Конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [ш], [ж], обозначение их буквами "ж", "ш"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить детей со смыслоразличительной ролью [ш] [ж], научить различать их на слух
  • научить детей читать слова с буквами Ш, Ж
  • привлечь внимание к сочетаниям жи-ши, шо-шё, жо-жё

Воспитывающие:

  • воспитывать дружный коллектив и чувство взаимовыручки
  • воспитывать любовь к чтению

3. Развивающие: -развивать логику, умение анализировать обобщать делать выводы.

ЭТАПЫ УРОКА ХОД УРОКА
1. Орг. момент

 

 

 

 

 

2. Фонетический разбор слов

 

 

 

 

 

 

3. Повторение пройденного о буквах парных согласных звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Выявление темы урока

 

5. Постановка целей и задач урока

 

 

 

 

 

 

 

6. Выделение нового звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

7. Чтение слогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Чтение слогов с “хитрыми” слогами и слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Определение “опасности” согласных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Развитие речи (чтение предлож.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

УЧ. - Встали, начинаем урок. Но, кажется, ещё кто-то идёт… /звучит аудиозаписьПесенка Винни-Пуха”/

УЧ. – К нам пришёл Винни-Пух . А кто знает автора сказки про Винни-Пуха?

/Алан Милн /

УЧ. - Винни-Пух пришёл к нам не один. С ним пришли его друзья.

/на доске картинки: Кролик, Сова, Тигра ,Пятачок. /

УЧ. - Ребята , вы знаете , что Винни-Пух большой выдумщик. Вот и сегодня он приготовил вам задания, а ещё хочет вместе с вами узнать что-нибудь новое. А если вы ему поможете , то он будет награждать вас горшочками с мёдом.

/Винни-Пух идёт по классу и видит на партах у детей карточки характеристики звуков/

В. - А для чего вам эти карточки?

Дети - Составить схему слов.

В. – Составьте схему слов “Кролик” и “Тигра”

/кролик - - о = о –

Тигра = о - - о /

В. – Молодцы. За это вам 1 бочонок

В. - Я рассыпал буквы. Найдите среди них те, с которых начинаются имена моих друзей.

/на доске буквы: В С И Л М Н К Г Т П .

Из них дети выбирают В С К Т П И /

В. - На какие группы вы можете разделить все буквы?

Дети – Буквы гласных звуков и буквы согласных звуков.

В. - А что можете сказать про буквы согласных?

Дети- Все эти буквы обозначают парные звуки.

В. - А какие буквы парных согласных звуков вы знаете?

Дети – З-С Г-К Д-Т В-Ф Б-П.

В. - Вы молодцы! На все мои вопросы ответили! За это вам 2 бочонок.

В. - В домике букв 1столбик пустой. Как вы думаете , чем же мы будем сегодня заниматься?

Дети – Знакомиться с новыми буквами.

В. - Правильно. Теперь я буду слушать вас и вашу учительницу.

/На доске знаки:

[ ] \

[ ,] \

[ ] \

[ ,] /

- Посмотрите на доску и расскажите что ещё мы будем делать на уроке.

Д. – Будем выяснять, есть ли у новых букв твёрдые и мягкие звуки.

Будем доказывать, что новые свуки парные.

Отрывок из м/ф “Вини-Пух”.

Уч. - Какой звук услышал Винни-Пух? [Ж]

- Произнесите его и покажите карточку этого звука.

- А теперь попробуйте произнести его мягко.

- Какой сдедаем вывод?

Д. Буква Ж не обозначает мягкого звука.

Заполнение схемы.

Уч. – Теперь выясним, есть ли у него пара? Что для этого надо сделать?

Д. – Прошептать его.

Вывод: есть парный звук [Ш].

Уч. – Покажите карточку этого звука.

- Произнесите мягко.

- Какой же вывод мы сделаем?

1. Буквы Ж Ш – парные.

2. Они обозначают только твёрдые звуки.

В. Молодцы! За это вам - 3 бочонок.

Пятачок и Винни-Пух, Кролик и Сова

Все пошли на День рождения к ослику Иа.

В. – Я буду называть слова, если в этом слове есть [Ж] – руки вверх, если [Ш] – присели.

шарик шило мороженое женьшень

каска штора жаба жасмин

В. - Молодцы!4 бочонок, а если назовёте меня так, чтобы были звуки или, то дам 5 бочонок.

медвежонок мишка

Винни-Пух “идёт” к домику гласных.

В. – Какой красивый крвсный домик. А почему здесь буквы живут на двух этажах?

На доске буквы

У Ю

А Я

О Ё

Ы И

Э Е

Уч. - Буква Ж пойдёт в гости к гласным и вы будете читать слоги.

(Когда подходят к Ы и Э, эти буквы падают. )

В. -Почему они падают?

Уч. - А потому, что в русском языке нет таких слогов. Значит, оказывается, что буквы Ж и Ш пишутся е со всеми гласными.

- Давайте прочитаем те слоги, которые есть в русском языке.

На наборном полотне

Жа жу же ша шу ше

Жо жё жи шо шё ши

В. – Какие вы молодцы – за это 5-й бочонок.

На доске

же [ жэ] ше [ шэ]

жи [жы] ши [шэ]

жо шо

[жо] [шо]

жё шё

На доске

ШОРОХ ЖЁЛУДЬ ШИРМА

ШЁЛК ЖЁЛТЫЙ ЖИЛ

ШОРТЫ ЖОНГЛЁР ЖИРАФ

РОШЕЛ МЕДВЕЖ?НОК

В. - А как напишите моё название

МЕДВЕЖ? НОК

Уч. - А это пока пусть останется тайной. Мы научимся пользоваться словарем и найдем и будем писать без ошибок.

В. – Вы так хорошо работаете. - 6 бочонок.

Пятачок и Вини-Пух

Кролик и Сова

Все пошли на день рождения

К ослику Иа.

В. - А зачем вы учите эти парные согласные. В них есть что-то особенное, хитрое?

(да. Иногда слышится [т] , а пишется или [д] или [т] и т. д.)

Уч. – А теперь посмотрим, как у наших новых букв.

КОВШ    МОРОШКА

МОРЖ     ДОРОЖКА

ЁРШ         КРОШКА

Буквы Ж и Ш закрыты. Какие звуки слышим.

Уч. – Как думаете, какие буквы будем писать.

После выслушивания ответов буквы открываются.

- Какой вывод сделаем?

(Когда слышим [ш], можем писать или Ж или Ш).

7 бочонок.

В. – Я приготовил вам предложения с новыми буквами. Но среди них есть неправильные. Если верно предложение, то ставьте +, если нет –.

Воздушный шарик тяжелый.

Маленькую лошадь называют жеребёнком.

На жасмине растут жёлуди.

Жираф, кукушка, жук – это животные.

Дети кошки – котята.

Шоколадка сладкая.

Ужи летают.

Шарф носят на шее.

- Что узнали про буквы Ж и Ш?