Одной из задач работы школьной психологической службы является оптимизация образовательного процесса (оказание помощи педагогам в отборе содержания и методов обучения конкретных учащихся, выбор средств индивидуального подхода к ним не основе психологических знаний), а так же просветительская деятельность и популяризация психологических знаний. Исходя их этого, мы предлагаем вашему вниманию работу, которая по нашему мнению может способствовать оптимизации учебного процесса. Она заключается в предоставлении учителям психологической информации, о том, как сделать общение с учащимися более эффективным, как избежать неадекватных реакций на замечание учителя и т.д. Материал предоставляется в условиях педагогического совета по теме “Физическое и психическое здоровье учащихся и педагогический процесс”.
Педагогический совет“Физическое и психическое здоровье учащихся и педагогический процесс”
Тема: “Психология общения на уроке”
План:
1) Результаты проведения диагностики в 6–8-х классах, направленной на выявление трудностей в процессе социализации детей (примечание: цифры приведены для примера):
а) трудности в личностном развитии учащихся и выявление причин их возникновения;
б) проблемы в межличностном взаимодействии учащихся (школа) и выявление причин их возникновения.
2) Организация коррекционной и развивающей работы, направленной на устранение выявленных трудностей:
а) проведенная работа в 1 четверти и ее результаты;
б) планирование дальнейшей работы (работа психолога с учащимися и их родителями, работа с учителями).
Результаты диагностики:
Параллель 6-х классов
Диагностические методики: “Дом, дерево, человек, “Несуществующее животное”, “Самооценка психических состояний” (по Г. Айзенку)
Агрессивность (высокий уровень): на 1 месте 6 “В” (46%), на 2 месте 6 “А” (4,5%), в 6 “Б” не выявлено.
Фрустрация (высокий уровень): на 1 месте 6 “В” (19%), на 2 месте 6 “Б” (11,8%), на 3–6 “А” (4,5%).
Тревожность (высокий уровень): на 1 месте 6 “А” (27,7%), на 2 месте 6 “Б” (23,5%), на 3–6 “В” (10%).
Ригидность (высокий уровень): на 1 месте 6 “Б” (11,8%), на 2 месте 6 “Б” (10%), на 3–6 “А” (9,1%).
6 “А”: низкий уровень агрессивности, фрустрации, тревожности, ригидности характерен в среднем для 23,9%, средний для 64,8%
6 “Б”: низкий уровень агрессивности, фрустрации, тревожности, ригидности характерен в среднем для 29,45%, средний для 58,825%
6 “В”: низкий уровень агрессивности, фрустрации, тревожности, ригидности характерен в среднем для 39,9%, средний для 40,9%.
Причина возникновения высокого уровня агрессивности, фрустрации, тревожности, ригидности в 6-х классах
На основании результатов полученных в результате проведения теста “Дом, дерево, человек” и “Несуществующее животное”, можно сделать вывод: причиной возникновения высокого уровня агрессивности, фрустрации, тревожности, ригидности в 6-х классах в большинстве случаев является недостаток эмоциональной теплоты в социальном окружении особенно в домашнем кругу.
В связи с этим и вышесказанным можно предложить:
Проведение родительского собрания на тему “Эмоциональная теплота дома и развитие ребенка”.
В 6 “В” и 6 “А” такие собрания были проведены и планируется провести и в 6 “Б”.
Параллель 7-х классов
Диагностические методики: “Психогеометрическая типология”, “Особенности характера”, социометрия.
Психологические особенности характера: для большинства учащихся 7 “А” (50%) и 7 “Б” (45,5%) классов присущи такие черты характера, как креативность, жажда изменений, знаний, мечтательность, позитивная установка ко всему новому. Устремленность в будущее, развитая интуиция, восторженность, энтузиазм, остроумие, а также импульсивность, непостоянство настроения, поведения, неприязнь к бумажной работе, непрактичность. Для большинства 7 “В” (54,6%) класса характерны такие особенности, как трудность отказаться от своих взглядов, принципов, упорство за которым в большинстве случаев скрывается страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию.
