Открытый урок в 5-м классе по математике на тему: "Сложение и вычитание натуральных чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепить и обобщить знания учащихся по данной теме;

  • развивать логическое мышление, внимательность, аккуратность;

  • развивать зрительную память, математически грамотную речь, познавательный интерес, любовь к математики.

Оборудование: кодоскоп, плакат.

Тип урока: обобщающий урок по теме.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Мы с вами, ребята, закончили изучение темы “Сложение и вычитание натуральных чисел”. Сегодня у нас урок смотр – знаний. Но урок у нас необычный - урок-путешествие по сказочной стране.

В некотором царстве, в волшебном государстве жили герои различных сказок. Жили дружно. Но вот в волшебную страну из царства “Натуральных чисел” забрёл как-то волшебник Числоед. Он был в принципе добрым волшебником, но когда он обнаружил, что сказочные герои не очень-то хорошо знают математику, очень сильно рассердился и превратился в злого колдуна. Схватил первых попавшихся жителей волшебной страны и спрятал их в различных местах. Но недаром он был математиком. Препятствия на пути их спасения он поставил такие, что преодолеть их могут только знатоки математики. Нам предстоит помочь жителям волшебной страны и освободить сказочных героев попавших в беду.

( На доске вывешивается карта сказочной страны.)

2. Устный счёт.

У ворот стражник, чтобы попасть в волшебную страну следует выполнить следующие задания:

1)Вычисли (устно): 2) - Какие числа называются натуральными.

280 +32 144 – 24 - Какое самое большое натуральное число.

145 +55 156 - 50 - Какое самое маленькое натуральное число.

324 + 40 125 - 35 - Что вы можете сказать о числе 0.

216 = 314 415 - 115 - Как называются компоненты при сложении.

- Как называются компоненты при вычитании.

- Что значит из числа А вычесть число В?

3. Округление натуральных чисел.

В пустом и пыльном дворце на огромный замок закрыта Красная шапочка. Чтобы открыть замок и освободить Красную шапочку нужно правильно округлить натуральные числа и вписать их в отверстия кодового замка.

Округлить до наивысшего разряда: (На кодоскопе задание)

а)17642, б) 2538, в) 342, г) 51

Идет взаимопроверка решения (ребята обмениваются тетрадями и ставят оценки). Правильное решение высвечивается на кодоскопе.

Итак Красная шапочка на свободе.

4. Сравнение чисел.

Буратино Числоед заключил в мрачную башню. Вокруг башни глубокий ров и пройти через ров можно только по мосту. Но здесь нас ждёт западня. Доски сложены неправильно. И если кто-то взойдет на мост, то сорвётся и полетит в бездну. Как же быть? Если нам удастся расположить числа в порядке возрастания, то мы сможем пройти по мосту и освободить Буратино.

Расположить числа в порядке возрастания:

10001, 1111, 1202, 111, 1212, 1221.

(Задание записано на доске. Ученик решает на доске, остальные в тетрадях).

Ну вот мы и прошли через мост и попали в башню. А в башне огромный паук - верный слуга Числоеда, он охраняет Буратино. Этот паук очень любит задавать вопросы и, только услышав правильные ответы, становится добрым и освобождает свои жертвы.

Вопросы паука: - Сочетательный закон сложения.

- Переместительный закон сложения.

Буратино свободен.

5 .Решение уравнений.

Давайте посмотрим на карту. Дальше наш путь лежит к пещере. В пещере живёт дракон. Он охраняет Золушку. В полдень он отправляется на охоту. Через 3 часа он вернется. Сейчас полдень. Расстояние от Башни до пещеры 10 км. Если мы будем двигаться со скоростью 5 км/час, успеем –ли мы освободить Золушку до возвращения дракона? (устно решаем задачу).

S= 10 км, w=5 км/час, t= ?

Вход в пещеру завален огромным камнем. Камень сдвинется и откроет вход в пещеру, если произнести вслух корни уравнения, уравнения написаны на камне.

(x +45)-15 = 50 (x - 12) + 36 = 48 (x + 48) – 13 = 65

И ответить на вопросы:

  • что такое уравнение?

  • что значит решить уравнение?

  • что такое корень уравнения?

  • как найти неизвестное слагаемое?

  • как найти неизвестное уменьшаемое?

  • как найти неизвестное вычитаемое?

(На доске три ученика решают уравнения)

Корни уравнения называются вслух. Камень отодвигается, Золушка на свободе.

6. Решение задач.

У нас остался один герой, которого нужно освободить - это Кот в сапогах. Он томится в замке Людоеда Людовика. Людоеда долгое время мучает вопрос.

В 50 лет у него было 5512 волос, а к 55 годам стало в 689 раз меньше. Сколько волос остались верны голове?

Ученик у доски решает задачу.

Итак, Кот в Сапогах тоже на свободе.

Числоед подобрел, злые чары с него спали:

Спасибо вам друзья,
За ваши верные решенья,
И помнить будем мы всегда,
Что математика нужна
И это без сомнения.
Вы в сказках навели порядок
И чары спали с колдуна,
Теперь волшебная страна
Вам очень, очень благодарна.

7. Итог урока.

Объявляются оценки.

8. Домашнее задание:

Придумать и написать математическую сказку.