Цели:
- Выделить редких животных Молдовы.
- Определить их роль в природе и жизни человека.
- Выяснить причины вымирания некоторых животных, и какие меры необходимо принять по их охране. Особо выделить “Красную Книгу”.
- Развивать у учащихся познавательную активность, формировать у них чувство любви к природе родного края.
Оборудование:
- Нарисованные картины: “Молдавский Край”, “Осень в Молдове”.
- Составленные учителем таблицы: “Экологические связи”, макет “Животный мир Молдовы”, карты.
- “Красная Книга” и “Красные Книги”.
- Для игры “Познай Мир” у учащихся атрибуты: телевизор, искусственные берёзы, рябины, звонок, песочные часы, маски животных, лукошко, призы.
Ход занятия
Слово учителя: Объясняется тема, цель занятия. Вывешивается картина “Молдавский Край”.
Под музыку народных танцев Молдовы учитель начинает занятие стихами:
Молдова! Ты – Родина моя!
Кругом сады, леса, поля,
Гордишься виноградом ты
И для тебя цветут цветы!
Но вот беда пришла:
Уже животных многих
Не сможем в жизни увидать,
В жилищах их совсем убогих
Приходится им пропадать!
А почему приходится пропадать многим животным, узнаем из телепередачи.
Выступает “директор телевидения” лицея А.Руссо –уч-ся 4 “В” класса Зинченко Е. Родная природа! Мы всегда с гордостью произносили эти слова. Как много они значат! Мир её богат и разнообразен.
В самом деле, какую большую радость всегда испытываешь, когда видишь диких животных, слышишь пение птиц! Мы знаем, что к живой природе относятся: животные, растения, человек, а к неживой – свет, воздух, вода, почва. Между живой и неживой природой всегда существовали тесные экологические связи. О них мы должны знать. Приведём примеры: движение воздуха – ветер служит средством распространения плодов и семян; многие полезные ископаемые, как торф, каменный уголь, образуются из остатков животного организма, многие растения – это пища для животных и человека.
Да! В природе всё взаимосвязано. Уничтожьте пернатых хищников – и землю заполнят змеи; истребите змей – расплодятся грызуны; расправьтесь с грызунами – в атаку движутся насекомые; не будет насекомых – бесплодным окажется мир растений. Исчезнет зелёный покров земли и оборвётся жизнь на Земле.
У нас в Молдове многие животные в опасности, многие уже вымерли. Основными причинами вымирания животных являются:
- Человек разрушает места их обитания в связи со строительством населённых пунктов и дорог.
- Загрязнение воздуха, почвы, воды.
- Болезни животных.
- Истребление человеком ценных и редких животных.
Выступает диктор телевидения – ученица Негруба Настя.
Природа – это наше прошлое, настоящее и будущее. Поэтому вопросы охраны природы – одна из важнейших проблем современности.
К настоящему времени в Молдове создана целая система мер по охране природы: принят Закон об охране и исследовании животного мира; охота на редких животных запрещена, а на многих других ограничена; рыбная ловля так же ограничена. Под особой охраной животные находятся животные в заповедниках. У нас в республике самый крупный заповедник – Цаульский заповедник. В нём живут и приносят потомство многие редкие животные, которых завезли из разных стран мира. Многие виды животных уже спасены – это бобры, кабаны. Но беречь нужно не только редких животных. Беречь нужно и тех, которых ещё много, которые пока не внесены в “Красную книгу”. Это хорошо всем известные белки, ежи, лягушки, жабы, многие насекомые. Животные, занесённые в “Красную книгу”, находятся на стадии исчезновения. Основную цель, которую преследует “Красная книга” - это выявление и учёт видов, которые нуждаются в охране в специальных местах. Красный цвет – цвет опасности. Опасно! Могут исчезнуть! Береги! Защищай! Вот к чему призывает эта “Красная книга”.
Выставляется большого размера макет “красной книги”.
Бегут ученики, в шапочках, изображающих редкие растения и животных, со словами: “Люди добрые! Спасите! В книгу красную внесите!”.
Игра “Познай мир”
Выбираются две команды.
1-я команда “Берёзка” и 2-я команда “Рябинушка”.
I Тур – “Редкие животные Молдовы”
Из мешочка достаются номера, соответствующие какому-то редкому животному. Учащиеся, по заранее объявленному плану, должны рассказать о нём:
- В каких местах живёт;
- Чем питается;
- Какова его польза в природе и жизни человека;
- Как охраняется;
- Животных, занесённых в “Красную книгу”, учащиеся записывают в свою “Красную книгу”.
