Класс: 11
Тема урока: Зачёт по теме: “Информационно-справочная документация”
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Метод урока: контрольно-диагностический
Форма проведения: командный зачёт
Триединая цель урока:
- Обучающая: проверка знаний учащихся по теме: “Информационно-справочная документация”;
- Развивающая: развивать самостоятельность мышления; творческую активность учащихся; умение работать с дополнительной литературой;
- Воспитательная: формировать сознательное отношение к выполнению заданий в коллективе; ответственность за общий результат; умение отстоять личное мнение и считаться с мнением других; повышать интерес к выбранной профессии.
- Методическое обеспечение урока: персональные компьютеры; стенд “Сегодня на уроке” - дополнительный информационно-справочный материал по теме урока; цветные ручки; карты-задания; скрепки.
Предварительная работа: домашнее задание: подобрать дополнительный информационно-справочный материал к теме урока и оформить в виде докладов, сообщений, рефератов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
- афоризм дня:
…ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле… (Аристотель)
- цель и условия проведения урока-зачёта;
- деление группы на две команды и определение названий командам.
2. Командный зачёт:
Зачётные задания и ответы к ним прилагаются. Ответы участников команд фиксируются в “Ведомости учёта знаний” (прилагается).
Задание № 1. Теоретическая разминка.
Командам по очереди задаются вопросы - 1 правильный ответ - 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не может на него ответить, право ответа переходит ко второй команде.
Задание № 2. Тест.
Учащиеся получают карточки-задания. На вопросы теста участники команды отвечают письменно, индивидуально. Взаимопроверка - 1 правильный ответ - 1 балл.
Задание № 3. Работа с документами - определите наименования документов.
Участники команды получают пакет документов без наименований и отдельно карточки с наименованиями документов. Необходимо определить наименование каждого документа и прикрепить его скрепкой. Взаимопроверка - 1 правильный ответ - 1 балл.
Задание № 4. Вопрос-ловушка.
Какой из предложенных документов лишний и почему? Один из документов не относится к теме зачётного урока. Команда, назвавшая правильный ответ получает - 1 балл.
Задание № 5. Разбор управленческих ситуаций.
Задание выполняет один представитель команды. Необходимо разобраться в управленческой ситуации и оформить докладную записку на ПК. Взаимопроверка - правильно выполненное задание - 1 балл.
Задание № 6. Работа с документами - найти ошибки при расположении реквизитов.
Учащиеся получают карточки-задания. Участники команды индивидуально находят ошибки в документе при расположении реквизитов и цветной ручкой указывают необходимое правильное расположение данного реквизита. Взаимопроверка - 1 найденная ошибка - 1 балл.
Физкультпауза - Упражнение для профилактики зрительного утомления.
Посмотреть на кончик носа на счёт 1-3, затем на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-3, потом перенести взгляд вдаль на счёт 1-3. Повторить 2 раза.
Задание № 7. Сообщения учащихся.
Учащиеся сдают, подготовленные заранее доклады, сообщения, рефераты по теме “Информационно-справочная документация” и получают дополнительно 1 балл. При наличии резерва времени участники команд озвучивают выполненные задания.
3. Подведение итогов зачёта:
1. Подсчёт результатов.
Зачёт командный, поэтому все члены команды получают одинаковую оценку.
По сумме баллов, набранных каждой командой, рассчитывается коэффициент усвоения учебного материала по теме “Информационно-справочная документация” по формуле:
Ку=
а - количество набранных баллов по всем заданиям;
р - количество правильных ответов по всем заданиям /эталон/.
Оценки выставляются из расчёта:
Ку =1,0-0,9- “отлично” | Ку =08-0,7- “хорошо” |
Ку =0,7- “удовлетворительно” | Ку меньше,7- “плохо” |
Результаты по каждому заданию заносятся в ведомость (прилагается). Проводится подсчёт общей суммы баллов, набранных каждой командой.
2. Команда-победитель определяется по наибольшей сумме баллов. Выставление оценок.
ВЕДОМОСТЬ УЧЁТА ЗНАНИЙ
Команда | Разминка | Тест | Ошибки в документах | Док-ты без наименования | Управленческие ситуации | Сообщения доклады | Итог 42 |
Ку | Оценка |
8 | 8 | 10 | 9 | 1 | 6 (от кол-ва уч-ся) |
||||
Задание № 1
Вопросы разминки:
- Все документы делятся на четыре группы… (организационные, распорядительные, информационно-справочные, по личному составу)
- Какие документы относятся информационно-справочным? (письма, факсы, телеграммы, телефонограммы, протоколы, акты, докладные и служебные записки и др.)
- Что называется актом? (документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий конкретные факты или действия)
- Что называется протоколом? (документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях)
- Текст протокола состоит из _ частей, как они называются? (2 части - вводная и основная)
- Текст акта состоит из _ частей, как они называются? (2 части - вводная и констатирующая)
- Текст каждого раздела основной части протокола строится по схеме… (СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)
- Назовите виды и средства оперативной связи (телефон, факс, электронная почта и др.)
