Урок природоведения по теме: "Домашние животные" (с использованием элементов ТРИЗ). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: показать, какую пользу приносят человеку домашние животное и как о них заботиться; придумать фантастическое животное, используя метод каталога; формировать умение выделять главное; развивать критичность мышления.

ХОД УРОКА

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня хороший день.

Этюд “Улыбка”

- Улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь, как хитрая лиса. А сейчас, как будто вам подарили маленького щенка. Улыбнитесь от всей души.

Ребята, утром нам принесли письмо от дедушки Вани и бабушки Тани. (Выставляются фотографии). Дедушка и бабушка живут в деревне, сами много работают и детишек учат. Какие пословицы и поговорки вы знаете о добре и труде? (Ответы детей).

У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Люди за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это? Они спрятались в этом домике, который называется хлев. Внимательно послушайте и угадайте, кто в нем живет.

Дидактическая игра “Кто это так кричит?”

(Запись “Голоса домашних животных”).

Закройте глаза, прислушайтесь. Что вы услышали? (Ответы детей).

А теперь проверим.

Дидактическая игра “Какой? Какая? Какие?”

(Дети по очереди подходят к хлеву, берут карточку, рассматривают ее, описывают домашнее животное, а остальные добавляют. Карточка затем прикрепляется на доску).

Рассмотрите картинки. Как их можно назвать одним словом?

(Домашние животные – помещается на доску).

Какие они? (Добрые, полезные, нужные).

У дедушки и бабушки по одному домашнему животному. А в деревне их много. У бабушки есть корова. А у соседей … .

У бабушки есть теленок, а у соседей … .
У дедушки есть лошадь, а у соседей … .
У бабушки и дедушки есть кошка, а у соседей … .
У дедушки есть свинья, а у соседей … .

Ночь. (Дети закрывают глаза).

Все животные спят и отдыхают. (Выставляется картинка “Волк”).

День. (Дети открывают глаза).

Игра “Кто лишний?”

Кто лишний? Почему? (Ответы детей).

Пальчиковая гимнастика “У меня кругом друзья”

Со мной здоровался петух.
“Ку-ка-ре-ку!”- пропел он вслух.
“Ко-ко,”- услышал я от кур.
Мурлыка кот мурлыкнул: “Мур-р”.
А пес барбос, меня узнав,
Пролаял вежливо: “Гав-гав!”.
И протянул теленок: “Му-у”.
Мол, здравствуй, скучно одному.
И воробей на ветке вмиг чирикнул:
“Жив я, чик-чирик!”.
“Как хорошо, - подумал я, -
Что у меня кругом друзья”.

Кого из друзей выберем прогнать волка? (Ответы детей).

Ну-ка, пес, полай-ка, волка прогоняй-ка.

Дети: Гав- гав- гав.

Молодцы, прогнали волка. (Картинка убирается).

Сочиняем сказку

Какие бывают сказки? (Народные, литературные).

Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, про животных).

Дедушка и бабушка любят сказки о животных. Давайте придумаем для них новую, необычную сказку. Поможет нам алгоритм и пирамида. (На доску вывешивается алгоритм “Характерные признаки сказки”, команды получают пирамиды). Приложение 1

Покрутите пирамиду, и сектор, который выпадает на пирамиде, поможет сочинить сказку.

Работа по группам 5-7 минут.

Я записала сказку, каждое ваше словечко. Пошлем письмо в деревню. Пусть дедушка и бабушка обрадуются. Каждый из вас расскажет эту сказку дома тому, кого вы хотите порадовать.

Подвижная игра “Стадо и пастушок”

Кто это на дудочке играет,
Всех на веселый лужок приглашает?
На носочках выходите,
Пастушка того найдите.

(Дети на носочках выходят из-за парт).

А кого пасет наш пастушок, мы сейчас увидим.
Ай, ду-ду-ду-ду-дук-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Кто дудочку возьмет,
Тот скажет, кого он пасет.

Приложение 2

(На одного из детей надевается шапочка пастушка. Он играет на дудке. Учитель поочередно показывает картинку с элементами частей домашнего животного. Пастух, угадав животное, изображает животное средствами пантомимы, остальные угадывают).

Кого из животных пасет пастух?

Молодцы, ребята и пастушки.

Какими должны быть домашние животные?

Найдите ответы у себя на местах. (На листах написаны прилагательные. Выбрать нужные).

Приложение 3

Молодцы, а теперь давайте наших животных покормим. Приготовьте чудесных помощников “человечков”.

Какие человечки живут в воде, чае, бульоне? (жидкие).

Какие человечки обозначают воздух, пар, дым? (газообразные).

Из каких человечков состоит камень, железо? (твердые).

(Дети показывают карточки).

Работа по группам.

Варят для поросят кашу.

Для кошки пожарьте рыбки.

Для курицы нарвите сочной травы.

(Ответы групп).

Молодцы, накормили животных. Хотели бы вы, ребята, рассказать обо всем дедушке Ване и бабушке Тане. Давайте попробуем. Представьте себе, что я бабушка Таня.

(Надевает Платок).

Я беру телефон и звоню всем ребятам по очереди.

Что узнали, чему научились, что понравилось?

(Дети по очереди берут телефон и рассказывают)

“Выведем новую породу домашних животных”

Мы уже научились составлять новые слова. Может, это вам поможет. Например, собака и кошка. Объединим эти два слова так, что бы получилось название животного. СОКОШ.

Ваши варианты

Работа по группам.

Итог Чем хороши придуманные животные? Чем плохи?

Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали, получите приз.