Цели урока:
-обобщить знания учащихся по данной теме;
-учить сравнивать произведения разных жанров;
-развивать память, воображение, творческое мышление;
-воспитывать желание выражать и отстаивать свою читательскую точку зрения.
Оборудование:
-мультимедиа проектор, диск с презентацией,
-магнитофон;
-лукошко из соломки с предметами, краски, лягушка, паучок, гриб, белочка
-маски белки и вороны:
-модели обложек:
-репродукции картин «Золотая осень» и «Поздняя осень».
Ход урока
1. Речевая разминка. Упражнения «Шпажка» и «Задуй свечу.»
2. Введение в тему урока:
Звучит магнитофонная запись произведения П.И. Чайковского «Времена года. Осень.»
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина
«Уж небо осенью дышало…»
Учитель: Первые заморозки в воздухе- начало осени. А вы, ребята, знаете, что в нашем городе осень начинается 25 сентября и длится всего 1 месяц. Поэтому у нас сейчас уже властвует зима. А по календарю зима начнется только через два дня. Сегодня мы проводим осень нашим необычным уроком.
А поможет нам волшебное лукошко. В нем спрятались предметы и герои произведений, которые мы прочитали. Достаньте первый предмет.
3. Ученик достает, например, краски.
Учитель: Вспомните, в каком произведении о них говориться, кто автор?
Дети: это Г.Скребицкий «Осень.»
Учитель предлагает создать на доске модель обложки с объяснением.
Дети: Я выбираю для обложки зеленый прямоугольник, т.к. это рассказ о природе.
Учитель: Прочитайте отрывок, где упоминается о красках.
Дети: Читают отрывок на с. 100 «Для своей работы…»
4. Звучит тихая музыка и на доске открываются репродукции картин.
Учитель: Какую картину вы выбрали бы к нашему произведению? Подтвердите свой выбор словами из текста.
Дети в результате обсуждения выбирают «Золотую осень»
5. Дети из лукошка достают, например, белочку.
Учитель: Вспомните, героиней какого произведения стала белочка?
Дети: это сказка Э. Шима «Белка и ворон.»
Учитель: Выберите модель обложки и объясните свой выбор.
Дети: Я выбрала коричневый круг потому, что это сказка о животных.
Учитель: Попробуй те доказать, что это произведение – сказка.
Дети: В нем животные разговаривают и умеют считать.
-Здесь добро борется со злом и побеждает.
-Здесь есть волшебство, превращения и счастливый конец.
Дети читают по ролям диалоги из сказки, одноклассники оценивают чтение друг друга.
Учитель: Подул осенний ветер и разнес по классу кленовые листья. Прочитай, что написано на них, определи жанр.
Отстал от ноги день- запнулся валенком за пень.
Дети: Это поговорка, поэтому я выбираю модель с с зеленым прямоугольником.
6. Дети достают из лукошка , например, гриб.
Учитель: Какие произведения о грибах мы читали?
Дети: Мы читали «Недосмотренные грибы» М Пришвина и «Храбрый опенок» Э. Шима.
Учитель: Подберите модель обложки к этим произведениям.
1 Учитель: Я выбираю зеленый прямоугольник, т.к. это рассказ о животных и жизненных ситуациях.
1Учитель: А «Храбрый опенок - это сказка о природе, и я выбираю зеленый круг.
Учитель: Сравните две модели, что заметили общего.
Дети: У них общая тема - грибы
Учитель: В чем различия?
Дети: Один рассказ, одна сказка, т. е. разные литературные сказки.
7. Учитель: определите жанр произведения по модели обложки.
Дети: В середине нарисован треугольник, значит это- загадка.
Учитель: Прочитайте загадки собственного сочинения.
Творчество детей:
Он в лесу стоял
Никто его не брал. В красной шапке модной
Никуда не годный. (мухомор.)
Самый белый, загорелый
Самый крепкий из грибов.
Самый вкусный из грибов.
В суп, в лапшу всегда готов.
Я в красной шапочке расту
Среди пеньков осиновых.
Меня увидишь за версту
Я –……… ( подосиновик.)
ФИЗМИНУТКА:
Утром мы во двор идем (шагаем на месте)
Листья сыплются дождем (взмахи руками)
Под ногами шелестят (кружатся и приседают)
И летят, летят, летят. (прыгают)
7. Достают из лукошка лягушку.
Учитель предлагает назвать произведение и автора.
Дети: Н. Сладков «Эхо.»
Далее слабый ребенок у доски составляет модель обложки с комментированием.
Учитель предлагает прочитать по ролям данное произведение.
Речевая игра «Эхо»:
Волнушка-ушка-ушка…
Густой-ой-ой…
Полетела-ела-ела…
Птах-ах-ах…
8.Вот и последний предмет мы достали. Кто это?
Дети: Паучок.
Учитель: Из какого произведения он к нам приполз?
Далее ведется аналогичная работа над выбором модели обложки из уже имеющихся на доске.
Учитель предлагает прочитать стихи собственного сочинения о паучках или просто на осеннюю тему.
Все авторы получают награду- аплодисменты.
Итоговый тест по теме «Осень»:
Учитель работает с презентацией.
После выполнения теста детям предлагается самим проверить и оценить свою работу по табличке
Быстро и правильно | |
Правильно, но медленно | * |
Быстро, но с ошибками | |
Подведение итогов работы: Учитель: Если вам понравилась работать на уроке, то подарите классу голубую снежинку, а если нет- белую.
Спасибо за урок.