Список животных
1. Выдра. | 2. Аист. | 3. Барсук. |
4. Дикий кабан. | 5. Дикая кошка. | 6. Енотовидная собака. |
7. Косуля. | 8. Пятнистый олень. | 9. Хорёк. |
Во время ответов, учитель вывешивает, на фоне картины “Молдавский край”, картины всех названных животных. Животные, которые занесены в “Красную книгу”, обведены красной полосой, стальные – синей полосой.
II Тур – “Загадочный гость”.
Дети должны отгадать, кто придёт в гости на игру (гость классного часа).
Загадка:
Весёлая, красивая, с улыбкой на устах,
Заходит в класс счастливая и с музыкой дружна.
(дети отгадывают, и заходит учитель музыки)
Учитель музыки: Отгадайте по проигранной музыке, о чём эта песня, о каких животных.
Задаётся по три музыкальных вопроса каждой команде:
- “Не дразните собак”;
- “Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”;
- “Пропала собака”;
- “Скворушка”;
- “…………….”;
- “……………..”.
III Тур –“Выбери вопрос”
Из закрытого лукошка достаются номера вопросов.
1) “Задание учителю”. Учитель должен исполнить подготовленный номер – прочитать стихотворение.
2) Вывешивается нарисованная картина “Осень в Молдове”, где зашифрована песня “Прощание с осенью”.
Задание: Отгадать зашифрованную песню. Заранее нужно было сочинить песенку скворца, которого в настоящей песне нет.
Команда “Берёзка” сочинила песню:
Улетаю в дальний край,
Там в чужом краю не рай.
Я вернусь в Молдавию,
Ты меня опять встречай!
Команда “Рябинушка” сочинила песню:
Тяжело мне улетать,
Долго буду я не спать,
Буду о Молдове
Зимой я вспоминать!
3) Как озаглавить данную схему?
Команда “Берёзка” озаглавила схему – “Экологические связи”.
Как озаглавить данную картину?
Команда “Рябинушка” озаглавила картину – “Животный мир Молдовы”
IV Тур – “Обменяемся вопросами” Команды задают вопросы друг другу.
Команда “Берёзка”:
1.Как называется это дерево? Показана картинка. Ответ – Баньян.
2.Что делают птицы на спине у кабана? Ответ – Уничтожают насекомых.
Команда “Рябинушка”:
1.Как называется это дерево? Показана картинка. Ответ – Секвойя.
2.Что делает медведь около берёзы? Ответ – Пьёт берёзовый сок.
Вопросы: |
|
Команде “Берёзки” | Команде “Рябинушка” |
1. Почему руками нельзя трогать яйца в гнезде? | 1. У какого зверя лапы вывернуты ладошками наружу? |
2. Какое животное рождается с бородой? | 2. У какого зверя в многоэтажной квартире идеальная чистота? |
3. Ножки тонки, как ходули и зовут её…? (Косуля) | 3. Что находится внутри птичьих костей? |
4. Какой зверь спит свою зиму вниз головой? | 4. Какие жуки имеют рога? |
5. Растёт ли дерево зимой? | 5. Никогда я не кричу, только клювом всё трещу. |
6. Какая птица самая большая в мире? | 6. Какая птица самая маленькая в мире? |
7. Сколько крыльев у жука? | 7. Сколько ног у паука? |
8. Какой хищный зверь любит малину? | 8. След, какого зверя похож на человека? |
9. Какую траву узнают даже слепые? | 9. Никто не пугает, а вся дрожит? |
10. Листья, каких деревьев осенью краснеют? | 10. Где раки зимуют? |
11. Какие птицы на зиму собирают запасы? | 11. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? |
12. Куда зайцу бежать удобней, с горы или в гору? | 12. Что птицам страшнее – голод или холод? |
Подведём итоги игры. Слово предоставляется жюри (родители). Вручаются подарки обеим командам.
Заканчивается классный час обобщением, подведением итогов,. Командами исполняется песня “Красная книга”
Слова песни:
Охраняется “Красной книгой”
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий,
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Припев:
“Красная книга” - красная,
Значит природа в опасности,
Значит нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно.
“Красная книга”, “Красная книга”, “Красная книга”!