1. Введение в урок.
- Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями нашего урока.
- Откройте тетради.
Буквенный диктант.
Вы записываете строчные буквы один раз, в строчку, через запятую.
Пишем буквы красиво, аккуратно.
- запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук в слове окно (о).
- запишите букву, которая является суффиксом в слове стирка. (Показываю написанное слово) (к)
- запишите букву, которой обозначен звук ы в слове цирк (и).
- отгадайте загадку: «Скатерть бела, всё поле одела». Запишите букву, которой обозначен мягкий согласный звук в отгадке (н)
- какой знак обозначает на письме мягкость согласного (ь).
- какой буквой обозначен парный по глухости/звонкости звук к в слове лук (показываю картинку с изображением лука) (к).
Сравните своё написание с «доской».(о,к,и,н,ь,к) Подчеркните самую красивую букву. Если у вас нет ни одной ошибки и написано красиво, нарисуйте рядом на строке звёздочку.
- Из этих букв составьте слово. Запишите его наследующей строке.
Какое слово получилось? (коньки). (Открываю это слово на доске).
- Слово «коньки» образовалось от слова «конь» по сходству формы и функции (такие же быстрые как конь). В старину полозья спереди украшались фигурками, похожими на голову лошади. (Показываю рисунок коньков).
Актуализация темы урока.
- Составьте предложение с однородными членами, используя это слово.
Дети составляют и говорят свои предложения, остальные слушают и выражают своё согласие или несогласие при помощи средств обратной связи.
- Запишите в тетрадь предложение: Зимой мы катаемся на коньках, санках и лыжах.
- Каким членом предложения являются однородные члены? (Дети: «Однородные члены являются дополнением). Подчеркните.
- Вы составляли предложения, и у кого-то они получались правильные, красивые, а у кого-то не очень. Иногда в предложениях с однородными членами встречаются речевые ошибки. Сегодня мы учимся редактировать предложения с однородными членами.
Групповая работа.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданиями.
- При входе в класс вы получили цветные квадраты, а в классе есть воздушные шары таких же цветов. Встаньте и разойдитесь по группам: жёлтые квадраты – жёлтый шар; синие квадраты – синий шар; зелёные квадраты – зелёный шар; красные квадраты – красный шар. Выберите в каждой группе спикера.
1группа. Карточка №1.
1. Прочитай. Отметить «х» предложения с однородными членами.
1. ( ) Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце.
2. ( ) Наступила поздняя весна.
3. ( ) На улицах грязь и лужи.
4. ( ) Лебеди очень привязаны к своим озёрам.
2. Как в этих предложениях соединяются однородные члены?
3*. Подумайте, есть ли ошибка в предложении. Если есть, исправьте её. (Устно).
В огороде рос лук, укроп, редис.
2 группа. Карточка №2.
1. Прочитай. Отметить «х» предложения с однородными членами.
1. ( ) На востоке показалась ранняя зорька.
2. ( ) Над лесами, полями, горами летели журавли.
3. ( ) Засвистел, защёлкал в кустах соловей.
4. ( ) Начался весенний праздник.
2. Как в этих предложениях соединяются однородные члены?
3*. Подумайте, есть ли ошибка в предложении. Если есть, исправьте её. (Устно).
В огороде рос лук, укроп, редис.
3 группа. Карточка №3.
1. Прочитай. Отметить «х» предложения с однородными членами.
1. ( ) Звонко и радостно куковала кукушка.
2. ( ) Зацвели деревья и ландыши.
3. ( ) Каждый веселился на свой лад.
4. ( ) Лёгкий туман окутал деревья.
2.Как в этих предложениях соединяются однородные члены?
3*. Подумайте, есть ли ошибка в предложении. Если есть, исправьте её. (Устно).
В огороде рос лук, укроп, редис.
4 группа. Карточка №4.
1. Прочитай. Отметить «х» предложения с однородными членами.
1. ( ) Солнце теперь вставало рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле.
2. ( ) В лесу запахло берёзовым соком.
3. ( ) Скоро на деревьях зазеленеют листья.
4. ( ) На траве, на былинках и на соломинках блестели нити паутины.
2.Как в этих предложениях соединяются однородные члены?
3*. Подумайте, есть ли ошибка в предложении. Если есть, исправьте её. (Устно).
В огороде рос лук, укроп, редис.
Проверка основной части.
Спикер каждой группы объясняет выполнение основной части, затем его ответ сравнивается с ответом на доске:
Карточка №1. 1, 3 Связаны союзом «и».
Карточка №2 2, 3 Связаны интонацией.
Карточка №3 1, 2 Связаны союзом «и».
Карточка №4 1, 4 Связаны интонацией и союзом «и».
Проверка дополнительного задания.
- Кто выполнил дополнительное задание? Что в этом предложении не так? (Дети: «Слово «рос» не связано с однородными членами предложения.) (Открываю это предложение на доске. Каждое слово - на отдельном листке).
- Как вы его исправили? (Дети: «Заменили слово «рос» на «росли»»)
(Заменяю слово «рос» на «росли»).
- Запишите исправленное предложение в тетрадь, подчеркните однородные члены.
Новая тема. (с использованием мультивидеопроектора).
1 слайд. Серёжа придумал предложения с однородными членами, но они получились не очень хорошие. Помоги Сереже определить, что в его предложениях лишнее.
2 слайд. Дети давали ёжику хлеб, давали молоко, давали травку. (Дети: «Перед каждым однородным членом повторяется слово, с которым он связан. Этого делать не нужно. Правка: «Дети давали ёжику хлеб, молоко, травку».) Далее ответы детей аналогичны этому.
3 слайд. Дети давали ёжику хлеб, молоко, травку.
4 слайд. Птицы живут в лесах, живут на болотах.
5 слайд. Птицы живут в лесах, на болотах.
6 слайд. В реках Подмосковья водятся окуни, водятся лещи, водятся щуки.
7 слайд. В реках Подмосковья водятся окуни, лещи, щуки.
8 слайд. (весёлый мальчик)
- Откройте учебник на с. 110. Рубрика «давай подумаем». Выполните задание, которое предлагает вам Серёжа.
9 слайд. Запиши любое исправленное предложение, подчеркни однородные члены.
-Проверьте написание предложений.
10 слайд. Дети давали ёжику хлеб, молоко, травку.
Птицы живут в лесах, на болотах.
В реках Подмосковья водятся окуни, лещи, щуки.
- Чем являются однородные члены в первом предложении? (Д.: дополнение). Во втором? (Д.: обстоятельство). В третьем? (Д.: подлежащее)
- Какими ещё могут быть однородные члены? (Д.: сказуемое, определение).
- Таким образом, однородные члены могут быть любым членом предложения. Главное, чтобы они согласовались с тем словом, с которым связаны в предложении.
- Сегодня вы попробуете себя в роли учителя и сами поставите себе оценки за урок в тетрадь.
Домашняя работа.
Вы попробуете себя в роли редакторов и исправите предложения в упр. 2.