Развивающие игры на уроках геометрии (5—6-й классы)

Разделы: Математика


В настоящее время в методике обучения математике большое внимание уделяется проблеме построения пропедевтических курсов геометрии. Основной методической линией этих курсов является организация специальной геометрической деятельности учащихся.

Мы создали и апробировали программу по изучению геометрического материала для 5–6-х классов (она была частично опубликована в газете “Математика” за 2000 г., № 18), реализация которой также предполагает включение учащихся в геометрическую деятельность. Для усвоения в полном объеме всеми аспектами содержания предложенного нами пропедевтического курса геометрии, учащиеся, на доступном им уровне, должны овладеть компонентами геометрической деятельности: логическим, пространственным, интуитивным, метрическим, конструктивным, символическим. В содержание курса включена система предметно-практических, прикладных задач и упражнений, а также разнообразные развивающие игры: оригами, танграм, стомахион и другие.

Предлагаем вниманию читателей две игры-головоломки. Процесс изготовления деталей игры и непосредственно решение самих головоломок направлены на то, чтобы происходило комплексное усвоение учащимися всех компонентов геометрической деятельности выделенных выше.

“Тетрамино – паркет”

Элементы игры вырезаны из квадратного (3x3) куска паркета, состоящего из рядов квадратных плиток, сдвинутых на половину стороны. Всего получится 10 комбинаций – элементов, составленных из четырех квадратов (рис.1). Используя этот набор, сложите геометрические фигуры, изображенные на рис.2. Для фигуры № 5 дано решение. Придумайте также другие фигуры, которые можно сложить из элементов тетрамино–паркета.

Рис.1

Рис.2

“Сложи узор”

Имеются шесть бумажных прямоугольных полосок с соотношением сторон 4x1 и фломастер. Раскрасьте полоски, как показано на рис. 3. Накладывая полоски друг на друга (переплетения запрещены), составьте заданный узор. Последовательность составления узора показана на рис. 4. Составьте, описанным выше способом, узоры представленные на рис. 5.

Рис.3

Рис.4

Рис.5