Мастер-класс

Разделы: Начальная школа


Цели: распространение опыта работы учителя по развитию орфографической зоркости у младших школьников.

Оборудование: фломастеры, цветные карандаши, бумага.

План проведения:

  1. Учеба “мастером” учителей.
  2. Рефлексия.

Ход мастер-класса

Над темой “Развитие орфографической зоркости младших школьников” работаю 3 года. Хотелось бы поделиться своими наработками, т. е. провести Мастер-класс, для того, чтобы привлечь вас уважаемые коллеги к совместной работе.

Есть замечательные слова Анатоля Франса.

“Учиться надо только весело.
Чтобы переварить знания,
Надо поглощать их с аппетитом!”

Одно из направлений формирования орфографической зоркости - это работа со словарными словами.

- Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

- Как разнообразить это монотонное скучное дело?

1. Предлагаю несколько приёмов.

1.1. Первый приём “Словарная стена”. <Рисунок 1>.

- Прорабатываем словарное слово. Пишем на “солнышке” не менее 5 раз. Вывешиваем на стенке.

Стены постепенно покрываются своеобразными обоями. Неделю слова висят, а ребята их “обживают”, рассматривают, “иллюстрируют”. Наступает момент, который называется “Стенка”. Ребятам дают несколько минут для “фотографирования”.

Затем ученик снимает слово со стены, все проговаривают его хором по слогам. Когда все слова сняты, проводим словарный диктант. Затем идёт проверка. Учитель показывает листы со словами, а дети сверяют написанное. Если ошибку в слове никто не сделал, слово отправляют “на пенсию”. Пусть отдохнёт. Если есть ошибка, хоть у одного ученика, несчастное слово возвращают на стенку.

(При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).

Давайте попробуем сделать подобную стену (педагоги в группах придумывают визуальный “секрет” запоминания словарного слова, и, оформив их на карточках, помещают на “словарной стене”.

1.2. Следующий приём “Чепушина”.

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д - девочка

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Используя этот приём мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым. Идёт развитие творческих способностей.

- Я вам предлагаю слово (орфография)

На столах лежат листочки, словари (можно ими воспользоваться).Дети тоже пользуются словарями.

1.3. Следующий приём “Ботанический сад”. <Рисунок 2>.

На уроке выращиваем деревья, проводим работу по правописанию однокоренных слов. Учитель вывешивает корень -вёз-, а дети придумывают однокоренные слова, записав их на листочках и прикрепляют к дереву, обязательно выделяя корень.

Дерево стоит неделю или две. Затем проводим небольшой словарный диктант из этих слов (слова с дерева снять). Учитель может добавить свои 2-3 слова. Затем прикрепляет новый корень. И проводим аналогичную работу. Используя этот приём через зрительную память, формируется у детей интерес, развивается орфографическая зоркость.

Давайте уважаемые коллеги проведём работу по правописанию однокоренных слов. У вас на партах есть карточки с разным корнем, составьте и запишите слова с данным корнем.

1.4. Следующий приём “Одиночное плавание под орфографическим парусом”.

<Рисунок 3>.

- Парус - это листы бумаги у вас на партах.

“Левый борт” - 1 вариант.

“Правый борт” - 2 вариант.

- “Одиночное плавание” - это словарный диктант.

Разговаривать нельзя - плавание одиночное, к соседу повернёшься плот перевернётся, а море и без того штормит.

- За работу.

- Я буду диктовать по одному слову, по вариантам.

Вы должны писать слова в столбик, и каждый раз сворачивать (загибать листок) ровно на одно слово.

- Мастер командует - Готовы?

- “Левый борт, подмигните мне левым глазом”.

- “Правый борт, помашите мне правой рукой”.

- Поплыли!

1 вариант 2 вариант
имитация иммиграция
ингредиент конденсатор
ничегониподелание приоритет
формировать форсить
шезлонг лекала
одиозный белиберда
циркуляр цирюльник

Волны становятся меньше.

- Море стихает.

- “Поднять паруса!”

- Разворачиваем листки, открывая по слову.

- Начинаем с последнего.

- Проверка.

1 вариант и 2 вариант.

- Найдите букву -и- в 1 слоге, нашли обвели в кружок. Не нашли - придётся проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую, Насквозь. А дома придётся парус “штопать” (делать работу над ошибками), и т. д.

Парус развернули. У кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни дети рады, что ни одной, другие - что их вон сколько!

Можно отправляться в плаванье по океану “Безударная гласная” (если слова только по этой теме).

От каждого борта выбираем проводника (они хорошо знают те места).

Проводники называют сразу проверочные слова, остальные обводят в кружок, теперь уже очевидную гласную.

Используя этот прием, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.

2. Рефлексия “Светофор”.

“Красный” – дело не понравилось (почему?).

“Желтый” – понравилось, но не все (что не понравилось?).

“Зеленый” – побольше таких дел.