Внеклассное занятие по математике на тему: "Волшебные цифры". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

cоздать условия для:

- систематизирования понятия «последующий», «предыдущий» и принцип построения числового луча на отвлечённом материале;
- обобщения знаний детей о цифрах и числах;
- развития интереса к математике, творческих способностей, умения мыслить обобщённо.

Ход занятия:

1. Организация детей.

2. Подготовительный этап.

Учитель:

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней изображён отрезок, но почему-то на делениях отрезка мы видим какие-то картинки (см. рис. 1)

Увидели отрезок,
И что за чудеса:
Шары, мячи, грибочки
И ёлочка - краса.

Что же могут обозначать эти рисунки?

(дети высказывают свои предположения, одно из которых, что вместо картинок должны быть числа и на доске изображён числовой отрезок).

3. Этап систематизации знаний.

Учитель:

- Попробуем доказать ваше предположение. Если это числовой отрезок, то каким знаком обозначено его начало?

- Какими знаками обозначены числа 0, 3, 7, 9?

- Какое число обозначено флажком, а какое рыбкой?

- Какое число следует за грибком?

- На сколько больше груша, чем грибок?

- На сколько меньше грибок, чем груша?

- Какое число предшествует цветочку?

- На сколько цветочек больше, чем мяч?

- На сколько мяч меньше, чем цветочек?

- Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. И чтобы ещё раз убедиться, что наши предположения верны, мы попробуем выполнить ещё несколько заданий. Сначала решим примеры с этими картинками (см. рис. 2).

Вот весёлые картинки
Нам примеры задают:
От ёлки ёлочку отнять-
Кто нам сможет подсказать?

(Дети решают примеры, используя математические правила для действий сложения и вычитания. Например, чтобы найти разность флажка и единицы, надо от точки, обозначенной на отрезке знаком флажок, переместиться на одну единицу влево. Значит, получится шарик. Аналогичные рассуждения строятся при нахождении значений остальных равенств).

Учитель:

- И с этим заданием вы отлично справились. Складывать и вычитать мы смогли эти картинки, а теперь попробуем их сравнить (см. рис. 3).

(Рассуждения детей: - «Груша меньше кружки, так как знак, обозначающий грушу, расположен на отрезке левее, чем знак, обозначающий кружку».

- «Ёлочка плюс грибок меньше ёлочки, так как если к любому числу прибавить другое число, то получится большее число».

- «Груша минус груша получается шарик, так как при вычитании равных чисел получается нуль».

- «Мяч плюс единица меньше, чем мяч плюс два, так как одно слагаемое в данных суммах одинаковое, а второе слагаемое в первой сумме меньше. Значит, и вся первая сумма меньше».

- «Ёлочка минус единица больше, чем ёлочка минус два, так как чем меньше вычитаем, тем больше остаётся»).

Учитель:

- Что же получается? Все правила и числового ряда, и действия с числами мы смогли применить для нашего отрезка. Какой же можно сделать вывод?

Дети:

- Мы доказали, что на доске изображён числовой отрезок, а за картинками спрятаны цифры.

Учитель:

- Давайте проверим. (Снимает картинки, а под ними – цифры).

Молодцы, вы правильно доказали и решили нашу загадку.

4. Этап обобщения знаний.

Учитель:

- А сейчас, ребята, вы попробуете придумать свою систему цифр.

На карточках, которые перед вами, изображён отрезок. На делениях вы рисуете свои картинки - «цифры», а может, кто- то составит равенства или неравенства со своими зашифрованными знаками.

Возьми зверят, цветы, шары
И составь примеры ты.
Будут взрослые гадать:
«Как им всё это решать?»

(Дети работают со своими карточками. Несколько человек всей группе показывают свою систему цифр на начерченном на доске отрезке)

5. Итог занятия.

Учитель:

- Конечно, не все смогли показать свою работу. На следующем занятии все ребята смогут рассказать о своей системе цифр.

6. Этап рефлексии

Учитель:

- А сейчас возьмите карточки, на которых нарисованы «сердечки» разного цвета. И покажите, какое настроение осталось после занятия.