Цели:
- Расширять представление о роли слова в речи, формировать умение строить монологический ответ с помощью опоры и схемы;
- Работать над расширением активного словарного запаса у учащихся;
- Воспитывать терпимость учащихся друг к другу при работе в парах.
Оборудование:
-мульти-медиапроектор, диск с презентацией;
-конверты с индивидуальными заданиями;
-схемы и опоры на доске;
-учебники и тетради;
-магнитные буквы
Ход урока
1. Организационный момент, настрой детей на работу.(произносят хором)
Учитель: «Порядок на столе»
Д. «Порядок в голове.
2. Актуализация знаний:
1. Учитель: Наш помощник гномик (мягкая игрушка) принес нам вопрос. Прочитай, Павлик
Карточка под мышкой у гномика Почему буквы в нашем поезде едут в разных вагонах?
Д : «В1 вагоне едут буквы гласные, они образуют слоги. На верхней полке –гласные, которые указывают на твердость согласных, а на нижней- на мягкость согласных.»
2. Поздороваемся с буквами алфавита.
(Дети хором читают алфавит.)
3. Игра на внимание. «Найди букву.»
Учитель произносит задание, а дети находят букву на магнитной азбуке и выставляют ее в отдельное место.
-Какая буква в алфавите стоит перед буквой п ?
-Назовите букву, которая обозначает звуки «л» и «л*» ?
-Первая буква в отгадке (Загадку читает подготовленный ребенок)
Белая звездочка с неба упала.
Мне на ладошку легла и упала.
-Какая буква стоит между буквами б и г ?
-Какую букву считают головой алфавита ?
Помогите гному собрать слово из букв о, в, с, а, л
У детей получилось СЛОВА
Учитель: Какие слова бывают?
Дети: слова могут веселить, ругать и хвалить, обидеть и т. д.
4. Сообщение темы урока
Сегодня мы продолжим наблюдать за словами и узнаем о них что-то новое.
Динамическая физминутка
5. Работа над сравнением и преобразованием слов.
А) На доске напечатаны слова
КАК
МАК
РАК
Учитель: Чем похожи слова?
Дети:
-во всех словах по 3 буквы;
-во всех словах 1 гласная – а;
-во всех словах 1 слог;
-последняя буква –к;
Б) Откройте учебники на стр. 76. Найдите эти слова на странице, возьмите карандаш и подчеркните буквы, которыми эти слова различаются.
Дети: Слова различаются первой буквой.
Учитель: Изменяется ли значение слова, если изменяется первая буква?
В) Учитель работает с экраном (презентация) (1слайд)
ЛИК
ЛУК
-Учитель: Что обозначают слова, которые различаются только одной буквой?
( 2 слайд)
Дети: Лик- старинное слово ,означает лицо, а лук- это овощ.
(3 слайд)
Учитель: Какой еще предмет называется луком?
Дети: Это из чего стреляют.
Учитель: Верно, это старинное оружие.
(4 слайд)
Учитель: Как изменилось значение слова, почему это произошло?
Дети: Овощ и оружие превратились в место, где растут трава и цветы, потому что буква к поменялось на г .
(5 слайд)
Учитель: закончите предложение
Мама купила в магазине зеленый ____________________.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ПО ЦВЕТОВОЙ СХЕМЕ.
6. Работа в тетрадях для печатания. (самостоятельно)
Учитель: Начертите схему этого предложения.
Дети: Проверяют схему, которую слабый ученик чертил с помощью учителя на доске. (самопроверка)
Дети: Сильный ученик с комментированием выполняет у доски звуко-буквенный анализ слова купила.)
7. Работа в парах:
Дети составляют предложение из отдельных слов, напечатанных на карточках. (2 варианта)
В итоге работы в парах должно получиться 2 предложения:
На лугу растут ромашки и маки.
Капли росы упали на листья дикого лука.
8.Итог урока:
Учитель: Для чего нужны слова?
Дети: Чтобы называть предметы;
Чтобы составлять предложения.