Цели:
cоздать условия для:
- систематизирования понятия «последующий», «предыдущий» и принцип построения числового луча на отвлечённом материале;
- обобщения знаний детей о цифрах и числах;
- развития интереса к математике, творческих способностей, умения мыслить обобщённо.
Ход занятия:
1. Организация детей.
2. Подготовительный этап.
Учитель:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней изображён отрезок, но почему-то на делениях отрезка мы видим какие-то картинки (см. рис. 1)
Увидели отрезок,
И что за чудеса:
Шары, мячи, грибочки
И ёлочка - краса.
Что же могут обозначать эти рисунки?
(дети высказывают свои предположения, одно из которых, что вместо картинок должны быть числа и на доске изображён числовой отрезок).
3. Этап систематизации знаний.
Учитель:
- Попробуем доказать ваше предположение. Если это числовой отрезок, то каким знаком обозначено его начало?
- Какими знаками обозначены числа 0, 3, 7, 9?
- Какое число обозначено флажком, а какое рыбкой?
- Какое число следует за грибком?
- На сколько больше груша, чем грибок?
- На сколько меньше грибок, чем груша?
- Какое число предшествует цветочку?
- На сколько цветочек больше, чем мяч?
- На сколько мяч меньше, чем цветочек?
- Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. И чтобы ещё раз убедиться, что наши предположения верны, мы попробуем выполнить ещё несколько заданий. Сначала решим примеры с этими картинками (см. рис. 2).
Вот весёлые картинки
Нам примеры задают:
От ёлки ёлочку отнять-
Кто нам сможет подсказать?
(Дети решают примеры, используя математические правила для действий сложения и вычитания. Например, чтобы найти разность флажка и единицы, надо от точки, обозначенной на отрезке знаком флажок, переместиться на одну единицу влево. Значит, получится шарик. Аналогичные рассуждения строятся при нахождении значений остальных равенств).
Учитель:
- И с этим заданием вы отлично справились. Складывать и вычитать мы смогли эти картинки, а теперь попробуем их сравнить (см. рис. 3).
(Рассуждения детей: - «Груша меньше кружки, так как знак, обозначающий грушу, расположен на отрезке левее, чем знак, обозначающий кружку».
- «Ёлочка плюс грибок меньше ёлочки, так как если к любому числу прибавить другое число, то получится большее число».
- «Груша минус груша получается шарик, так как при вычитании равных чисел получается нуль».
- «Мяч плюс единица меньше, чем мяч плюс два, так как одно слагаемое в данных суммах одинаковое, а второе слагаемое в первой сумме меньше. Значит, и вся первая сумма меньше».
- «Ёлочка минус единица больше, чем ёлочка минус два, так как чем меньше вычитаем, тем больше остаётся»).
Учитель:
- Что же получается? Все правила и числового ряда, и действия с числами мы смогли применить для нашего отрезка. Какой же можно сделать вывод?
Дети:
- Мы доказали, что на доске изображён числовой отрезок, а за картинками спрятаны цифры.
Учитель:
- Давайте проверим. (Снимает картинки, а под ними – цифры).
Молодцы, вы правильно доказали и решили нашу загадку.
4. Этап обобщения знаний.
Учитель:
- А сейчас, ребята, вы попробуете придумать свою систему цифр.
На карточках, которые перед вами, изображён отрезок. На делениях вы рисуете свои картинки - «цифры», а может, кто- то составит равенства или неравенства со своими зашифрованными знаками.
Возьми зверят, цветы, шары
И составь примеры ты.
Будут взрослые гадать:
«Как им всё это решать?»
(Дети работают со своими карточками. Несколько человек всей группе показывают свою систему цифр на начерченном на доске отрезке)
5. Итог занятия.
Учитель:
- Конечно, не все смогли показать свою работу. На следующем занятии все ребята смогут рассказать о своей системе цифр.
6. Этап рефлексии
Учитель:
- А сейчас возьмите карточки, на которых нарисованы «сердечки» разного цвета. И покажите, какое настроение осталось после занятия.