Тема:
1 класс – Когда изобрели велосипед?
2 класс – Велосипед – как средство здорового образа жизни.
Цели:
- познакомить с устройством велосипеда, историей его создания;
- составить правила юного велосипедиста на основе знаний и жизненного опыта;
- развивать творческое мышление, воображение;
- воспитывать ответственность за собственное здоровье.
Оборудование. Велосипед, карточки с названием частей велосипеда, фамилией изобретателей, дорожные знаки, одежда для кукол, конверты с заданиями, плакаты с правилами езды.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
– Сегодня на уроке мы поговорим об одном из видов транспорта, а о каком узнаете, отгадав загадку.
Сам не едет, не идет
Не поддержишь – упадёт,
А педали пустишь в ход,
Он помчит тебя вперёд. (Велосипед)
2. Сообщение темы урока.
– Сформулируйте тему урока. (Дети делают предположения о теме урока)
– Что вы хотели бы узнать о велосипеде?
Учитель записывает высказывания детей, выбирает некоторые из них, получается план урока:
1) Из каких частей состоит велосипед?
2) Как появился велосипед?
3) Для чего нужен велосипед?
3. Знакомство с новым материалом.
– Попробуем ответить на первый вопрос.
а) Работа в группах – устройство велосипеда.
– Пересядьте за парты в центре класса по 4 человека так, чтобы в каждой группе был первоклассник. (Дети пересаживаются.)
Задание: Второклассники должны рассказать первоклассникам устройство велосипеда, используя иллюстрации учебника на с. 83
б) Первичное закрепление.
(Учитель выкатывает трёхколёсный велосипед, приглашает к доске первоклассников.)
– Перед вами велосипед. На доске карточки с названием частей велосипеда. Вы должны прикрепить карточку к велосипеду. (Дети выполняют. Второклассники проверяют.)
– Ответим на второй вопрос.
в) История создания велосипеда.
– А знаете ли вы, когда появились первые велосипеды?
– Первые велосипеды появились около 200 лет назад. Именно тогда барон фон Дрез изобрел механизм, который он назвал в свою честь – дрезиной. Рассмотрите рисунок, расскажите, что вы знаете об этом предмете. (Дети рассказывают.)
– Два колеса соединены деревянным бруском. Седок переносил часть веса тела на деревянный упор перед собой и продвигал дрезину вперёд, отталкиваясь поочерёдно ногами. Он управлял дрезиной, поворачивая укреплённую на оси переднего колеса ручку. Название “велосипед” появилось почти 50 лет назад, когда французский изобретатель прикрепил рычаги и педали к переднему колесу механизма. Эти велосипеды в шутку называли драндулетами. Переднее колесо стали увеличивать. Ездок располагался над огромным колесом, что было опасно. И только почти через 20 лет появились безопасные велосипеды.
– Рассмотрите в учебнике следующую серию картинок. Для кого предназначены эти современные велосипеды? (Дети отвечают.)
Попробуем ответить на 3 вопрос.
г) Значение велосипеда. Практическая работа.
– А для чего нужны велосипеды? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните практическую работу. Дети работают в группах, выполняют работу на карточках.
Карточка №1
– Почему велосипед является средством здорового образа жизни?
– Почему люди ездят на велосипеде?
– Какие части тела укрепляет езда на велосипеде?
Карточка №2
– Что такое здоровый образ жизни?
– О чём приходится заботиться с раннего детства?
– Что не купишь ни за какие деньги?
Вывод. Езда на велосипеде укрепляет мышцы и позвоночник, а также улучшает работу сердца, удлиняет жизнь человека. А ещё велосипед является экологически чистым видом транспорта и самым распространённым. Каждый человек с самого раннего детства должен заботиться о своём здоровье. Здоровье позволит нам интересно жить и лучше учиться.
4. Физминутка.
– А сейчас представьте себе, что ваши стулья превратились в велосипеды. “Выкатите” их на середину класса, поднимите ноги и покрутите педали. Теперь поворачиваем руль. Получилось? А теперь крутим педали вместе с героем мультфильма “Приключения кота Леопольда”. (Видеокассета с записью песни “Кручу педали”.)
– Займите свои места.
5. Изучение нового материала (продолжение).
– А знаете ли вы правила велосипедиста? Поработайте в группах, ответьте на вопросы:
1) Какие дорожные знаки предназначены велосипедистам? (Выбрать из предложенных иллюстраций).
2) Подбери одежду для езды на велосипеде. (Выбрать из бумажной одежды для кукол).
3) С какого возраста можно кататься на велосипеде по дороге?
- с 14 лет;
- с самого рождения;
- когда получишь права.
(Выступления групп.)
6. Закрепление.
– В жизни человека бывают разные ситуации и надо уметь находить правильные решения, оказавшись в них. Кот Леопольд прислал вам задания:
№ 1. Вы катаетесь на велосипеде и увидели старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: “Езжай скорее сюда, будем кататься в моём дворе!” Ваши действия?
№ 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваша одноклассница и просит: “Покатай меня, пожалуйста!” Ваши действия?
№ 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать своё мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда?
(Дети обсуждают в группах, затем отвечают.)
– Какой можно сделать вывод?
Вывод. Запрещается перевозка пассажиров и езда по дороге до 14 лет, пересечение дорог на велосипеде, “езда без рук и ног”.
7. Итог урока.
- Что вы узнали о велосипеде?
- Что из изученного сегодня, вы будете использовать в своей жизни? (Дети называют правила).
Эти правила надо знать и их строго соблюдать
И тогда велосипед принесёт здоровью пользу, а не вред!
8. Домашнее задание.
1 класс. Вырезать части велосипеда и наклеить в тетрадь.
2 класс. Написать мини-сочинение “Как велосипед помогает сохранять здоровье”.