Совмещённый урок по природоведению в 1-м классе по теме: "Когда изобрели велосипед? Велосипед как средство здорового образа жизни"

Разделы: Начальная школа


Тема:

1 класс – Когда изобрели велосипед?

2 класс – Велосипед – как средство здорового образа жизни.

Цели:

  • познакомить с устройством велосипеда, историей его создания;
  • составить правила юного велосипедиста на основе знаний и жизненного опыта;
  • развивать творческое мышление, воображение;
  • воспитывать ответственность за собственное здоровье.

Оборудование. Велосипед, карточки с названием частей велосипеда, фамилией изобретателей, дорожные знаки, одежда для кукол, конверты с заданиями, плакаты с правилами езды.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

– Сегодня на уроке мы поговорим об одном из видов транспорта, а о каком узнаете, отгадав загадку.

Сам не едет, не идет
Не поддержишь – упадёт,
А педали пустишь в ход,
Он помчит тебя вперёд. (Велосипед)

2. Сообщение темы урока.

– Сформулируйте тему урока. (Дети делают предположения о теме урока)

– Что вы хотели бы узнать о велосипеде?

Учитель записывает высказывания детей, выбирает некоторые из них, получается план урока:

1) Из каких частей состоит велосипед?

2) Как появился велосипед?

3) Для чего нужен велосипед?

3. Знакомство с новым материалом.

– Попробуем ответить на первый вопрос.

а) Работа в группах – устройство велосипеда.

– Пересядьте за парты в центре класса по 4 человека так, чтобы в каждой группе был первоклассник. (Дети пересаживаются.)

Задание: Второклассники должны рассказать первоклассникам устройство велосипеда, используя иллюстрации учебника на с. 83

б) Первичное закрепление.

(Учитель выкатывает трёхколёсный велосипед, приглашает к доске первоклассников.)

– Перед вами велосипед. На доске карточки с названием частей велосипеда. Вы должны прикрепить карточку к велосипеду. (Дети выполняют. Второклассники проверяют.)

– Ответим на второй вопрос.

в) История создания велосипеда.

– А знаете ли вы, когда появились первые велосипеды?

– Первые велосипеды появились около 200 лет назад. Именно тогда барон фон Дрез изобрел механизм, который он назвал в свою честь – дрезиной. Рассмотрите рисунок, расскажите, что вы знаете об этом предмете. (Дети рассказывают.)

– Два колеса соединены деревянным бруском. Седок переносил часть веса тела на деревянный упор перед собой и продвигал дрезину вперёд, отталкиваясь поочерёдно ногами. Он управлял дрезиной, поворачивая укреплённую на оси переднего колеса ручку. Название “велосипед” появилось почти 50 лет назад, когда французский изобретатель прикрепил рычаги и педали к переднему колесу механизма. Эти велосипеды в шутку называли драндулетами. Переднее колесо стали увеличивать. Ездок располагался над огромным колесом, что было опасно. И только почти через 20 лет появились безопасные велосипеды.

– Рассмотрите в учебнике следующую серию картинок. Для кого предназначены эти современные велосипеды? (Дети отвечают.)

Попробуем ответить на 3 вопрос.

г) Значение велосипеда. Практическая работа.

– А для чего нужны велосипеды? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните практическую работу. Дети работают в группах, выполняют работу на карточках.

Карточка №1

– Почему велосипед является средством здорового образа жизни?

– Почему люди ездят на велосипеде?

– Какие части тела укрепляет езда на велосипеде?

Карточка №2

– Что такое здоровый образ жизни?

– О чём приходится заботиться с раннего детства?

– Что не купишь ни за какие деньги?

Вывод. Езда на велосипеде укрепляет мышцы и позвоночник, а также улучшает работу сердца, удлиняет жизнь человека. А ещё велосипед является экологически чистым видом транспорта и самым распространённым. Каждый человек с самого раннего детства должен заботиться о своём здоровье. Здоровье позволит нам интересно жить и лучше учиться.

4. Физминутка.

– А сейчас представьте себе, что ваши стулья превратились в велосипеды. “Выкатите” их на середину класса, поднимите ноги и покрутите педали. Теперь поворачиваем руль. Получилось? А теперь крутим педали вместе с героем мультфильма “Приключения кота Леопольда”. (Видеокассета с записью песни “Кручу педали”.)

– Займите свои места.

5. Изучение нового материала (продолжение).

– А знаете ли вы правила велосипедиста? Поработайте в группах, ответьте на вопросы:

1) Какие дорожные знаки предназначены велосипедистам? (Выбрать из предложенных иллюстраций).

2) Подбери одежду для езды на велосипеде. (Выбрать из бумажной одежды для кукол).

3) С какого возраста можно кататься на велосипеде по дороге?

  • с 14 лет;
  • с самого рождения;
  • когда получишь права.

(Выступления групп.)

6. Закрепление.

– В жизни человека бывают разные ситуации и надо уметь находить правильные решения, оказавшись в них. Кот Леопольд прислал вам задания:

№ 1. Вы катаетесь на велосипеде и увидели старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: “Езжай скорее сюда, будем кататься в моём дворе!” Ваши действия?

№ 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваша одноклассница и просит: “Покатай меня, пожалуйста!” Ваши действия?

№ 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать своё мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда?

(Дети обсуждают в группах, затем отвечают.)

– Какой можно сделать вывод?

Вывод. Запрещается перевозка пассажиров и езда по дороге до 14 лет, пересечение дорог на велосипеде, “езда без рук и ног”.

7. Итог урока.

- Что вы узнали о велосипеде?

- Что из изученного сегодня, вы будете использовать в своей жизни? (Дети называют правила).

Эти правила надо знать и их строго соблюдать
И тогда велосипед принесёт здоровью пользу, а не вред!

8. Домашнее задание.

1 класс. Вырезать части велосипеда и наклеить в тетрадь.

2 класс. Написать мини-сочинение “Как велосипед помогает сохранять здоровье”.