Урок литературного чтения и художественно-пластического воспитания

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Комбинированный урок.

Время: 90 мин.

К концу урока ученик должен уметь:

01 - Выразительно читать, используя тон, звук, тембр голоса.

02 - Определять содержание текста по заголовку.

03 - Определять главную мысль текста.

04 - Определять жанр произведения.

05 - Озаглавливать текст.

06 - Работать в группах, аргументировать свою точку зрения.

07 - Применять знания и итоги наблюдений в творческих работах.

08 - Выполнять рисунки на заданную тему.

09 - Анализировать изученный материал и делать выводы по теме.

010 - Аргументировано анализировать ответы товарищей.

011 - Запоминать и воспринимать полученную информацию.

012 - Воспроизводить полученные знания.

Техники.

Методы: мотивация, репродуктивный, словесный, проблемно-поисковый, аналитический, синтетический, самостоятельная деятельность, иллюстративный, творческая работа.

Формы: работа в группах, общекласcная, индивидуальная работа.

Оборудование

1. Учебник „Читалочка„ Г. Д. Дрозд, В. Ф. Плешка.

2. Таблицы по скорочтению.

3. Таблицы с планом урока.

4. Шаблоны весенних первоцветов.

5. Дополнительный материал о первоцветах и лекарственных растениях.

Этапы урока Операц.  Цели Содержание урока Время мин. Техники Обратная связь
Организация начала урока 011 Сегодня у нас не обычный урок. Мы объединим урок литературного чтения и урок художественно- пластического воспитания. Они объединены одной темой. Какой? Вы постарайтесь в ходе урока для себя определить ее и в конце урока выскажите свое мнение.

Речевая тема на уроке: “Как вести себя в лесу?” В. Берестов. “Цветок” В. Викторов “Цветок на лугу”.

Живописное, декоративное пятно. “Танец цветов”.

1 Вступительная беседа  
  02 - Предложите, о чем пойдет речь на уроке?

- Что будем делать?

(высказывают свои догадки, аргументируют. )

- Ваши догадки верны и совпадают с планом нашего урока.

1 “Мозговой штурм” Устное одобрение учителя
  011 План урока

Мысли соловушки о поступках Оли и Лиды.

Мое отношение к герою стихотворения В. Берестова “Цветок”.

Мои советы герою стихотворения В. Викторова “Цветок на лугу”.

“Как вести себя в лесу”. Три правила автора, плюс мои дополнения.

Аппликация. Рисование весеннего луга или поляны.

Оберегайте первоцветы! Мои достижения на уроке.

Аукцион. Общая нравственная тема урока.

2 Знакомство.

Восприятие планом урока

 

 

Этапы урока Операц. Цели Содержание урока Время мин. Техники Обратная связь
Актуализация знаний и практических умственных умений 012 Для успешной работы на уроке выполним подготовленные упражнения.

1 . Упражнения для развития угла зрения по таблице “Шульте” (работа в парах. )

2. Дыхательные упражнения.

а) весенний ветерок;

б) капли дождя;

в) шум урагана;

г) ливень и ветер.

3. На дворе растет трава

На траве лежат дрова.

4. Работа по таблицам сложных звукосочетаний.

6 Применение.

Работа в парах

Звуковые ассоциации.

Скороговорки, скорочтение.

Устное одобрение учителя
Проверка домашнего задания 012 Что подготовили к сегодняшнему уроку?

- Чтение и пересказ текста В. Сумлинского “Соловушка”.

- Устный рассказ “Мысли соловушки о поступках Оли и Лиды”.

- Трое ребят будут читать текст “Передавая эстафету”. Класс следит за правильностью чтения, готовятся к оценке чтения.

5 Демонстрация  
  01

010

- Чтение текста

- Оценка с объяснением и пожеланием читавшему.

- Читавшие задают друг другу вопросы по содержанию текста.

- Класс задает свои вопросы.

- К какому жанру относится текст?

- Какова главная мысль текста?

Ребята сидят группами по 7 человек. Каждая группа представляет свой рассказ о том, что сказал бы соловушка Лиде и Оле. Оля бросила мусор под куст. Лида забрала мусор с собой.

  “Пинг-понг” Аргументированная оценка класса

Оценки ребят

Этапы урока Операц.

Цели

Содержание урока Время

мин.

Техники Обратная

связь

  09 Обобщение:

- Почему рассказ назван “Стыдно перед соловушкой”.

- Чему научил вас этот рассказ?

- Какова главная мысль произведения?

Автор напоминает о бережном отношении к природе, сохранять, соблюдая правила экологии.

2 Анализ Оценка учителя
Работа над новым материалом 09 - Переходим к работе над новым произведением.

Второй пункт плана урока - “Мое отношение к герою стихотворения Валентина Берестова “Цветок”.

- Предположите о чем будем рассуждать? (Принимаются все версии). Прожужжите стихотворение. Чтение учителем. Оправдались ваши предположения? Подготовьте в группах вопросы по содержанию стихотворения.

