Цели:
- познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам,
- расширять кругозор учащихся и общие представления о животных,
- воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Для того чтобы узнать тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. (Презентация – слайд №1, слайд № 2)
Послушайте и отгадайте загадки:
- Он пятнистый, длинношеий,
Нет длинных ног его длиннее.
Ходит важно, словно граф,
Называется …(жираф)
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее …(лиса)
- В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь)
- Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло… (сова)
- В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись… (дятел)
- Краской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая… (ворона)
- У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)
- Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это … (белка)
Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке?
Сегодня мы с вами отправляемся в царство животных.
На уроке мы рассмотрим классификацию животных, их групповые признаки (слайд № 3)
3. Изучение нового материала.
Беседа по рисунку учебника:
- Откройте учебники на странице 89, рассмотрите рисунок.
- Каких животных вы узнали?
- На какие группы их можно разделить?
- Где можно встретить животных?
Чтение текста на стр.89 учеником.
Наука о животных называется зоология. Это еще один раздел биологии (слайд № 4)
Ученые зоологи делят царство животных на большое количество групп.
Знакомство детей с группами животных по таблице (слайд № 5)
Животные |
|
одноклеточные |
многоклеточные |
беспозвоночные |
позвоночные |
черви |
рыбы |
моллюски |
земноводные |
иглокожие |
пресмыкающиеся |
раки |
птицы |
насекомые |
млекопитающие |
Животный мир с его неописуемым разнообразием форм, строения, окрасок, образа жизни множества загадочных существ изучен до сих пор недостаточно. Довольно часто удается находить новые виды, особенно насекомых.
А сейчас, давайте поближе познакомимся с каждым видом животных.
Ученым известно около 1 миллиона 500 тысяч видов животных (слайд № 6)
Черви
Группа Черви насчитывает около15 000 видов (слайд № 7)
Рассказ подготовленного ученика:
Черви – длинные, извивающиеся трубкообразные беспозвоночные животные. Кольчатые черви, например дождевой червь, имеют разделенное на сегменты тело. Самый большой земляной червь обитает в Австралии и имеет длину более одного метра.
Плоские черви выглядят как ленты или как кольчатые черви, которых разгладили утюгом. В морях и океанах их сотни видов (видеосюжет «Дождевой червь»)
Пиявки тоже относятся к группе червей (видеосюжет «Пиявка»)
Моллюски
В следующей группе – моллюски – 80 000 видов (слайд № 8)
Прочитайте текст на стр.90, ответьте на вопрос: «Какие признаки отличают моллюсков от других животных?» (видеосюжет «Слизень»)
Иглокожие
А теперь поговорим об иглокожих. Их в природе 5 000 видов (слайд № 9)
Как вы думаете, почему их так назвали?
Рассказ подготовленного ученика:
Морские звезды и ежи относятся к группе животных, называемых иглокожими. Морские огурцы – тоже иглокожие. Морские звезды (показ фото), как и следует из названия, имеют звездообразное тело. Они – хищники, питающиеся моллюсками и рыбами при помощи гибких лучей, или рук, которыми звезда захватывает добычу. Каждый луч звезды усажен сотнями мелких трубочек – ножек. Если морская звезда теряет часть лучей, то позже они снова отрастают. Морская звезда может вырасти даже из маленького оставшегося кусочка.
Морские ежи – округлые создания, живущие в прибрежной зоне. Они усажены твердыми, часто ядовитыми, подвижными иглами, до 40 сантиметров в длину.
Ракообразные
Следующая группа животных с которой мы познакомимся – ракообразные. Их известно 20 000 видов (слайд № 10)
Прочитайте о них на стр.91 (видеосюжет «Рак»)
Паукообразные
А сейчас мы познакомимся с паукообразными, которых определено 70 000 видов; (слайд № 11)
Рассказ подготовленного ученика:
Паукообразные – это пауки и им подобные: скорпионы, сенокосцы, клещи. Все они имеют восемь ног. У пауков 4 или 8 глаз, но зрение у них плохое и охотятся они, ощущая ногами колебания почвы и воздуха.
Пауки – охотники и питаются в основном насекомыми. Многие пауки ловят добычу, плетя из нитей сети, называемые паутиной. Некоторые паутины – просто цилиндры в норах, но есть и сложные круговые паутины. Паутина липкая, чтобы насекомые не ускользнули. ( Видеосюжет «Паук и паутина»)
Насекомые
Следующая группа животных – насекомые. Их найдено более миллиона (слайд № 12)
Прочитайте о них на стр.91 (Видеосюжет «Комар»)
Работа в группах.
(слайд № 5 – таблица)
Посмотрите на таблицу. Мы познакомились с беспозвоночными, а теперь узнаем позвоночных животных.
Задание: Прочитать текст о группе в учебнике и выбрать иллюстрации с животными данной группы.
Проверка.
Рыбы– их найдено 20 000 видов; (с № 5 возвращаемся на слайд № 13)
Расскажите, что вы узнали про рыб?
Земноводные, их 3 400 видов; (слайд № 14)
Как по-другому называют земноводных?
Чем они отличаются от других животных? (Видеосюжет «Лягушка»)
Какая группа животных будет следующей, мы узнаем, когда внимательно посмотрим на экран и послушаем звуки (слайд № 15)
Птицы.
Их найдено – 8 600 видов. А пел для нас соловей.
Пресмыкающиеся
Их 6 000 видов; (слайд № 16)
Как по-другому их называют?
Чем они отличаются от других животных?
Млекопитающие
Их насчитывается 4 000 видов; (слайд № 17, видеосюжет «Заяц»)
4. Закрепление изученного материала (слайд №5)
Перед вами таблица «Классификация животных» (Раздаточный материал )
На экране вы видите фотографии животных с №.(слайд № 18)
Необходимо обозначить цифрой группу, к которой относится данное животное.
Взаимопроверка (слайд № 19)
Обменяйтесь таблицами, сверьте результаты по таблице на экране, поставьте оценки за работу.
5. Итог урока
Что понравилось на уроке?
Какое настроение было во время урока?
6. Домашнее задание:
Подготовить сообщение о любом животном с картинкой или фотографией.