Цели:
- формировать у детей умения писать слова с ь и разделительным ь;
- формировать речевую компетентность (монологический ответ по таблице);
- развивать орфографическую зоркость, произвольное внимание
Оборудование:
- диск «Медиатека» Начальная школа. Русский язык. 2 класс таблица «Правописание ь и ъ знаков.»
- индивидуальные тесты
- кроссворд
- учебник «Русский язык 2 класс».
- мультимедиапроектор
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель проверяет готовность детей к уроку, создаёт положительный настрой на урок
Дети хором произносят стихи
Порядок на столе-
Порядок в голове.
Начать урок готовы.
2. Минутка чистописания:
На доске записаны буквы и е я а п т й ю т
Запишите только гласные буквы, обведите в кружочек «лишнюю» букву, объясните свой выбор.
(Дети должны из всех записанных гласных букв выделить букву а, т.к. она не может обозначать мягкость предыдущего согласного.)
3. Работа с тестом (Повторение о мягких согласных звуках и буквах) :
Физминутка.
4. Актуализация знаний:
Какой буквой еще можно воспользоваться для обозначения мягкости согласных?
Найди связь между верхними и нижними словами:
Гроза | ветер | луна | солнце |
Дождь | пыль | ночь | ? |
Какую роль играет ь в словах нижней строки? (показатель мягкости)
Где пишется в словах ь, обозначающий мягкость согласного? ( между согласными или в конце слова)
5. Работа над новой темой:
Какую еще важную роль играет ь в словах?
Вот об этом мы и поговорим на уроке.
Запишите в тетрадях полученные слова. Подчеркните ь и стоящую букву после него.
Попробуйте закрыть ь. Что произошло? (Согласный звук сливается с гласным)
5 Работа над новой темой. Внимание!
Если возможно использование мультимедиапроектора, то предлагаю второй вариант данного этапа урока.
Учитель включает файл с презентацией и работает фронтально с классом.
Какую роль играет ь в этих словах?
Перед какими буквами пишется разделительный ь?
6. Вывод по новой теме делают дети, работая по таблице на экране.(на диске «Медиатека. Начальная школа. Русский язык 2класс. Ъ и Ь знаки.»)
ФИЗМИНУТКА
7. Работа с учебником.
Упражнение с 48 № 148.
*для «сильных» учеников - слова соловьи , вьюнок, бью, льется разделить для переноса.
Физминутка для глаз.
8. Итог урока: что нового узнали о работе ь ?
Повторите вывод, пользуясь таблицей на экране.