Цели.
1. Формирование осознанного представления о многогранности чувств и настроений, о разнообразии музыкальных образов в музыке Шопена.
2. Развитие исполнительских навыков, чувства ритма, интонационно-образного исполнения.
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам,настроениям, переданным в музыке.
Оборудование: портрет Шопена; высказывания о Шопене:
- “Шапка долой господа, перед вами гений” Р.Шуман.
- “Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” А.Рубинштейн.
- “Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине” Ф. Лист.
- Карточки с цифрами от 1 до 9, буквами з, в, е, з, д, о, п, а, д, для викторины.
- Карточки с нотной записью (фрагменты песен “Звездопад”, “Песня туристов”).
- Конфетти, на которых написаны (перечислены) музыкальные произведения (для викторины)
1. “Лесной царь” Ф. Шуберт
2. “Островок” С.В Рахманинов
3. “Прелюдия №4” А.Н. Скрябин
4. “Этюд №12” А.Н. Скрябин
5. “Органная фуга” И.С. Бах
6. “Деревянная лошадка” Дварионаса
7. “В путь” Лаурушаса
8. “Болеро” М Равель
9. “Весенние воды” Рахманинов
- “Вальс №6” , “Вальс №7”
- цветные карточки
- “Мы на уроке слушали Шопена …”
- Словарь: печально, ласково, романтично, утонченно, изящно, светло, нежно, сердечно, полетно.
Ход урока.
I . Организационный момент
У каждого цветная карточка. Расположитесь в группы по цвету. В течение урока работа в группах. Наблюдатели – 2 человека
I I . Цифровой диктант
Перед вами знакомые произведения, ранее звучащие в классе. На столах карточки с цифрами. Расположите цифры в том порядке, в каком будут звучать фрагменты музыкальных произведений.
Должно получиться девятизначное число.
Викторина.
2 9 4 1 8 5 7 6 3
Каждой цифре соответствует буква
Расшифруйте слово.
I I I . Какое получилось слово?
(Звездопад)
Что такое звездопад?
Какие ассоциации возникают?
Перед вами 2 карточки с нотной записью. Определите, на какой карточке записан фрагмент песни “Звездопад”?
Почему? Что вам подсказало?
Исполнение первого куплета
Какими чувствами проникнута песня?
Как ее можно исполнить?
Повторное исполнение
Ребята, а в какое время исполняется “Звездопад”?
Орлята поют “Звездопад” перед сном, когда уже стемнеет. Они, сидя в кругу, кладут руки на плечи друг другу, и чуть покачиваясь, исполняют песню.
Я вам предлагаю побыть “орлятами”, положите руки на плечи друг другу, и чуть покачиваясь, споем песню.
Не забывайте о настроении, чувствах.
Исполнение “Звездопад”
Как звучит мелодия?
Каков характер песни?
Какому самостоятельному жанру соответствуют перечисленные вами черты характера?
(Вальс).
IV. Назовите композитора, чье творчество связано с вальсами?
Ф. Шопен. У этого композитора всего 14 вальсов и каждый из них – жемчужина.
Сегодня Фридерик Шопен раскроется перед нами как композитор – романтик.
Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка.
В какие минуты появился вальс? В каком настроении был композитор, сочиняя это произведение?
Слушание “Вальс №6”
Анализ.
Какие чувства вызвал вальс у вас?
Как он повлиял на вас?
Этот вальс часто называют “Вальс - минутка” Как вы думаете, почему?
Преследовал композитор цель, чтобы вальс звучал ровно 1 минуту?
Повторное слушание
Какие фрагменты жизни вы озвучили бы этим вальсом?
Прозвучит еще один вальс.
Продумайте, что послужило толчком к его созданию?
Звучит “Вальс №7”
Анализ.
Что композитор сделал для того, чтобы мы поняли его музыку, узнали о его чувствах? Какими средствами он этого достиг?
Как звучит вальс?
Все время музыка звучит печально, грустно?
Прослушайте фрагмент и поднимите рук там, где меняется настроение, характер музыки?
Звучит фрагмент
Что изменилось?
В какой форме написано произведение? Сколько образов?
(Один, единый образ, который поворачивается разными своими гранями, то образ лирический, сердечный, то печальный, то просветленный, при этом сказочно полетный.)
Человек, любящий жизнь, человек с разнообразными и тонкими чувствами, человек-романтик.
Что интересного вы узнали о Шопене?
Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?
V. Работа по группам.
I группа – отзыв о музыке Шопена;
II группа – сочиняют стихотворение “Мы на уроке слушали Шопена”;
III группа – раскрыть значение слов “Шапки долой, господа, перед вами гений”.
Запишите то высказывание, которое ближе вам.
VI. Итог урока. Оценки.
VII. Домашнее задание.