Цели урока:
закрепить и обобщить знания учащихся по данной теме;
развивать логическое мышление, внимательность, аккуратность;
развивать зрительную память, математически грамотную речь, познавательный интерес, любовь к математики.
Оборудование: кодоскоп, плакат.
Тип урока: обобщающий урок по теме.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Мы с вами, ребята, закончили изучение темы “Сложение и вычитание натуральных чисел”. Сегодня у нас урок смотр – знаний. Но урок у нас необычный - урок-путешествие по сказочной стране.
В некотором царстве, в волшебном государстве жили герои различных сказок. Жили дружно. Но вот в волшебную страну из царства “Натуральных чисел” забрёл как-то волшебник Числоед. Он был в принципе добрым волшебником, но когда он обнаружил, что сказочные герои не очень-то хорошо знают математику, очень сильно рассердился и превратился в злого колдуна. Схватил первых попавшихся жителей волшебной страны и спрятал их в различных местах. Но недаром он был математиком. Препятствия на пути их спасения он поставил такие, что преодолеть их могут только знатоки математики. Нам предстоит помочь жителям волшебной страны и освободить сказочных героев попавших в беду.
( На доске вывешивается карта сказочной страны.)
2. Устный счёт.
У ворот стражник, чтобы попасть в волшебную страну следует выполнить следующие задания:
1)Вычисли (устно): 2) - Какие числа называются натуральными.
280 +32 144 – 24 - Какое самое большое натуральное число.
145 +55 156 - 50 - Какое самое маленькое натуральное число.
324 + 40 125 - 35 - Что вы можете сказать о числе 0.
216 = 314 415 - 115 - Как называются компоненты при сложении.
- Как называются компоненты при вычитании.
- Что значит из числа А вычесть число В?
3. Округление натуральных чисел.
В пустом и пыльном дворце на огромный замок закрыта Красная шапочка. Чтобы открыть замок и освободить Красную шапочку нужно правильно округлить натуральные числа и вписать их в отверстия кодового замка.
Округлить до наивысшего разряда: (На кодоскопе задание)
а)17642, б) 2538, в) 342, г) 51
Идет взаимопроверка решения (ребята обмениваются тетрадями и ставят оценки). Правильное решение высвечивается на кодоскопе.
Итак Красная шапочка на свободе.
4. Сравнение чисел.
Буратино Числоед заключил в мрачную башню. Вокруг башни глубокий ров и пройти через ров можно только по мосту. Но здесь нас ждёт западня. Доски сложены неправильно. И если кто-то взойдет на мост, то сорвётся и полетит в бездну. Как же быть? Если нам удастся расположить числа в порядке возрастания, то мы сможем пройти по мосту и освободить Буратино.
Расположить числа в порядке возрастания:
10001, 1111, 1202, 111, 1212, 1221.
(Задание записано на доске. Ученик решает на доске, остальные в тетрадях).
Ну вот мы и прошли через мост и попали в башню. А в башне огромный паук - верный слуга Числоеда, он охраняет Буратино. Этот паук очень любит задавать вопросы и, только услышав правильные ответы, становится добрым и освобождает свои жертвы.
Вопросы паука: - Сочетательный закон сложения.
- Переместительный закон сложения.
Буратино свободен.
5 .Решение уравнений.
Давайте посмотрим на карту. Дальше наш путь лежит к пещере. В пещере живёт дракон. Он охраняет Золушку. В полдень он отправляется на охоту. Через 3 часа он вернется. Сейчас полдень. Расстояние от Башни до пещеры 10 км. Если мы будем двигаться со скоростью 5 км/час, успеем –ли мы освободить Золушку до возвращения дракона? (устно решаем задачу).
S= 10 км, w=5 км/час, t= ?
Вход в пещеру завален огромным камнем. Камень сдвинется и откроет вход в пещеру, если произнести вслух корни уравнения, уравнения написаны на камне.
(x +45)-15 = 50 (x - 12) + 36 = 48 (x + 48) – 13 = 65
И ответить на вопросы:
что такое уравнение?
что значит решить уравнение?
что такое корень уравнения?
как найти неизвестное слагаемое?
как найти неизвестное уменьшаемое?
как найти неизвестное вычитаемое?
(На доске три ученика решают уравнения)
Корни уравнения называются вслух. Камень отодвигается, Золушка на свободе.
6. Решение задач.
У нас остался один герой, которого нужно освободить - это Кот в сапогах. Он томится в замке Людоеда Людовика. Людоеда долгое время мучает вопрос.
В 50 лет у него было 5512 волос, а к 55 годам стало в 689 раз меньше. Сколько волос остались верны голове?
Ученик у доски решает задачу.
Итак, Кот в Сапогах тоже на свободе.
Числоед подобрел, злые чары с него спали:
Спасибо вам друзья,
За ваши верные решенья,
И помнить будем мы всегда,
Что математика нужна
И это без сомнения.
Вы в сказках навели порядок
И чары спали с колдуна,
Теперь волшебная страна
Вам очень, очень благодарна.
7. Итог урока.
Объявляются оценки.
8. Домашнее задание:
Придумать и написать математическую сказку.