Цель урока:
- Рассмотреть процесс горения;
- Изучить ТБ при работе с горючими материалами и действия человека при возникновении пожара;
- Изучить строение пламени спиртовки;
Оборудование: записи на доске, периодическая система, схема парникового эффекта, спиртовка, спички, защитные очки.
План урока.
Этапы урока | Время, мин | Приемы и методы |
1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы. | 1-2 | Сообщение учителя. |
2. Проверка домашнего задания. | 5-7 | Фронтальный опрос. |
3. Изучение нового материала. | 15-20 | Рассказ учителя, беседа. Записи в тетради. Работа с учебником. |
4. Отработка знаний и умений. | 10-15 | Практическая работа. |
5. Подведение итогов. Домашнее задание. | 1-2 | Запись на доске. |
Ход урока
2. Вопросы для контроля:
1. Сравните физические свойства кислорода и озона.
2. Что такое аллотропия, и какие аллотропные модификации вам известны?
3. Что представляет собой озонатор?
4. С какими свойствами связано применение озона?
5. В чём заключается роль озонового слоя и чем грозит его разрушение человечеству?
3. Важными свойствами кислорода является его способность поддерживать дыхание и горение. Горение – это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света. В основе горения лежит взаимодействие горючего вещества (топливо) с кислородом. Сжигание топлива состоит из двух стадий: воспламенения и собственно горения. Для воспламенения топливо поджигают, далее наступает стадия горения. Для возникновения горения необходимы определённые условия, а именно-совмещение в одном месте в одно время трёх составляющих:
Горючее вещество
+
Окислитель
+
Источник воспламенения
v
Горение.
Отсутствие одного из перечисленных элементов делает невозможным возникновение горения. Если горение быстро распространяется на большое количество горючего материала, может произойти взрыв. Характер горения зависит от вида топлива.
Топливо | ||
Твёрдое | Жидкое | Газообразное |
Учащиеся приводят примеры твёрдого, жидкого и газообразного топлива.
Основные способы прекращения горения:
- Охлаждение зоны горения водой и другими огнетушащими веществами;
- Изоляция зоны горения пеной, порошком, песком, плотными покрывалами, прекращающими поступление горючих веществ или воздуха в зону горения;
- Разбавление реагирующих в процессе горения веществ водяным паром, углекислым газом и другими, не поддерживающими горении газами;
Далее с учащимися учитель проводит инструктаж-беседу по ТБ при работе с горючими веществами и правилами безопасного поведения при пожарах.
Вот некоторые из них:
- Перед началом работ убедитесь в наличии средств пожаротушения (огнетушитель, песок, защитное одеяло);
- Пройдите инструктаж по ТБ при работе с горючими веществами;
- Пользуйтесь защитными очками;
- При возникновении пожара сохраняйте самообладание, стремитесь подавить панику в себе и окружающих;
- Немедленно покиньте здание, если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарной команды попытайтесь потушить его имеющимися подручными средствами;
- Проходя через горящие помещения, накройте себя с головой мокрой материей;
- Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь на полу, или затушите его водой;
- Сообщите о пожаре в пожарную охрану;
В заключение изучения новой темы рассматривается ещё одна глобальная экологическая проблема планеты - парниковый эффект (используется рисунок 33 учебника на стр. 72).
4. Выполнение практической работы № 3 “Ознакомление с пламенем спиртовки”.
5. Подведение итогов. Домашнее задание: § 22
Практическая работа №3.
Тема работы: “Ознакомление с пламенем спиртовки”.
Цель работы:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, защитные очки.
Прежде, чем приступить к выполнению работы, проверьте:
- правильность заполнения спиртовки (на 2/3 её объёма);
- состояние фитиля (ровно подрезан, его длина 1,5 см над диском);
- положение фитиля в трубке (неплотно прилегает к трубке).
Рисунок опыта: “Строение пламени”.
Отметьте в таблице цвет пламени и характеристику его зон по температуре.
Зона | Цвет пламени | Характеристика температурного режима пламени |
I | ||
II | ||
III |
Приведите в порядок рабочее место:
Оценка:________________________