По результатам социометрии в 7 “а” не оказалось не принятых, отвергнутых учащихся, в 7 “Б” их оказалось 29,5%, в 7 “В” – 35,2%
В связи с этим можно предложить проведение тренинга, направленного на сплочение детей, создание в коллективе положительного эмоционального климата развитие у них коммуникативных навыков и навыков саморегуляции.
В 1 четверти были проведены данные тренинговые занятия в 7 “А” и 7 “Б” классах. Обратная связь показала, что занятия подросткам нравятся, после их проведения учащиеся стали общаться с теми одноклассниками, с которыми они раньше не общались. Кроме этого учащиеся отметили, что эти занятия “помогают стать увереннее в себе”, “узнать о себе какие-то новые качества, о которых раньше не знал”, т. д. Учащиеся хотели бы также развить у себя память, мышление. Учащиеся хотели бы, чтобы занятия проходили не во время классных часов, а после уроков (учащиеся не высыпаются, трудно воспринимать информацию, заниматься).
Оценка жизненных целей и направленности ребенка (7-е классы)
Что беспокоит больше всего в жизни? (По местам):
1) Трудности усвоения школьной программы – 65,6%.
2) Здоровье близких родственников – 62,1% .
3) Личная жизнь – 51,8%.
Какую работу ты хотел бы иметь в будущем?
1) С высокой оплатой – 84,5%.
2) Не вредную для здоровья – 74,2%.
3) Престижную – 56,9%.
В связи с этим и вышесказанным можно предложить:
1) Проведение родительского собрания на тему “Установки родителей и психологическое здоровье учащихся”.
2) Проведение беседы с учащимися на тему “Я и проблемы моей семьи”.
3) Работа по развитию социальных навыков, навыков быстрого запоминания материала и мышления на тренингах в условиях классного часа (с элементами профориентационной работы).
Параллель 8-х классов
Диагностические методики: “Психогеометрическая типология”, “Особенности характера”, “Опросник Айзенка по определению темперамента”.
Психологические особенности характера: для большинства учащихся 8 “А” (62,5%) класса присущи такие черты холерические характера, такие как вспыльчивость, большая уступчивость интересов и стремлений, большая настойчивость, высокий уровень общительности, возможны затруднения в переключении внимания. Для 8 “Б” (32%) характерны для большинства такие черты, как доброжелательность, высокая коммуникабельность, способность к сопереживанию, избегание конфликтов, не отличаются решительностью, но они проявляют твердость, если дело касается справедливости; 23% учащихся присущи такие черты как энергичность, уверенность в себе, способность глубоко и быстро анализировать ситуации, сосредотачиваясь на главном, с трудом признают свои ошибки, не любят менять свои решения. Большинство учащихся 8 “В” (60%) класса отличаются, такими чертами как трудность отказаться от своих взглядов, принципов, упорство за которым в большинстве случаев скрывается страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию.
Оценка жизненных целей и направленности ребенка (8-е классы)
Что беспокоит больше всего в жизни? (По местам):
1) Здоровье близких родственников – 76,8%.
2) Трудности усвоения школьной программы – 60,8%.
3) Личная жизнь – 58,9%.
Какую работу ты хотел бы иметь в будущем?
1) С высокой оплатой, престижную – 82,2%.
2) Не вредную для здоровья – 69,7%.
3) Связанную с разъездами, новыми впечатлениями – 44,7%.
В связи с этим и вышесказанным можно предложить:
1) Проведение родительского собрания на тему “Установки родителей и психологическое здоровье учащихся”.
2) Проведение беседы с учащимися на тему “Я и проблемы моей семьи”.
3) Работа по развитию социальных навыков на тренингах в условиях классного часа (с элементами профориентационной работы).
Вывод
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что классы разные, со своими индивидуальными особенностями. А также о том, что необходима работа не только с учащимися, но и с их родителями и с учителями. Далее предлагаются некоторые рекомендации как сделать общение с учащимися более эффективным, как избежать неадекватных реакций на замечание учителя и т.д.
