Интегрированный урок (физика + биология) "Диффузия и окружающая среда"

Разделы: Физика, Биология


Цели урока:

  • Обобщение знаний о диффузии и применение физических знаний для объяснения процессов, происходящих в окружающей среде.
  • Формирование навыков работы с дополнительной литературой и с различными информационными источниками.
  • Развитие творческих способностей и умения обобщать
  • Формирование интереса к новому предмету

Подготовительный этап.

Класс поделен на три группы, каждая из которых получила домашнее задание: (за неделю до урока)

Первая группа – подготовить вопросы для проверки знаний о диффузии

Вторая группа – подготовить сообщение о явлении диффузии в живой природе

Третья группа – подготовить сообщение о явлении диффузии в неживой природе

Весь класс получил задание нарисовать рисунки с явлением диффузии/

Оборудование: проектор, рисунки о диффузии, нарисованные учащимися, индивидуальные карты

Ход урока

На предыдущем уроке мы изучили явление диффузии и сегодня на уроке попробуем применить наши знания для объяснения явления диффузии в окружающей среде.

На доске план урока. Для проверки домашнего задания слово первой группе.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Явление диффузии в живой природе.
  4. Явление диффузии в неживой природе.
  5. Разработка проектов “Решение экологических проблем, связанных с явлением диффузии”.
  6. Подведение итогов.

Первая группа

Мы подготовили вам вопросы в виде инсценировки, а ваша задача увидеть явления диффузии и записать их в рабочую карту, которые у вас на столах, а старшему группы суммировать все ответы в карте группы:

Лика собралась в школу, налила в стакан кипяток, опустила в него пакетик с чаем, положила два кубика сахара и выпила чай. Она промокнула рот салфеткой, Брызнула на себя любимые духи и тут в дверь позвонили.

Пришли подружки:

  • Лика, у тебя очень приятные духи, – сказала Зина, – Таня, ты нарисовала рисунки о диффузии?
  • Да, но не раскрасила их. Лика принесла баночку с водой и краски.

Таня развела краску и раскрасила рисунок, затем помыла кисточку в банке. Рисунок получился красивым (Изображен домик в деревне из трубы которого поднимается дым)

Девочки побежали в школу.

Весь рассказ сопровождается опытами (наливается и заваривается чай и т.д.).

А теперь давайте проверим, сколько явлений диффузии вы увидели в нашей сценке

(Старшие групп называют увиденные их группами явления: заваривается чай, растворяется сахар, салфетка впитывает влагу, распространяется запах духов, разводится краска, краска проникает в бумагу, кисточка окрашивает воду, явление диффузии на рисунке). Сверяют ответы.

Больше явлений заметила третья группа.

Вторая группа представляет 5 выступлений (а остальные учащиеся должны сделать вывод о их сообщениях и записать в рабочие карты).

Демонстрируется 1 слайд:

- дыхание и питание растений;

- дыхание и питание живых организмов;

- дыхание человека;

- сущность запахов и их значение в окружающем мире;

- сказка о круговороте воды в природе.

Сказка “Жила в лесном водоеме серебристая капелька. Однажды она поднялась на поверхность озерка полюбоваться солнышком и вдруг почувствовала, что распадается на мелкие частички и поднимается вверх. Внизу осталось озерко и лес а она все поднималась и поднималась вверх. Становилось холодно и она вместе с другими такими же замерзшими капельками поближе прижимались друг к другу пока не собирались в тучу. Когда капелек стало очень много они посыпались вниз. Капелька увидела красивый цветок, поникший от жары и упала рядом с ним на землю. Корни цветка с благодарностью впитывали капельку и она чувствовала себя такой необходимой. Ведь она спасла жизнь цветку”

О каком явлении мы рассказали?

После сообщений группы делают выводы о важном значении явления диффузии для существования живой природы и жизни на Земле.

Третья группа представляет сообщения (вывод в рабочие карты). Демонстрируется 2,3 слайд:

- о загрязнении воздуха;

- о загрязнении водоемов;

- о влиянии техногенных факторов на живую природу;

- о экологических проблемах города Красноярска.

Старшие групп делают выводы о вредном воздействии явления диффузии на окружающую среду.

Учитель благодарит группы за проделанную работу и предлагает группам разработать проекты решения экологических проблем в городе и его окрестностях.

После 10 минутного обсуждения группы представляют различные проекты по решению экологических проблем.

Демонстрируется 4 слайд.

Учителя оценивают работу всех выступавших, а оценки остальным ученикам выставляются по итогам их работы в индивидуальных картах.

Индивидуальная рабочая карта.

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

     

Презентация