Информационные технологии на уроках внеклассного чтения, литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

-обобщить знания учащихся по данной теме;
-учить сравнивать произведения разных жанров;
-развивать память, воображение, творческое мышление;
-воспитывать желание выражать и отстаивать свою читательскую точку зрения.

Оборудование:

-мультимедиа проектор, диск с презентацией,
-магнитофон;
-лукошко из соломки с предметами, краски, лягушка, паучок, гриб, белочка
-маски белки и вороны:
-модели обложек:
-репродукции картин «Золотая осень» и «Поздняя осень».

Ход урока

1. Речевая разминка. Упражнения «Шпажка» и «Задуй свечу.»

2. Введение в тему урока:

Звучит магнитофонная запись произведения П.И. Чайковского «Времена года. Осень.»

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина

«Уж небо осенью дышало…»

Учитель: Первые заморозки в воздухе- начало осени. А вы, ребята, знаете, что в нашем городе осень начинается 25 сентября и длится всего 1 месяц. Поэтому у нас сейчас уже властвует зима. А по календарю зима начнется только через два дня. Сегодня мы проводим осень нашим необычным уроком.

А поможет нам волшебное лукошко. В нем спрятались предметы и герои произведений, которые мы прочитали. Достаньте первый предмет.

3. Ученик достает, например, краски.

Учитель: Вспомните, в каком произведении о них говориться, кто автор?

Дети: это Г.Скребицкий «Осень.»

Учитель предлагает создать на доске модель обложки с объяснением.

Дети: Я выбираю для обложки зеленый прямоугольник, т.к. это рассказ о природе.

Учитель: Прочитайте отрывок, где упоминается о красках.

Дети: Читают отрывок на с. 100 «Для своей работы…»

4. Звучит тихая музыка и на доске открываются репродукции картин.

Учитель: Какую картину вы выбрали бы к нашему произведению? Подтвердите свой выбор словами из текста.

Дети в результате обсуждения выбирают «Золотую осень»

5. Дети из лукошка достают, например, белочку.

Учитель: Вспомните, героиней какого произведения стала белочка?

Дети: это сказка Э. Шима «Белка и ворон.»

Учитель: Выберите модель обложки и объясните свой выбор.

Дети: Я выбрала коричневый круг потому, что это сказка о животных.

Учитель: Попробуй те доказать, что это произведение – сказка.

Дети: В нем животные разговаривают и умеют считать.

-Здесь добро борется со злом и побеждает.

-Здесь есть волшебство, превращения и счастливый конец.

Дети читают по ролям диалоги из сказки, одноклассники оценивают чтение друг друга.

Учитель: Подул осенний ветер и разнес по классу кленовые листья. Прочитай, что написано на них, определи жанр.

Отстал от ноги день- запнулся валенком за пень.

Дети: Это поговорка, поэтому я выбираю модель с с зеленым прямоугольником.

6. Дети достают из лукошка , например, гриб.

Учитель: Какие произведения о грибах мы читали?

Дети: Мы читали «Недосмотренные грибы» М Пришвина и «Храбрый опенок» Э. Шима.

Учитель: Подберите модель обложки к этим произведениям.

1 Учитель: Я выбираю зеленый прямоугольник, т.к. это рассказ о животных и жизненных ситуациях.

1Учитель: А «Храбрый опенок - это сказка о природе, и я выбираю зеленый круг.

Учитель: Сравните две модели, что заметили общего.

Дети: У них общая тема - грибы

Учитель: В чем различия?

Дети: Один рассказ, одна сказка, т. е. разные литературные сказки.

7. Учитель: определите жанр произведения по модели обложки.

Дети: В середине нарисован треугольник, значит это- загадка.

Учитель: Прочитайте загадки собственного сочинения.

Творчество детей:
Он в лесу стоял
Никто его не брал. В красной шапке модной
Никуда не годный. (мухомор.)

Самый белый, загорелый
Самый крепкий из грибов.
Самый вкусный из грибов.
В суп, в лапшу всегда готов.

Я в красной шапочке расту
Среди пеньков осиновых.
Меня увидишь за версту
Я –……… ( подосиновик.)

ФИЗМИНУТКА:

Утром мы во двор идем (шагаем на месте)
Листья сыплются дождем (взмахи руками)
Под ногами шелестят (кружатся и приседают)
И летят, летят, летят. (прыгают)

7. Достают из лукошка лягушку.

Учитель предлагает назвать произведение и автора.

Дети: Н. Сладков «Эхо.»

Далее слабый ребенок у доски составляет модель обложки с комментированием.

Учитель предлагает прочитать по ролям данное произведение.

Речевая игра «Эхо»:

Волнушка-ушка-ушка…
Густой-ой-ой…
Полетела-ела-ела…
Птах-ах-ах…

8.Вот и последний предмет мы достали. Кто это?

Дети: Паучок.

Учитель: Из какого произведения он к нам приполз?

Далее ведется аналогичная работа над выбором модели обложки из уже имеющихся на доске.

Учитель предлагает прочитать стихи собственного сочинения о паучках или просто на осеннюю тему.

Все авторы получают награду- аплодисменты.

Итоговый тест по теме «Осень»:

Учитель работает с презентацией.

После выполнения теста детям предлагается самим проверить и оценить свою работу по табличке

Быстро и правильно  
Правильно, но медленно

*

Быстро, но с ошибками  
   

Подведение итогов работы: Учитель: Если вам понравилась работать на уроке, то подарите классу голубую снежинку, а если нет- белую.

Спасибо за урок.