- Каким образом решения, принятые на заседании, совещании доводятся до сведения всех сотрудников организации, предприятия? (в виде копии самого протокола или выписки постановляющей части из него, либо в виде других распорядительных документов: приказов, решений, составленных на основании протокола)
- Чем гарантийное письмо отличается от других писем? (содержит реквизит “наименование документа” и кроме руководителя подписывается главным бухгалтером)
- Назовите два вида расположения реквизитов на бланках документов (угловое и продольное)
- Назовите два вида печатей (гербовые и простые)
- Назовите виды служебных писем (инструкционные, гарантийные, рекламные, письма-запросы, письма-приглашения, сопроводительные и др.)
- Назовите разновидности актов (акт приёма работ по договору, акт приёма-передачи документов, акт списания, акт проверки и др.)
- Какова цель инициативной докладной записки? (побудить адресат к конкретным действиям, которые могут быть изложены в самом тексте)
- Каковы требования к тексту служебного письма? (текст письма, как правило, не превышает одной страницы; он должен быть последовательным, убедительным и корректным)
Задание № 2
Вопросы теста:
1. Кем подписываются документы, составляемые комиссией?
а) председателем;
б) председателем и секретарём;
в) председателем и членами комиссии.
2. Пункты повестки дня отвечают на вопрос:
а) Чего?
б) О чём?
в) Что?
3. Виды протоколов:
а) расширенные и краткие;
б) полные и краткие;
в) неполные и расширенные.
4. На каком служебном письме проставляется реквизит “Ссылка на регистрационный номер и дату документа”?
а) письмах просьбах;
б) информационных;
в) ответах.
5. В каком случае правильно оформлен реквизит “Подпись” на бланке документа?
а) Директор школы № 25 В.А.Петрова б) Директор школы Петрова В.А. в) Директор В.А.Петрова
6. Если документ отправляется в два адреса по почте, то сколько необходимо подготовить экземпляров этого документа?
а) четыре;
б) три;
в) два.
7. С какой целью в служебном письме указывают фамилию и телефон исполнителя?
а) для оперативной связи с исполнителем;
б) для придания документу юридической силы.
8. Что является датой протокола?
а) дата заседания;
б) дата подписания протокола;
в) дата регистрации протокола.
Задание № 3
Работа с документами без наименования:
Участники команды получают пакет информационно-справочных документов без наименований (вместо наименований черта) и отдельно карточки с наименованиями этих документов. Необходимо определить наименование каждого документа и прикрепить его скрепкой.
Задание № 4
Вопрос ловушка:
Лишний документ - “Приказ”, т.к. данный документ распорядительный, т.е. не относится к информационно-справочным.
Задание № 5
Управленческая ситуация: Составьте и оформите Докладную записку
ЗАО страховая компания “Сейв-инвест” провела в конце 2006 г. анализ подбора управленческого персонала с высшим специальным образованием.
Анализ показал, что из 20 начальников отделов и секторов лишь 9 имели высшее экономическое и финансовое образование.
Руководитель управления персоналом Г.Н.Жильцова 25 декабря текущего года составила докладную записку на имя генерального директора страховой компании С.Ю.Подрезкова, в которой предложила заключить договоры с Институтом международного права и экономики им.А.С.Грибоедова о ежегодной целевой подготовке специалистов по специальности “Экономист-менеджер по страхованию международных программ” и о повышении квалификации специалистов с высшим образованием по специальности “Финансы и учёт в страховом деле”. Предварительная договоренность с ректоратом и президентом ИМПЭ была достигнута заблаговременно.
На докладной записке имеется виза главного бухгалтера компании И.А.Крючковой.
Пример оформления докладной записки:
ЗАО страховая компания “Сейв-инвест” |
Генеральному директору страховой компании С.Ю.Подрезковой |
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
25.12.2006 № 15
Об анализе подбора
управленческого персонала
Довожу до Вашего сведения, что в период с 10 по 20 декабря 2006 г. ЗАО страховой компанией “Сейв-инвест” проведён анализ подбора управленческого персонала с высшим специальным образованием.
Анализ показал, что из 20 начальников отделов и секторов лишь 9 имели высшее экономическое и финансовое образование.
На основании вышеизложенного, предлагаем заключить договоры с Институтом международного права и экономики им.А.С.Грибоедова о ежегодной целевой подготовке специалистов по специальности “Экономист-менеджер по страхованию международных программ и о повышении квалификации специалистов с высшим образованием по специальности “Финансы и учёт в страховом деле”. Предварительная договоренность с ректоратом и президентом ИМПЭ достигнута.
Руководитель управления персоналом | Жильцова | Г.Н.Жильцова |
Главный бухгалтер компании | ||
Крючкова И.А.Крючкова | ||
20.12.2006 |
Задание № 6
Работа с документами с ошибками при расположении реквизитов:
Каждому участнику команды предлагается найти ошибки в расположении реквизитов при оформлении акта и цветной ручкой указать необходимое правильное расположение данных реквизитов.