Рекомендации психологаПсихотерапевтическая функция учителя реализуется в двух сферах общения:
1) “Учитель-ученик”.
Учитель, непосредственно вступая в отношения с ребенком, обеспечивает эмоциональное благополучие школьника.
2) “Коллектив-ученик”.
Учитель влияет на личность опосредованно, регулируя взаимоотношения учащихся.
Формы обращения учителя к ученикам
1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.
2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.
3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду” и т.п. Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.
Позиция “сотрудничества”
Данная позиция во взаимодействии с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. При таком стиле взаимоотношений ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель постоянно проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями и сложностями семейной обстановки, поступками, взаимоотношениями со сверстниками и учителями.
Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?
Технология “Словарь принца” (социальная психология)
Замечание необходимо строить следующим образом:
Первая часть
Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлимо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более.
Пример:
- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…
- Когда вы рисуете на парте…
- Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе…
- Когда меня перебивают во время объяснения…
Но, здесь не должно быть описания личного отношения к фактам, таких как:
- Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах…
- Когда вы скачете по классу, как дикие звери…
Вторая часть
Описывается эффект, который является результатом неприемлемого поведения школьника, ребенок должен понять, прочувствовать. Что его действия создают проблему для учителя.
Важно, здесь то, что большей части детей необходимо удовлетворить потребность в признании и принятии, и учитель, как значимый взрослый играет здесь важную роль. Именно потребность в признании и принятии мотивируют школьников на изменение поведения.
Пример:
- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект)…
- Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (2 часть, значимый эффект)…
Третья часть
Сообщение ученику о тех эмоциях и чувствах, которые испытывает учитель в результате того эффекта, о котором сообщалось во 2 части.
Пример:
- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (3 часть, чувства).
- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть, безоценочное описание ситуации), я могу столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).
Это важная последовательность, но не следует относится к ней, как к святыне. Возможно и опускание какой-либо части трехчастного замечания. Общее правило здесь таково: желательно сообщить о неприемлемой ситуации и чувствах.
Когда учитель начинает применять данные замечания, школьник с удивлением открывает для себя, что учитель – не говорящая машина с разговорами, а настоящий человек, потому что он показывает свои чувства, сперва самому себе, а потом окружающим.
Чтобы научится пользоваться данной технологией, нужна тренировка. Попробуйте представлять ситуации на уроке или перемене, выводящую вас из равновесия и построить замечание по данной схеме.
Создание атмосферы
психологической поддержки в классе
(психолог-гуманист Карл Роджерс):
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8) Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Технология, приемы общения (Д. Карнеги):
1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
И в заключении хотелось бы рассказать следующую притчу, взятую из книги “Эффективный учитель” Крупенина А.Л. и Крохиной И.М.:
Множество правоверных собрались послушать проповеди пророка Мохаммеда. Один верующий слушал проповедь внимательно и с обожанием взирал на пророка, молился ревностно и пылко и ушел только когда наступила ночь. Но вскоре прибежал обратно, в волнении крича: “О, великий Мохаммед! Этим утром я прискакал сюда на верблюде, чтобы послушать тебя пророка Аллаха. Теперь мой верблюд исчез. Я не нашел его нигде. Я был покорен тебе, жадно ловил каждое слово, верил в могущество Аллаха. Теперь мой верблюд пропал. Разве это похоже на Божью справедливость? И это на града за мою веру? Это благодарность за мои молитвы?
Мохаммед выслушал эти слова отчаяния и сказал с доброй улыбкой; “Ты должен верить в Бога, но привязывай своего верблюда покрепче!”
Крупенин А.Л. Здесь говорит: “Признаем, что магических средств воспитания не существует. Для того, чтобы методика, прием, способ давали результаты, необходимо, прежде всего, чтобы активно работал разум их применяющего, его интуиция здравый смысл, т.е. мы сами привязывает своего верблюда. Давайте вместе двигаться к своей главной цели – получению радости и удовольствия от общения с детьми, от своей работы, от своей жизни.
Примечание: все рекомендации можно получить у психолога.