Комплексная программа курсов предшкольной подготовки "Первые шаги в страну Знаний"

Разделы: Школьная психологическая служба


Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребёнка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд, систематические занятия учебного типа.

Готовность к школе – это сложный комплекс определённых психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка.

Развивающая работа с дошкольниками должна строиться как целостная осмысленная деятельность, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.

Станет ли школа для ребёнка вторым домом, будет ли он ходить в этот дом с радостью, свяжет ли всё значимое для него в настоящем со школой, останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворённость?

В жизни очень сложно что-то делать первый раз. И понятно, как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если дошкольник уже умеет писать и считать, у него есть красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, все равно тяжело прийти в класс, где он практически никого не знает. На занятиях по подготовке к школе детей учат не бояться этого. Они начинают понимать, как быстрее освоиться в новой ситуации, как найти общий язык с учителями и одноклассниками. И конечно подготовятся и к тяжелым испытаниям, и к радостным событиям, которыми так богата школьная жизнь. Мы уверены в том, что подготовка ребенка к школе должна проходить в психологически бесконфликтной атмосфере. Нужно сделать так, чтобы пока школа впереди, ребенку она представлялась заманчивой, загадочной, "взрослой". Восторженные интонации родителей или воспитателей: "Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу! Там так интересно!" укрепят уверенность ребенка в том, что учиться весело, увлекательно. Так оно и будет, если ребенок придет в школу как опытный пловец в бассейн, а не будет брошен беспомощным малышом в пучину учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.

В соответствии с этим, целью программы является подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.

Данная программа направлена на развитие у детей 6-7 лет определённых личностных качеств: нравственно-волевых, навыков коммуникаций, так и технических функций, которые создают основу для успешного обучения ребёнка.

Основанием для построения программы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому все занятия с детьми осуществляются на основе развивающих игр.

Целенаправленная и качественная подготовка дошкольника к школьному обучению более эффективна тогда, когда она осуществляется параллельно в 2-х направлениях:

1.Просветительская работа с родителями, направленная на повышение методической грамотности: “Школа для родителей” (лектории-практикумы по вопросам воспитания и обучения детей, индивидуальные и групповые беседы-консультации).

2.Развивающая работа с детьми (развитие познавательной сферы).
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

Формировать личность ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

Обучать грамоте через знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение; составлять схемы; читать слова.

Развивать фонематический слух, анализ и синтез слов.

Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

Развивать элементарные математические представления.

Развивать мелкую моторику рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.

Физическое развитие ребенка – пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности.

Сказкотерапия – вводить ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории и приключения.

Развивать воображение и творческие способности.

Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии свидетельствуют о наличии значительных проблем в формировании школьно-значимых функций у детей при подготовке к систематическому обучению. Среди детей, приходящих в школу, имеют дефициты в речевом развитии около 60%, в сформированности зрительно-моторных координаций – 25-30%, в развитии моторных функций около 25 %.

Учитывая вышеизложенное, необходимо придерживаться следующих принципов при проведении занятий с дошкольниками:

1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.

2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач:
– развитию зрительно-пространственного восприятия
– развитию зрительной памяти
– формированию зрительно-моторных координаций
– развитию речи.

3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.

4. Принцип "рисования речи", то есть "вхождение" ребенка в письменную речь как плавный переход от рисования вещей к рисованию слов.

5. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности шестилетнего ребенка – игровой.

Особенностью данного курса является использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребенком. Методика представляет собой набор "развивающих" игр, упражнений и других видов продуктивной деятельности, в процессе которой ребенок обучается на высокопозитивном эмоциональном уровне.

Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Наш курс предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Умение логически мыслить и рассуждать, сравнивать и анализировать, находить неординарные способы решения той или иной задачи, чувствовать себя комфортно – вот необходимый набор качеств, способствующий успешному обучению ребёнка в школе.

Структура построения программы:

  • Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
  • Учебный план рассчитан на 7 месяцев (октябрь–апрель).
  • Занятия проводятся 2 раза в неделю.
  • Каждый день разбит на три занятия по 25-30 минут каждое.
  • Общее количество занятий с детьми 150.
  • Занятия носят интегрированный характер и включает в себя: обучение грамоте, математике, развитие речи, постановку руки, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребенка.

Разделы программы:

Для детей:

  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Развитие речи.
  • Математика.
  • Обучение грамоте.
  • Развитие познавательных процессов.
  • Физическое развитие.
  • Изобразительное искусство.
  • Музыка.

Для родителей:

Лектории:

  • “Готовность к школе: что это такое?”
  • “Как помочь ребёнку учиться?”
  • “Семейный климат. Стили семейного воспитания.”
  • “Типичные ошибки родителей в воспитании детей.”
  • “Если вы заметили в ребёнке творческий интерес - как его развивать?”
  • “Как закрепляются черты характера?”
  • “Сверхзабота- это хорошо или плохо?”
  • “Потребность любить и быть любимым.”

Лектории-практикумы:

  • “Как развивать внимание и тренировать память”
  • “Учимся сравнивать и анализировать”
  • “ Речевые проблемы и как с ними справиться”
  • “Как развивать мелкую моторику”
  • “Развитие социальных умений и навыков”
  • “Чтение с увлечением или как правильно научить ребёнка читать”
  • “Логика для дошколят. Упражнения на каждый день”

Беседы-консультации. Их тематика зависит от запросов родителей

Тематическое планирование

Раздел

Тема

Количество часов

Ознакомление с окружающим миром

 

 

 

 

 

Я и общество:

  1. Наша страна.

  2. Малая родина.

  3. Моя семья.

  4. Всенародные праздники.

  5. Труд людей в городской и сельской местности.

1

1

1

1

1

итого: 5 ч.

Предметный мир:

  1. Обобщение.

  2. Исключение.

  3. Сравнение предметов.

 

2

2

2

итого: 6 ч

 

Ознакомление с природой:

  1. Неживая природа.

  2. Животный мир.

  3. Растительный мир.

3

6

6

итого: 15 ч

Развитие речи

  1. Дифференцирование сложных звуков.

  2. Чтение открытых слогов.

  3. Составление слов из слогов.

  4. Деление слова на слоги.

  5. Освоение понятий мягкие и твёрдые согласные.

  6. Освоение понятий глухие и звонкие согласные.

  7. Составление рассказа по картинке и серии картинок.

3

3

3

3

3

3

3

итого:21 ч

Математика

  1. Количество и счёт.

  2. Величина.

  3. Геометрические фигуры.

  4. Ориентировка в пространстве.

  5. Время.

  6. Решение задач.

5

4

4

4

4

4 итого: 25ч

Обучение грамоте

Подготовка к письму и чтению.

20

итого: 20ч

Развитие познавательных процессов

Игры на развитие:

  1. Внимания

  2. Памяти

  3. Мышления

 

8

8

8

итого:24ч

Физическое развитие

Уроки ритмики.

10

итого: 10ч

Изобразительное искусство

  1. Рисование.

  2. Лепка.

  3. Апликация и ручной труд.

  4. Рисование по клеткам.

4

4

4

4

итого: 16ч

Музыка

Играем и поём.

8

итого: 8ч

Предполагаемый положительный результат:

Повышение уровня развития познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии.

Формирование положительной учебной мотивации.