Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Для этого можно использовать нестандартные задания, неожиданные вопросы, приемы с использованием поисковых методов, элементов занимательности. Такая работа применима на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков.
В своей практике разработала и использую систему нестандартных задач, т.к. заметила, что дети часто не понимают содержания задач, для них оно не имеет смысла, потому что в этом возрасте учащиеся не умеют мыслить абстрактно. В реальной жизни они часто не сталкиваются с тем, что читают в задачах, не проделывают тех процессов.
Поэтому в задачах, которые применяю, излагается некоторая реальная ситуация, близкая к пониманию детей, связанная с жизнью. Если ещё к тому же в содержании и в вопросе интригующие факты, это является дополнительным стимулом интереса и желания работать над ней. Эту систему совершенствую, дополняю, углубляю. (Смотри в приложении).
Задачи могут быть любые, но самые главные требования-задача должна быть интересна, понятна, принципиально решаема, независимо от уровня ее сложности. Для этого нужно: 1) достаточность условия, 2) корректность вопроса, 3) наличие противоречия.
Где можно использовать такие задачи?
Считаю:
- На уроке и дома;
- В математическом кружке;
- На факультативе;
- На окружающем мире.
Каким образом можно подать такие задачи?
Это может быть:
- Текстовой вариант;
- Карточка;
- Наглядность-рисунок, таблица, схема, диаграмма, взвешивание, лепка из пластилина, аппликация, коллажирование, оригами.
- Опыт.
Такие задачи положительно воздействуют на учебную мотивацию детей, развивают продуктивную форму работы, прививают вкус к интеллектуальному труду, придают деятельности детей прикладной характер, обеспечивают высокий уровень предметного содержания.