Цели урока:
- обобщить имеющиеся знания по теме “Алгоритм”,
- создать условия для проявления творческих способностей учащихся в неожиданных ситуациях, самостоятельности и активности на уроке.
Задачи урока
1. Образовательные
- повторение материала, обобщение полученных знаний
- формирование межпредметных связей
- совершенствование умений и навыков при работе с компьютером.
2. Развивающие
- развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, умения излагать мысли.
3. Воспитательные
- воспитание находчивости, умения работать в команде,
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Методы:
- информационный (словесный);
- наглядно-иллюстративный;
- практический
Формы организации учебной деятельности:
- практическая работа с раздаточным материалом;
- беседа;
- исследование.
Оборудование:
1. Проектор, экран, ноутбук, компьютеры, раздаточный материал (листы бумаги с обозначением мест сгиба).
2. Для эксперимента: штатив с укрепленной стеклянной колбой, в колбе – соленая вода, стеклянный стакан и металлическая ложка для сбора конденсата, спички, спиртовка.
Программное обеспечение: Серия мультимедийных продуктов от компании “МЕДИА-АРТ”. Малая типография для детей “Оригами”.
Этапы урока:
- Организационный.
- Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.
- Обобщение и систематизация знаний, их применение для выполнения практической работы.
- Практическая работа с использованием компьютера и раздаточного материала.
- Физкультминутка.
- Обобщение и систематизация знаний (продолжение).
- Эксперимент. Фронтальная практическая работа.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационная часть:
- приветствие;
- проверка отсутствующих.
2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.
(См. приложение 1). СЛАЙД 1
- Тема сегодняшнего урока: “Всякому действию должно предшествовать размышление”.
Ребята, а как вы понимаете это высказывание? (ответы)
- А как в народе об этом говориться? Можете привести примеры народной мудрости, заключенной в пословицах и поговорках? (ответы)
- Совершенно верно.
СЛАЙД 2
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Думай медленно, работай быстро.
Сначала подумай, потом начинай.
Береженого бог бережет.
- Итак, любое дело нужно начинать хорошенько продумав.
Сегодня мы будем учиться применять эту мудрость на нашем уроке. А для этого мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И как всякая сказка, наш урок начинается … с волшебства… Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, кричат чайки…
3. Обобщение и систематизация знаний, их применение для выполнения практической работы.
(звучит музыкальный отрывок: шум моря, волны)
- Жил отважный капитан
Он изведал много стран
И не раз он бороздил океан
Раз 15 он тонул, погибал среди акул
Но…
- Но сегодня у меня, к сожалению, нет корабля. Так на чем же мы отправимся в путешествие по бескрайним морям к материку Знаний? Ребята, у вас есть предложения? (ответы)
- Я предлагаю вам создать наш общий флот. Хотите? (да)
- Тогда давайте поразмышляем. Что нам нужно иметь для создания нашей флотилии? (строительный материал)
- Что ж! Строительный материал имеется. Он расположен перед вами на столах .
Каким должен быть следующий ваш шаг? (нужно представить, подумать каким будет корабль, а затем делать)
4. Практическая работа с использованием компьютера и раздаточного материала.
- Посмотрите в компьютерный судовой журнал. Здесь представлена модель корабля и даже дан план по его созданию. Изучите данный алгоритм и постройте с его помощью свой корабль. Все понятно!? Итак, я разрешаю начать работу.
Только помните, времени у нас немного, чтоб отправиться в дорогу надо всем хорошо потрудиться, быть внимательными и старательными.
Звучит припев песни “Капитан”, ребята делают кораблики – оригами, используя алгоритм указанный в программе и листы бумаги с обозначенными местами сгиба (приложение 2),
- Ну вот, кораблики готовы, все необходимое на борту. И я предлагаю вам отправиться в рейд. Все на палубу (обучающиеся встают в круг).
5. Физкультминутка.
