставления оценки работы группы.

8. Выступления групп.

Группа выбирает выступающего, который должен представить решение и алгоритм задачи (демонстрируя готовый файл) и ответить на вопросы участников другой группы (при затруднениях отвечает любой представитель группы выступающих).

9. Оценка выступлений. Анализ семинара (рефлексия).

Представители противоположных групп оценивают (в пятибалльной системе) работу группы и групповода (оценки выставляются в журнал каждому ученику). Аргументируют выставленные оценки (критерии могут быть следующие: неординарность условия задачи, правильность решения, оптимальность алгоритма, оформление решения и алгоритма, защита работы).

В заключение семинара проводится анализ его эффективности. Учитель задает следующие рефлексивные вопросы:

  • что происходило сегодня на семинаре при изучении темы? Что было главным?
  • в чем выражалось мое личное участие в семинаре? Что я понял(а), чему научился(лась)?
  • что я чувствовал(а), ощущал(а) в течение занятия?
  • замечания и пожелания: а) учителю, б) себе, в) групповодам? г) всем нам?

Результаты эвристической деятельности учеников делятся на внутренние и внешние.

Внутренние образовательные результаты – это изменения личностных качеств учеников. Судя по ответам учеников, можно понять, что большинство учащихся испытывали радость успеха в осознании теоретических понятий и применении оптимальных приемов работы с электронными таблицами. Лишь некоторые испытывали трудности, успешно разрешаемые в процессах групповой работы и консультирования.

Внешними образовательными продуктами деятельности учеников стали найденные ими самостоятельно приемы работы с таблицами; сформулированные ими проблемы в процессе выполнения предложенных заданий. Среди проблем были названы: незнание функций, что существенно сужает круг решаемых задач; отсутствие графического представления табличных данных. Решать эти и другие проблемы предстоит на следующих занятиях.

Домашнее задание: по учебнику Н.Д. Угриновича “Информатика и информационные технологии для 10-11 классов” §10.2; придумать условие задачи, в решении которой используются электронные таблицы.

Литература.

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 – 512 с.
  2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.