Урок по теме: "Представление текста в различных кодировках"

Разделы: Информатика


Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Цели урока:

Дидактическая цель:

  1. повторение материала, освоенного на предыдущих уроках;
  2. расширение знаний учащихся, через получение дополнительных сведений о способах компьютерного кодирования текста;
  3. закрепить полученные теоретические знания учащихся о принципах кодирования символьной информации, и видах кодировок;
  4. формирование умений применять полученные знания на практике;
    закрепление навыков работы в текстовом редакторе Word;
  5. закрепление навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  6. закрепление навыков использования Интернет обозревателя для чтения информации закодированной с помощью различных кодировок кириллицы;
  7. освоение навыков использования специальных программ-конверторов для преобразования русскоязычных текстовых документов из одной кодировки в другую;
  8. формирование информационной грамотности ученика.

Воспитательная цель: Бережное отношение к технике и информационному пространству, уважение к окружающим людям. Способствование обогащению внутреннего мира школьников, обращение к народной мудрости. Формирование умений и навыков самостоятельной работы и работы в группе.

Развивающая цель: Развивать ассоциативное мышление, интерес к предмету и окружающим людям.

Методы, использующиеся на уроке:

- объяснительно-иллюстрационный при объяснении нового материала.
- репродуктивный, при декодировании сообщений в текстовом редакторе;
- частично-поисковый, при работе с карточкамиащени мудрости ые теоретические сведения;
- методика сотрудничества;

Технические и программные средства:

  • Мультимедийный компьютер с проектором.

  • Презентация “Кодирование текстовой информации.”

  • Программы: PowerPoint, MS Word, Internet Explorer, Hierogliph.

Дидактический материал:

- презентация “Кодирование текстовой информации.”;
- инструкционные карты для самостоятельной работы учащихся за компьютером;
- инструкционные карты для самостоятельной работы учащихся за партой;

Оформление доски.

Тема урока: “Представление текста в различных кодировках”;

Повторение основных понятий:

язык;
алфавит;
мощность алфавита;
символ:
таблица кодов ASCII;

Новые понятия:

ANSI
ISO
кодировки: DOS, KOI8-R, Mac и ISO
Unicode
BMP
Hierogliph

Ход урока

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Я хотела бы начать наш урок такими словами:

    "Критерием истины является опыт"
    Томаззо Кампанелла

  3. Сообщение цели урока (3 мин).

Проверка знаний учащихся по пройденному материалу (3 мин):

Для представления информации используются различные языки.

  1. Язык – это…? Язык - это некая знаковая система.
  2. Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита и правил выполнения операций над знаками.

  3. Алфавит – это…? (конечного набора, отличных друг от друга знаков)
  1. Изучение нового материала. (5 мин)
  2. Презентация в картинках “Кодирование текста” (слайд1, слайд2, слайд3, слайд4, слайд5, слайд6, слайд7, слайд8, слайд9, слайд10, слайд11, слайд12, слайд13, слайд14, слайд15, слайд16)

    Итак, мы оговорили основные понятия, связанные с кодированием текстовой информации. Применим свои знания на практике.

    "Если действовать не будешь - ни к чему ума палата"
    (Шота Руставели)

  3. Самостоятельная работа учащихся с инструкционными картами. (20 мин.)

Задание 1.

Работа по карточкам в парах (кодирование и декодирование в ASCII). Один работает за компьютером, другой за партой.

Для 1-го участника пары, работающего за компьютером.

  • Запустить текстовый редактор Word.
  • Запишите следующую пословицу

Что твёрдо выучишь, долго помниться.
Мало хотеть, надо уметь.
Старание и труд своё возьмут.
Делу обучиться - всегда пригодиться.
Ты хочешь стать лучше - тебя ждёт дорога.
Лень преследует всех,  попробуй преследовать её сам.
Счастье - когда тебе интересно жить.

  • Закодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII свою фамилию.
  • Для фамилии перейдите от десятичного кода к шестнадцатеричному и запишите полученное в текстовый документ.
  • В итоге в файле должны быть записаны: 1)пословица и 2) на следующей строке закодированная в 16-ричной системе счисления ваша фамилия.
  • Сохраните файл на рабочем столе под именем “Кодировка”, выбрав тип файла: кодированный (обычный) текст и установив кодировку - KOI8-R.

Для 2-го участника пары, работающего за партой.

IBM PC
Computer
Printer
YAMAHA
Pentium
Windows
DVD-ROM

  • Закодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII свою фамилию.
  • Для фамилии, перейдите от десятичного кода к двоичному.
  • В итоге на листке должны быть записаны: 1)закодированный текст и 2) ваша фамилия в двоичной системе счисления.

Участники меняются местами:

Для 2-го участника пары, работающего за компьютером.

  • С помощью программы MS Explorer откройте файл “Кодировка”, находящийся на рабочем столе.
  • Подобрав необходимую кодировку расшифруйте надпись.
  • Скопируйте содержимое файла, в программу MS Word, и декодируйте фамилию шифратора.
  • Допишите свою фамилию в конце файла и сохраните файл на рабочем столе под именем “Расшифровка”.

Для 1-го участника пары, работающего за партой.

  • Декодируйте текст с помощью кодировочной таблицы ASCII.
  • Для декодирования фамилии кодировщика перейдите от двоичного кода к шестнадцатеричному и с помощью кодировочной таблицы ASCII декодируйте фамилию.

Для преобразования русскоязычных текстовых документов из одной кодировки в другую используются специальные программы-конверторы. Одной из таких программ является текстовый редактор Hieroglyph, который позволяет осуществлять перевод набранного текста из одной кодировки в другую и даже использовать различные кодировки в одном тексте.

  1. Самостоятельная работа учащихся с инструкционными картами (работа в парах) (6 мин)
  2.         Задание. Представить в пяти различных кодировках слово “Кодировка”. Выполним это задание с использованием текстового редактора Hieroglyph.

     

    Перекодирование текста.

    1

    Запустить текстовый редактор Hieroglyph.

    2

    В раскрывающемся списке исходных кодировок выбрать кодировку WIN(cp1251) и ввести текст: “Кодировка Windows CP1251”.

    3

    Скопировать текст четыре раза и, выделяя строки, последовательно выбрать в раскрывающемся списке конечные кодировки (DOS, KOI8-R, Mac и ISO), каждый раз нажимая кнопку перекодирования. Для каждой кодировки отредактировать ее название.

    4

    В результате текст будет состоять из пяти строк, записанных в различных кодировках.

    5

    Закодируйте в кодировке КОI8 свои фамилии; класс.

    6

    Сохраните файл папке “10б” под именем “Hierogliph”

  3. Подведение итогов выполнения практических работ. (2 мин)
  4. Задание на дом, с учётом допущенных ошибок: (2 мин)
  5. Учебник “Информатика 10-11” Н. Угринович, §2.10, вопросы после параграфа.

  6. Подведение итогов урока. (2 мин)
  • Повторение введённых новых понятий.
  • Нацеливание на предстоящую работу на следующем уроке. 
  • Ответы учителя на дополнительные вопросы учащихся.

Желая успеха, Ирина Юрьевна...