Цели:
- систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения;
- закрепить знания учащихся о назначении светофоров;
- формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором;
- научить детей правильно переходить улицу;
- развивать у детей память, мышление, быстроту и ловкость;
- воспитывать коллективизм, умение сопереживать.
Оборудование: дорожные знаки, макет светофора, рисунки детей, кегли, детские машинки, обручи, видеофильм “Улица полна неожиданностей”, памятки “Что должен знать пешеход”, грамзапись “Песня о светофоре”.
Ход программы
1. Вступительное слово.
У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы с вами поиграем. А поиграем в очень важную, нужную игру, которая научит вас беречь свою жизнь.
В последнее время очень часто дети и взрослые попадают в дорожно-транспортное происшествие. Чтобы не попасть в беду мы повторим то, что знаем, а также узнаем о новых правилах дорожного движения.
А девизом нашей игровой программы будет: “Правила движения достойны уважения”.
К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки по этой теме. Они подскажут, как правильно соблюдать правило дорожного движения. Рисунки получились замечательные. Молодцы!
О правилах вам прочитают ребята стихи.
(Выходят дети и читают стихи.)
Везде и всюду правила -
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.Выходит в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.По городу, по улице
Не ходят просто так,
Когда не знаешь правила,
Легко попасть в впросак.Всё время будь внимательным
И помни наперёд
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Учитель: Ой, ребята, к нам в класс пришло письмо.
(Учитель читает письмо из конверта.)
Прежде чем перейти дорогу найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Прислушайся. Посмотри внимательно в обе стороны нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Вот так ты научишься переходить дорогу.
Учитель: Кто мог прислать нам такое загадочное письмо? (Ответы детей.)
Учитель: Здесь ещё и загадка!
Высокий, стройный
С тремя глазами.
У дороги стоит,
Никого не боится. (светофор)
(Появляется Помеха-Неумеха).
Помеха-Неумеха: Вы о светофоре говорите? А я его так упрятала, что вам его не найти. Путь туда длинный и трудный. И никакими знаками не указан. Если выполните мои задания, помогу вам его отыскать.
А для этого поделю-ка я вас на две команды и посмотрю, какая из них быстрее справится.
Учитель: А ты кто такая?
Помеха-Неумеха: Я – Помеха-Неумеха!
Учитель: Что, ребята, вы согласны выручить светофор?
1-ое задание. “Отгадайте загадки”.
Не живая, а ведёт,
Не подвижна, а идёт. (дорога)В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (улица)Пьёт бензин, как молоко
Может бегать далеко
Возит грузы и людей
Будь внимателен при ней! (машина).
2-ое задание. “Собери светофор”.
От каждой команды нужно 3 человека. По команде 1участник бежит к доске и прикрепляет один круг нежного цвета. Будьте внимательны и аккуратны.
Учитель: Кто это к нам пожаловал? (Входит Кот)
Кот: Я – Кот, ученик светофорных наук. Знаю все правила дорожного движения и вас могу научить.
Учитель: Сейчас мы это проверим. Скажи-ка, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Кот: Как? На четырёх лапах!
Учитель: Верно, ребята?
- Как надо переходить улицу? (Ответы детей)
Учитель: А теперь скажи, Кот, можно ли играть на мостовой?
Кот: Конечно можно! Особенно весело играть в мяч!
Учитель: Ребята, а вы согласны с котом?
Помеха-Неумеха: Не слушай ты их! Почему это они всё тебе вопросы задают? А сами –то они что-нибудь знают о правилах дорожного движения? Теперь я буду вопросы задавать.
- Какой глаз светофора говорит: “Стоп! Идти нельзя”. (красный)
- На какой свет светофора можно переходить улицу? (зелёный)
- О чем предупреждает жёлтый глаз светофора? (приготовиться)
А теперь я проверю, все ли вы внимательны!
Игра “Светофор”.
Ведущий показывает сигнал светофора.
Красный – дети приседают, хлопая по коленям
Жёлтый – хлопают в ладоши
Зелёный – шагают на месте
Помеха-Неумеха: Всё-то вы знаете, всё-то вы умеете, а светофора вам не видать. Потому что вы не знаете, по какой дорожке можно попасть к нему?
Дети: По пешеходной дорожке.
Помеха-Неумеха: Всё! Пропала я, моё колдовство теперь бессильно. Все против меня. Придётся отдавать вам светофор! (Отдаёт модель светофора)
Кот: А я вам ребята, хочу посоветовать. Будьте внимательны и осторожны на улицах города и села.
Исполняется песня о Светофоре.
Музыка О.Хромушина, слова Ю. Погорельского
Красный, жёлтый и зелёный
Он на всех глядит в упор
Перекрёсток оживлённый
Но спокоен светофор.
Припев:
На красный свет дороги нет
На жёлтый - подожди
Когда горит зелёный свет- 2 раза
Счастливого пути!Старики идут и дети
Не бегут и не спешат
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.По сигналу светофора
Через улицу идём.
И кивают нам шофёры
Проходите - подождём.
Входит сотрудник ДПС.
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я работник ДПС, слежу за порядком на дорогах.
- Для чего необходимо знать и уважать правила дорожного движения?
(чтобы не попасть в беду)
- В нашем селе нет светофора. Как вы переходите улицу? (ответы детей)
- Я принёс вам видеофильм и хотел бы вам его показать. Хотите?
Просмотр видеофильма “Улица полна неожиданностей”.
(Фильм предназначен для детей дошкольного и школьного возраста (6-8 лет). Видеостудия “КВАРТ”. Россия 125057 г. Москва, ул. Острякова д.8 а\я 17.)
- Что нового узнали из фильма?
- До свидания, ребята, мне надо спешить на службу.
Учитель: А мы продолжим нашу игровую программу.
Игра “Машины и пешеходы”.
Для эстафеты необходимо по 3 человека от каждой команды. Каждый участник команды должен провезти машинку через кегли, добежав до стула, вернуться на своё место и передать машинку следующему. Побеждает та команда, которая быстрее закончит эстафету и не уронит ни одной кегли.
Игра “Пешеходный переход”.
Для эстафеты необходимо по 3 человека от каждой команды. Каждый участник команды по очереди проходит дистанцию, пролезает через обруч-это “Пешеходный переход” добегает до кегли и возвращается к своей команде.
Молодцы!
Игра “Это я, это я, это все мои друзья”.
- Кто из вас идёт вперёд, только там где пешеход? (Это я…)
- Знает кто, что красный свет
Означает- хода нет! (Это я…)- Кто из вас, летит так скоро,
Что не видит светофора? (Это не я…)- Кто из вас в трамвае тесном,
Уступает взрослым место? (Это я…)
Итог: Давайте подведём итог нашего урока.
- Какие правила движения достойны уважения?
А в заключении, хочется пожелать вам быть здоровыми, весёлыми и внимательными на дорогах. И подарить вам ПАМЯТКУ “Что должен знать пешеход”!