Урок в 8-м классе по теме "Металлическая связь"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • Дать представление о металлической химической связи.
  • Научить учащихся записывать схемы образования металлической связи.
  • Познакомить с общими физическими свойствами металлов.

Добрый день.

Мы с вами продолжаем изучение темы: “Химическая связь”.

Сегодня на уроке у вас у каждого есть возможность заработать оценку и не одну. За ваши ответы я буду давать вам жетончики, так называемые химоны. В зависимости от того, сколько химонов вы заработаете, такую оценку и получите. За каждый полный ответ дается 3 химона, за дополнение 1 химон.

Давайте начнем с химической разминки.

Поиграем в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь веществ:

с ковалентной связью:

SCl2 H2 CaO
NaCl Cl2 HBr
SO3 Mg NH3

с ионной связью:

Mg CuS H2S
KF Na2S MgO
Na3N CO2 PH3

А теперь определите, какая “овца” попала не в свое “стадо”? Почему?

Ca Fe P K Al Mg Na

Какие элементы называют металлами?

А какими свойствами обладают металлы и от чего они зависят - мы с вами должны ответить на этом уроке. Вспомните наш треугольник: строение - свойства – применение

Целью нашего урока является выяснение этой зависимости для элементов металлов. А для этого необходимо выяснить:

Каким образом, зная строение атомов металлов, можно предсказать их свойства?

Давайте вспомним, где в периодической системе располагаются элементы металлы?

Я прошу выйти к доске

1. … 2. … 3. …

и записать схему электронного строения и электронные формулы следующих элементов.

Определите, чем являются данные элементы. Что общего у них? В чем их различие?

Правильно, у всех Ме на внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов. Мы знаем, что строение атомов определяет свойства веществ.

Давайте посмотрим, каким образом схожее строение внешнего энергетического уровня ведет к появлению общих физических свойств металлов.

Рассмотрите внимательно предложенные вам образцы металлов и скажите, какими общими свойствами они обладают. А поможет вам в этом план описания физических свойств веществ. Я приглашаю к доске одного помощника, который поможет заполнить таблицу.

Свойства вещества Al Fe Cu
Агрегатное состояние      
Пластичность      
Теплопроводность      
Электропроводность      

Атомы металлов стремятся отдать свои внешние электроны.

Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если его нет, то что тогда?

В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла легко отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в ионы. “Оторвавшиеся” электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются, и этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют все время то атомы, то ионы.

Схему образования металлической связи можно отобразить следующим образом:

М0 – ne =Mn+, где n - число внешних электронов,

атом    ион

участвующих в образовании связи.

Такой тип связи наблюдается в металлах – простых веществах и сплавах.

Посмотрите, пожалуйста, сколько электронов в атомах Na, Ca, Al? В какие ионы они превращаются?

Вспомните, когда мы с вами давали определения ионной и ковалентной связи, то мы указывали в них:

а) какие частицы соединяются;

б) за счет чего;

Попробуйте самостоятельно дать определение металлической связи.

А теперь давайте сделаем вывод, отчего же зависят свойства металлов.

А для чего необходимо знать свойства веществ?

Эти знания необходимы для того, чтобы применять их с пользой для себя.

Давайте выполним следующее упражнение:

Вставьте слова (словосочетания) так, чтобы получилась последовательность:

название вещества – свойство – область применения.

Ртуть - ……………..- используется в градусниках;

серебро – блеск - …………………………..

…………..- …………….- применяют в самолетостроении;

………….- теплопроводность-………………………

А теперь давайте проверим, как вы поняли механизм образования металлической связи. На листочках составьте схемы образования металлической связи в куске металлов:

калия

кальция

алюминия

Поменяйтесь, пожалуйста, листочками и сравните запись с записью на доске и поставьте оценку в соответствии с приведенными критериями.

Давайте подведем итог. Сегодня мы познакомились с еще одним видом химической связи – металлической связью. Выяснили, что свойства металлов определяются строением их атомов.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Большое спасибо всем за работу. Вы сегодня очень хорошо отвечали и заработали за урок следующие оценки… (комментарии оценок).