Данный урок направлен на формирование целостного представления о значении выбора наилучшего пути развития экономики страны, при котором может быть достигнуто максимальное удовлетворение потребностей.
На примере прообраза разноуровневых предприятий по производству канцелярских принадлежностей учащиеся знакомятся с такими понятиями, как производительность труда, эффективность производства, механизмы конкуренции, а также подходят к пониманию целесообразности перехода народного хозяйства страны к рыночной экономике.
Урок способствует развитию логического мышления учащихся.
Главная задача народного хозяйства –
выбор наилучшего пути, при котором
достигается максимальное удовлетворение
потребностей.
Витольд Ром.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с такими понятиями, как народное хозяйства (экономика), производительность труда, эффективность производства, себестоимость продукции, механизм конкуренции.
- На конкретном примере показать целесообразность перехода экономики страны к рыночным отношениям.
Оборудование: Таблицы с определениями основных понятий темы, схемы и др.
Ход урока
Называю тему урока и даю определение народного хозяйства.
Народное хозяйство (экономика) любой страны – это взаимодействие людей (рабочей силы) и средств производства: средств труда (то, чем или с помощью чего работает человек) и предметов труда (что он обрабатывает).
Народное хозяйство состоит из различных отраслей.
А отрасль – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или оказывающих однородные услуги.
Для того, чтобы ближе познакомиться с народным хозяйством страны, мы на примере прообраза предприятий по производству канцелярских принадлежностей познакомимся с некоторыми особенностями их работы.
За специально подготовленные столы приглашаю сесть по четыре ученика, желающих принять активное участие «в производстве записных книжек» .
На первом столе надпись- «Канцелярская мастерская Чуринъ и Ко». На столе лежат листы бумаги, иголки, нитки.
Второй стол с надписью- «Фабрика Ильи Шилова». На столе, кроме листов бумаги, ниток и иголок лежат ножницы.
Третий стол с названием ЗАО «Восход». На нем лежат стиплеры, канцелярские ножи, ножницы, карандаши, линейки, бумага.
«Работники предприятий», изъявившие желание трудиться, садятся по 4 человека за столы. Объясняю, что они должны производить записные книжки. Для этого, стандартный лист бумаги А-4 делят на шесть равных частей и сшивают.
На первом предприятии записные книжки делают вручную- лист бумаги сгибают, а затем осторожно по сгибу разрывают на шесть равных частей и сшивают нитками.
На втором предприятии такая работа производится с помощью ножниц, сшивают нитками.
На третьем предприятии, листы режут ножом и ножницами, применяют линейку, скрепляют стиплером.
За первыми двумя столамиК работу от начала до конца, делает каждый работник индивидуально, за третьим столом каждый специализируется на какой-то одной операции.
Один учащийся делает разметку, другой – режет, третий – скрепляет.
По моей команде учащиеся начинают работу.
Я засекаю время, и вот результат:
- за пять минут первое «предприятие» выпустило три записные книжки.
- второе – шесть и есть подготовленные листы;
- третье – произвело 11 экземпляров.
Пока предприятия работали, знакомлю учащихся с термином.
Эффективность производства – показатель, который выражается отношением эффекта (полученного продукта) к затратам (труда) на его получение.
Вывод: Чем меньше затраты, тем эффективнее производство.
Самым эффективным предприятием ребята называют ЗАО «Восход» .
Вопрос: Почему?
Ответы: Потому, что их труд был более механизирован, имеется разделение труда между работниками, каждый специализируется на отдельной операции. Они выпустили больше продукции в единицу времени. Обобщаю рассуждения и говорю, что на предприятиях это называется производительностью труда.
Вывешиваю определение на доску.
Производительность труда – показатель трудовой деятельности. Чем больше продукции произведено работником в единицу времени (час, день, год), тем выше производительность труда.
Вопрос: Как вы думаете, на каком «предприятии» затрат на производство одного экземпляра книги будет больше?
