Цели и задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей со смыслоразличительной ролью [ш] [ж], научить различать их на слух
- научить детей читать слова с буквами Ш, Ж
- привлечь внимание к сочетаниям жи-ши, шо-шё, жо-жё
Воспитывающие:
- воспитывать дружный коллектив и чувство взаимовыручки
- воспитывать любовь к чтению
3. Развивающие: -развивать логику, умение анализировать обобщать делать выводы.
ЭТАПЫ УРОКА | ХОД УРОКА |
1. Орг. момент
2. Фонетический разбор слов
3. Повторение пройденного о буквах парных согласных звуков
4. Выявление темы урока
5. Постановка целей и задач урока
6. Выделение нового звука
Физминутка
7. Чтение слогов
8. Чтение слогов с “хитрыми” слогами и слов
9. Определение “опасности” согласных
10. Развитие речи (чтение предлож.)
Подведение итогов |
УЧ. - Встали, начинаем урок. Но,
кажется, ещё кто-то идёт… /звучит аудиозапись
“Песенка Винни-Пуха”/ УЧ. – К нам пришёл Винни-Пух . А кто знает автора сказки про Винни-Пуха? /Алан Милн / УЧ. - Винни-Пух пришёл к нам не один. С ним пришли его друзья. /на доске картинки: Кролик, Сова, Тигра ,Пятачок. / УЧ. - Ребята , вы знаете , что Винни-Пух большой выдумщик. Вот и сегодня он приготовил вам задания, а ещё хочет вместе с вами узнать что-нибудь новое. А если вы ему поможете , то он будет награждать вас горшочками с мёдом. /Винни-Пух идёт по классу и видит на партах у детей карточки характеристики звуков/ В. - А для чего вам эти карточки? Дети - Составить схему слов. В. – Составьте схему слов “Кролик” и “Тигра” /кролик - - о = о – Тигра = о - - о / В. – Молодцы. За это вам 1 бочонок В. - Я рассыпал буквы. Найдите среди них те, с которых начинаются имена моих друзей. /на доске буквы: В С И Л М Н К Г Т П . Из них дети выбирают В С К Т П И / В. - На какие группы вы можете разделить все буквы? Дети – Буквы гласных звуков и буквы согласных звуков. В. - А что можете сказать про буквы согласных? Дети- Все эти буквы обозначают парные звуки. В. - А какие буквы парных согласных звуков вы знаете? Дети – З-С Г-К Д-Т В-Ф Б-П. В. - Вы молодцы! На все мои вопросы ответили! За это вам 2 бочонок. В. - В домике букв 1столбик пустой. Как вы думаете , чем же мы будем сегодня заниматься? Дети – Знакомиться с новыми буквами. В. - Правильно. Теперь я буду слушать вас и вашу учительницу. /На доске знаки:
- Посмотрите на доску и расскажите что ещё мы будем делать на уроке. Д. – Будем выяснять, есть ли у новых букв твёрдые и мягкие звуки. Будем доказывать, что новые свуки парные. Отрывок из м/ф “Вини-Пух”. Уч. - Какой звук услышал Винни-Пух? [Ж] - Произнесите его и покажите карточку этого звука. - А теперь попробуйте произнести его мягко. - Какой сдедаем вывод? Д. Буква Ж не обозначает мягкого звука. Заполнение схемы. Уч. – Теперь выясним, есть ли у него пара? Что для этого надо сделать? Д. – Прошептать его. Вывод: есть парный звук [Ш]. Уч. – Покажите карточку этого звука. - Произнесите мягко. - Какой же вывод мы сделаем? 1. Буквы Ж Ш – парные. 2. Они обозначают только твёрдые звуки. В. Молодцы! За это вам - 3 бочонок. Пятачок и Винни-Пух, Кролик и Сова Все пошли на День рождения к ослику Иа. В. – Я буду называть слова, если в этом слове есть [Ж] – руки вверх, если [Ш] – присели. шарик шило мороженое женьшень каска штора жаба жасмин В. - Молодцы! – 4 бочонок, а если назовёте меня так, чтобы были звуки или, то дам 5 бочонок. медвежонок мишка Винни-Пух “идёт” к домику гласных. В. – Какой красивый крвсный домик. А почему здесь буквы живут на двух этажах? На доске буквы
Уч. - Буква Ж пойдёт в гости к гласным и вы будете читать слоги. (Когда подходят к Ы и Э, эти буквы падают. ) В. -Почему они падают? Уч. - А потому, что в русском языке нет таких слогов. Значит, оказывается, что буквы Ж и Ш пишутся е со всеми гласными. - Давайте прочитаем те слоги, которые есть в русском языке. На наборном полотне Жа жу же ша шу ше Жо жё жи шо шё ши В. – Какие вы молодцы – за это 5-й бочонок. На доске
На доске
В. - А как напишите моё название МЕДВЕЖ? НОК Уч. - А это пока пусть останется тайной. Мы научимся пользоваться словарем и найдем и будем писать без ошибок. В. – Вы так хорошо работаете. - 6 бочонок. Пятачок и Вини-Пух Кролик и Сова Все пошли на день рождения К ослику Иа. В. - А зачем вы учите эти парные согласные. В них есть что-то особенное, хитрое? (да. Иногда слышится [т] , а пишется или [д] или [т] и т. д.) Уч. – А теперь посмотрим, как у наших новых букв.
Буквы Ж и Ш закрыты. Какие звуки слышим. Уч. – Как думаете, какие буквы будем писать. После выслушивания ответов буквы открываются. - Какой вывод сделаем? (Когда слышим [ш], можем писать или Ж или Ш). 7 бочонок. В. – Я приготовил вам предложения с новыми буквами. Но среди них есть неправильные. Если верно предложение, то ставьте +, если нет –. Воздушный шарик тяжелый. Маленькую лошадь называют жеребёнком. На жасмине растут жёлуди. Жираф, кукушка, жук – это животные. Дети кошки – котята. Шоколадка сладкая. Ужи летают. Шарф носят на шее. - Что узнали про буквы Ж и Ш? |