5 Вызов и осмысление.

Работа в группах

 
  06 Группы обмениваются вопросами, оценивают ответы, дополняют своими мыслями. 4    
  07 Представитель от каждой группы высказывает свое мнение о мальчике и его поступке.

Мы считаем, что…

Мы его поступок…

Мальчик проявил…

В. Берестов “Цветок” Я сделал из бумаги

Я сделал из бумаги
Цветок весенний свой.
Мне было жаль в овраге
Срывать цветок живой.

Какие весенние первоцветы растут у нас в Молдове? Как к ним относятся люди? Что вы об этих поступках думаете?

2

5

Физ. минутка

Рефлексия

 

 

Этапы урока Операц. Цели Содержание урока Время мин. Техники Обратная связь
  09 Обобщение: Как надо вести себя весеннем лесу или лугу? Как думаете, можем мы перейти к следующему пункту плана урока?

Виктор Викторов “Цветок на лугу”. Чтение стихотворения подготовленным учеником:

Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем -
Объяснить не могу.
В стакане он постоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял.

Продолжите мысль, выскажите свои предположения. Прочитай “жужжа” стихотворение. Определите главную мысль.

В группах обсуждают и озвучивает представитель от каждой группы, какова главная мысль стихотворения.

2

5

Анализ

Понимание, работа в группах

 
  05 Как озаглаавите стихотворение? Обсуждается и озвучивается совет герою произведения.

Сравнить поступки героев двух стихотворений.

Обобщение: Как поступили бы вы?

5   Оценка учителя
  07 Второй урок

Вот мы и подошли к следующему этапу урока “Как вести себя в лесу?” Какие правила соблюдаете вы находясь на природе?

1    

 

Этапы урока Операц.  Цели Содержание урока Время мин. Техники Обратная связь
  01 Давайте прочитаем статью, которая поможет представить красоту леса и напомнит о нашем отношении ко всему, что там живет.

Как вести себя в лесу

Вы любите ходить в лес? Как там хорошо! Поют на все лады птицы. Скачут пушистые белки. Стучат пестрые дятлы.

Лес принимает тебя как друга. Каждая веточка приветливо машет тебе. А умеешь ли ты вести себя в лесу?

Запомни три правила поведения.

Первое правило – не сори. Это для зверей и птиц лес – родной дом, а ты в нем гость.

Птицы кормят своих птенцов, учат их петь. Звери приучают своих детей лазать по деревьям, добывать еду. Шум в лесу может спугнуть зверька, сорвать лесной урок. Поэтому второе правило – не шуми.

Ты вышел на лесную полянку. Она словно живой ковер. Качаются ромашки, тихо звенят колокольчики. Ты сорвал колокольчик. И красота полянки померкла. А дома лесной звоночек замолчал, поник, завял.

Вот и третье правило – не губи красоту леса.

1. Чтение учителем и подготовленными учениками. О каких правилах узнали?

2. Повторное чтение “Цепочкой”. Сформулируйте вопросы по содержанию текста и обменяйтесь ими. Сформулируйте другие правила поведения в лесу. Каждая группа предлагает свое правило.

5

 

 

 

 

 

 

3

Демонстрация

Синтез, работа в группах

 

 

Этапы урока Операц. Цели Содержание урока Время мин. Техники Обратная связь
  07 Далее, ребята, я предлагаю нарисовать то, о чем мы читали “Танец цветов”. 20    
  012 1. Группа раскрасит первоцветы и расскажет о них (на партах шаблоны подснежники, ландыша, фиалки, и краткая информация о них. )

2. Группы нарисуют лесную поляну и расскажут о правилах поведения на ней.

3. Группы нарисуют луг и расскажут о луговых растениях (ромашка, одуванчик).

4. Группы нарисуют иллюстрацию к стихотворению и составят рассказ от лица сорванного цветка.

“Я сорванный цветок”.

  Синтез  
  010 По завершению работы в группах, ребята выбирают лучшие работы для “аукциона”. 2

2

Физ. минутка.

Аукцион.

 
Общение и систематизация знаний умений 011 Каждая группа демонстрирует свои работы и коротко сообщает о лекарственных растениях и озвучивает свой рассказ и правила составленные группой.

Выбираются лучшие работы.

4 Демонстрация,

оценивание

Оценки класса плюс оценки учителя.
  09 Итог урока. Чему учились на уроке? Какой общей темой можно объединить наши уроки? (Бережное отношение к природе. ) 2    
Домашнее задание 011 1. Выучить наизусть одно из стихотворений.

2. Составить свои правила поведения на природе.

3. Составить рассказ от лица первоцветов.

3    
Подведение итогов урока 06 Работа над пословицей

По лесу надо с умом ходить.

Как понимаете смысл пословицы?

Урок окончен. Всем спасибо за интересную работу. Желаю вам на деле применять правила о которых вы интересно рассуждали.

2 Анализ пословиц. оценки учителя