- Повторяйте за мной движения.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он плывет себе в волнах
На раздутых парусах.
- Дышится легко, ровно, глубоко! Что это? Шторм надвигается. Все по местам! Опустить паруса!
(звучит музыкальный отрывок: шторм, гром)
6. Обобщение и систематизация знаний (продолжение).
(обучающиеся садятся на места)
- Нас прибило к берегу! Ребята, все на месте? Я вижу, шторм повредил почти все корабли. Видно придется заняться ремонтом. На этот раз я предлагаю вам сделать один большой общий корабль. И, пожалуй, для этого нам понадобиться не один день. Ну что, справимся?
Хорошо только, кажется, есть проблема. Во время шторма мы потеряли все наши запасы продуктов и воды. Так что будем делать без еды? (к счастью на острове есть плодовые деревья и еду найти можно)
- А как быть с запасами воды? Давайте поразмышляем. Без воды, думаю недельку – две, мы сможем обойтись. Так ведь? (Человек может прожить без воды 3 дня)
- Ну, тогда, будем пить морскую воду, ведь её много. Правильно? (морская вода в пищу не годится)
- Значит, что же в первую очередь мы должны сделать? (добыть пресную воду)
- Ребята, я точно знаю, что пресной воды на острове нет, но мы можем её получить, например, из соленой воды.
А кто знает, как это можно сделать? (кипячением)
- Значит, что нам для этого понадобиться? (огонь, посуда)
- Верно. Вот как может выглядеть установка для опреснения воды СЛАЙД 3
- Что образуется на крышке при кипении воды? (капельки воды - пресной)
- А значит, что нужно с ними сделать? (собрать)
- Что для этого мы должны использовать? (дополнительную посуду)
- Ребята, а какие трудности могут возникнуть при разведении огня?
(самая главная - нет спичек…)
- А чем можно заменить спички?
- увеличительным стеклом;
- линзами от очков или съёмного объектива фотоаппарата;
- стеклами от часов с налитой вовнутрь водой;
- других стекляшек или прозрачных пластмасс.
7. Эксперимент. Фронтальная практическая работа.
- А теперь давайте опытным путем попробуем получить питьевую воду из соленой.
(УСТАНОВКА: штатив с укрепленной стеклянной колбой, в колбе – соленая вода,
стеклянный стакан и металлическая ложка для сбора конденсата, спички, спиртовка).
- Ребята, скажите, чем отличается используемая установка от рассмотренной раньше?
(Кастрюлю мы заменили – пробиркой, чашку для сбора воды – стаканом, листик – стеклянной колбой, огонь мы получим с помощью спиртовки)
- Итак, пока идет процесс опреснения воды, предлагаю серьезно потрудиться.
и построить один общий большой корабль, на котором мы поплывем к родным берегам. Мы уже знаем, как это делать – вот вам новый материал. Что ж за дело! (Выдается ватман для изготовления большого корабля)
- Ну а теперь проверим, что у нас получилось (пробуют на вкус).
Итак, теперь у нас есть вода. Есть и большой корабль, а большому кораблю – большое плаванье.
8. Подведение итогов урока.
- Сегодня на уроке мы приблизились к материку Знаний. Мы научились:
1) строить кораблик, используя алгоритм; 2) добывать пресную воду. Впереди вас ждут новые открытия, новые жизненные трудности, которые вы непременно преодолеете. Но помните, что прежде чем начать любое дело нужно обязательно все хорошо продумать.
СЛАЙД 4
Ведь не зря говорят: ВСЯКОМУ ДЕЙСТВИЮ ДОЛЖНО ПРЕДШЕСТВОВАТЬ РАЗМЫШЛЕНИЕ.
- Ребята, я хочу, чтобы ваши кораблики сумевшие выстоять в бурю и шторм вы подарили своим папам в День Защитника Отечества. А наш большой корабль пусть останется для дальнейших открытий.
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!