Ответы были разные. Одни предлагали подсчитать затраты на покупку оборудования для ЗАО «Восход», другие говорили, что самая дорогостоящая продукция в мастерской «Чуринъ и К 0» , так как там большие затраты на заработную плату и т.д.
Знакомлю с понятием себестоимость.
Вывешиваю определение на доску.
Себестоимость продукции – количество денег, затраченных на производство единицы продукции.
Себестоимость служит ориентиром для установления цен на продукцию.
Вопрос: Как вы думаете, каким образом себестоимость влияет на цены?
Ответ: Чем ниже себестоимость, тем ниже могут быть рыночные цены и наоборот.
Вопрос: Попробуйте предположить, как цены влияют на покупательский спрос?
Ответ: Если продукция высокого качества, а цена достаточно низкая, такая продукция, как правило, имеет достаточно высокий спрос.
Вопрос: Влияет ли спрос на продукцию, на её конкурентоспособность?
Ответ: Да, влияет, чем выше спрос, тем выше конкурентоспособность.
В итоге мы имеем (вывешиваю схему на доске):
А теперь посмотрим, что может входить в понятие себестоимость в данном случае:
- Амортизация помещений.
- Электроэнергия.
- Стоимость оборудования.
- Стоимость сырья.
- Тепло – и водоснабжение.
- Заработная плата работников.
- Затраты на реализацию продукции.
Обсуждая все пункты, учащиеся приходят к выводу, что все они в совокупности, и каждый в отдельности влияют на себестоимость продукции.
Предлагаю рассмотреть следующую таблицу, составленную для сравнения себестоимости продукции на разноуровневых предприятиях
Чуринъ и Ко. |
И. Шилов |
ЗАО «Восход» |
|
1. Общие затраты в рублях в год. | 100 тыс. руб. |
600 тыс. руб. |
10 млн. руб. |
2.Произведено записных книжек в год |
20 тыс. экз. |
200 тыс. экз. |
10 млн. экз. |
3.Себестоимость 1 записной книжки. |
5 руб. |
3 руб. |
1 руб. |
Вопрос: Как вы думаете, себестоимость продукции, какого предприятия будет самой дешевой и конкурентоспособной, если рыночная стоимость одной записной книжки в среднем равняется 3 рублям
Ответ: «Чуринъ и Ко» разорится сразу. Фабрика И. Шилова какое-то время, возможно, будет работать, «едва сводя концы с концами». Не имея возможности на покупку оборудования, она будет вынуждена либо понижать зарплату, либо поднимать цены. В первом случае желающих работать будет меньше, во втором - меньше будет спрос на такую продукцию.
ЗАО «Восход» будет иметь стабильный доход, который может быть использован на развитие производства, увеличение зарплаты, спонсорскую помощь и т.д.
Вопрос: Как вы думаете, могли ли существовать такие убыточные предприятия в нашей стране в эпоху централизованной (командной ) экономики?
Ответ: Да, были.
Вопрос: За счет чего и для чего они сохранялись?
Ответ: За счет государственных дотаций и для сохранения рабочих мест.
Вопрос: Почему многие предприятия закрылись с началом перехода к рыночным отношениям?
Ответ: Им перестали выделять дотации. Они не выдержали конкуренции.
Вопрос: Как вы думаете, конкуренция это зло или добро для экономики страны?
Ответ: Для отдельных товаропроизводителей она является нежелательной, но конкуренция играет главную роль для развития производительных сил и процветания страны.
Вопрос: Как сделать предприятие более конкурентоспособным?
Ответ: Нужно внедрять в производство научно-технические достижения, покупать станки, оборудование и всячески повышать производительность труда.
Вывод:
На примере прообраза разноуровневых предприятий мы видим, что главным механизмом развития народного хозяйства страны является конкуренция. Она в полной мере может быть осуществлена в условиях рыночных отношений.
Закрепление.
Вопросы:
1. Что такое производительность труда?
2. Что входит в понятие себестоимость продукции?
3. В чем главное отличие централизованной экономики от рыночной?