Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребёнка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд, систематические занятия учебного типа.
Готовность к школе – это сложный комплекс определённых психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка.
Развивающая работа с дошкольниками должна строиться как целостная осмысленная деятельность, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.
Станет ли школа для ребёнка вторым домом, будет ли он ходить в этот дом с радостью, свяжет ли всё значимое для него в настоящем со школой, останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворённость?
В жизни очень сложно что-то делать первый раз. И понятно, как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если дошкольник уже умеет писать и считать, у него есть красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, все равно тяжело прийти в класс, где он практически никого не знает. На занятиях по подготовке к школе детей учат не бояться этого. Они начинают понимать, как быстрее освоиться в новой ситуации, как найти общий язык с учителями и одноклассниками. И конечно подготовятся и к тяжелым испытаниям, и к радостным событиям, которыми так богата школьная жизнь. Мы уверены в том, что подготовка ребенка к школе должна проходить в психологически бесконфликтной атмосфере. Нужно сделать так, чтобы пока школа впереди, ребенку она представлялась заманчивой, загадочной, "взрослой". Восторженные интонации родителей или воспитателей: "Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу! Там так интересно!" укрепят уверенность ребенка в том, что учиться весело, увлекательно. Так оно и будет, если ребенок придет в школу как опытный пловец в бассейн, а не будет брошен беспомощным малышом в пучину учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.
В соответствии с этим, целью программы является подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.
Данная программа направлена на развитие у детей 6-7 лет определённых личностных качеств: нравственно-волевых, навыков коммуникаций, так и технических функций, которые создают основу для успешного обучения ребёнка.
Основанием для построения программы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому все занятия с детьми осуществляются на основе развивающих игр.
Целенаправленная и качественная подготовка дошкольника к школьному обучению более эффективна тогда, когда она осуществляется параллельно в 2-х направлениях:
1.Просветительская работа с родителями, направленная на повышение методической грамотности: “Школа для родителей” (лектории-практикумы по вопросам воспитания и обучения детей, индивидуальные и групповые беседы-консультации).
2.Развивающая работа с детьми
(развитие познавательной сферы).
Достижение поставленной цели связывается с
решением следующих задач:
Формировать личность ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
Обучать грамоте через знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение; составлять схемы; читать слова.
Развивать фонематический слух, анализ и синтез слов.
Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
Развивать элементарные математические представления.
Развивать мелкую моторику рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.
Физическое развитие ребенка – пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности.
Сказкотерапия – вводить ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории и приключения.
Развивать воображение и творческие способности.
Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии свидетельствуют о наличии значительных проблем в формировании школьно-значимых функций у детей при подготовке к систематическому обучению. Среди детей, приходящих в школу, имеют дефициты в речевом развитии около 60%, в сформированности зрительно-моторных координаций – 25-30%, в развитии моторных функций около 25 %.
Учитывая вышеизложенное, необходимо придерживаться следующих принципов при проведении занятий с дошкольниками:
1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.
2. Принцип комплексности – на каждом
занятии необходимо уделять внимание решению
каждой из задач:
– развитию зрительно-пространственного
восприятия
– развитию зрительной памяти
– формированию зрительно-моторных координаций
– развитию речи.
3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.
4. Принцип "рисования речи", то есть "вхождение" ребенка в письменную речь как плавный переход от рисования вещей к рисованию слов.
5. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности шестилетнего ребенка – игровой.
Особенностью данного курса является использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребенком. Методика представляет собой набор "развивающих" игр, упражнений и других видов продуктивной деятельности, в процессе которой ребенок обучается на высокопозитивном эмоциональном уровне.
Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Наш курс предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Умение логически мыслить и рассуждать, сравнивать и анализировать, находить неординарные способы решения той или иной задачи, чувствовать себя комфортно – вот необходимый набор качеств, способствующий успешному обучению ребёнка в школе.
Структура построения программы:
- Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
- Учебный план рассчитан на 7 месяцев (октябрь–апрель).
- Занятия проводятся 2 раза в неделю.
- Каждый день разбит на три занятия по 25-30 минут каждое.
- Общее количество занятий с детьми 150.
- Занятия носят интегрированный характер и включает в себя: обучение грамоте, математике, развитие речи, постановку руки, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребенка.
Разделы программы:
Для детей:
- Ознакомление с окружающим миром.
- Развитие речи.
- Математика.
- Обучение грамоте.
- Развитие познавательных процессов.
- Физическое развитие.
- Изобразительное искусство.
- Музыка.
Для родителей:
Лектории:
- “Готовность к школе: что это такое?”
- “Как помочь ребёнку учиться?”
- “Семейный климат. Стили семейного воспитания.”
- “Типичные ошибки родителей в воспитании детей.”
- “Если вы заметили в ребёнке творческий интерес - как его развивать?”
- “Как закрепляются черты характера?”
- “Сверхзабота- это хорошо или плохо?”
- “Потребность любить и быть любимым.”
Лектории-практикумы:
- “Как развивать внимание и тренировать память”
- “Учимся сравнивать и анализировать”
- “ Речевые проблемы и как с ними справиться”
- “Как развивать мелкую моторику”
- “Развитие социальных умений и навыков”
- “Чтение с увлечением или как правильно научить ребёнка читать”
- “Логика для дошколят. Упражнения на каждый день”
Беседы-консультации. Их тематика зависит от запросов родителей
Тематическое планирование
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Ознакомление с окружающим миром
|
Я и общество:
|
1 1 1 1 1 итого: 5 ч. |
Предметный мир:
|
2 2 2 итого: 6 ч |
|
Ознакомление с природой:
|
3 6 6 итого: 15 ч |
|
Развитие речи |
|
3 3 3 3 3 3 3 итого:21 ч |
Математика |
|
5 4 4 4 4 4 итого: 25ч |
Обучение грамоте |
Подготовка к письму и чтению. |
20 итого: 20ч |
Развитие познавательных процессов |
Игры на развитие:
|
8 8 8 итого:24ч |
Физическое развитие |
Уроки ритмики. |
10 итого: 10ч |
Изобразительное искусство |
|
4 4 4 4 итого: 16ч |
Музыка |
Играем и поём. |
8 итого: 8ч |
Предполагаемый положительный результат:
Повышение уровня развития познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии.
Формирование положительной учебной мотивации.