Цели урока:
- Обобщение знаний о диффузии и применение физических знаний для объяснения процессов, происходящих в окружающей среде.
- Формирование навыков работы с дополнительной литературой и с различными информационными источниками.
- Развитие творческих способностей и умения обобщать
- Формирование интереса к новому предмету
Подготовительный этап.
Класс поделен на три группы, каждая из которых получила домашнее задание: (за неделю до урока)
Первая группа – подготовить вопросы для проверки знаний о диффузии
Вторая группа – подготовить сообщение о явлении диффузии в живой природе
Третья группа – подготовить сообщение о явлении диффузии в неживой природе
Весь класс получил задание нарисовать рисунки с явлением диффузии/
Оборудование: проектор, рисунки о диффузии, нарисованные учащимися, индивидуальные карты
Ход урока
На предыдущем уроке мы изучили явление диффузии и сегодня на уроке попробуем применить наши знания для объяснения явления диффузии в окружающей среде.
На доске план урока. Для проверки домашнего задания слово первой группе.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Явление диффузии в живой природе.
- Явление диффузии в неживой природе.
- Разработка проектов “Решение экологических проблем, связанных с явлением диффузии”.
- Подведение итогов.
Первая группа
Мы подготовили вам вопросы в виде инсценировки, а ваша задача увидеть явления диффузии и записать их в рабочую карту, которые у вас на столах, а старшему группы суммировать все ответы в карте группы:
Лика собралась в школу, налила в стакан кипяток, опустила в него пакетик с чаем, положила два кубика сахара и выпила чай. Она промокнула рот салфеткой, Брызнула на себя любимые духи и тут в дверь позвонили.
Пришли подружки:
- Лика, у тебя очень приятные духи, – сказала Зина, – Таня, ты нарисовала рисунки о диффузии?
- Да, но не раскрасила их. Лика принесла баночку с водой и краски.
Таня развела краску и раскрасила рисунок, затем помыла кисточку в банке. Рисунок получился красивым (Изображен домик в деревне из трубы которого поднимается дым)
Девочки побежали в школу.
Весь рассказ сопровождается опытами (наливается и заваривается чай и т.д.).
А теперь давайте проверим, сколько явлений диффузии вы увидели в нашей сценке
(Старшие групп называют увиденные их группами явления: заваривается чай, растворяется сахар, салфетка впитывает влагу, распространяется запах духов, разводится краска, краска проникает в бумагу, кисточка окрашивает воду, явление диффузии на рисунке). Сверяют ответы.
Больше явлений заметила третья группа.
Вторая группа представляет 5 выступлений (а остальные учащиеся должны сделать вывод о их сообщениях и записать в рабочие карты).
Демонстрируется 1 слайд:
- дыхание и питание растений;
- дыхание и питание живых организмов;
- дыхание человека;
- сущность запахов и их значение в окружающем мире;
- сказка о круговороте воды в природе.
Сказка “Жила в лесном водоеме серебристая капелька. Однажды она поднялась на поверхность озерка полюбоваться солнышком и вдруг почувствовала, что распадается на мелкие частички и поднимается вверх. Внизу осталось озерко и лес а она все поднималась и поднималась вверх. Становилось холодно и она вместе с другими такими же замерзшими капельками поближе прижимались друг к другу пока не собирались в тучу. Когда капелек стало очень много они посыпались вниз. Капелька увидела красивый цветок, поникший от жары и упала рядом с ним на землю. Корни цветка с благодарностью впитывали капельку и она чувствовала себя такой необходимой. Ведь она спасла жизнь цветку”
О каком явлении мы рассказали?
После сообщений группы делают выводы о важном значении явления диффузии для существования живой природы и жизни на Земле.
Третья группа представляет сообщения (вывод в рабочие карты). Демонстрируется 2,3 слайд:
- о загрязнении воздуха;
- о загрязнении водоемов;
- о влиянии техногенных факторов на живую природу;
- о экологических проблемах города Красноярска.
Старшие групп делают выводы о вредном воздействии явления диффузии на окружающую среду.
Учитель благодарит группы за проделанную работу и предлагает группам разработать проекты решения экологических проблем в городе и его окрестностях.
После 10 минутного обсуждения группы представляют различные проекты по решению экологических проблем.
Демонстрируется 4 слайд.
Учителя оценивают работу всех выступавших, а оценки остальным ученикам выставляются по итогам их работы в индивидуальных картах.
Индивидуальная рабочая карта.
Первая группа |
Вторая группа |
Третья группа |