Вид занятий: рисование по памяти и представлению.
Цель и задачи:
- знакомство с жанром анималистики в изобразительном искусстве,
- передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски, их цветовой гармонии, определение пропорций,
- развитие воображения, умения восхищаться красотой окружающего мира,
- воспитание бережного отношения к природе;
- укрепление межпредметных связей (литература, музыка, культура).
Музыкальный ряд: Музыка башкирских композиторов.
ХОД УРОКА
I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовность к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Звучит башкирская мелодия (тихо), учитель начинает рассказывать легенду…
Это было давным-давно. Жил-был мальчик Хаубан. Отец у него помер, а мать куда-то пропала. Не мог он делать тяжкую работу и жил подаяниями, ходил из дома в дом, выпрашивал милостыню. Вот ушёл однажды в степь, родник там показался ему большим, как озеро, а сочный дикий лук и щавель слаще любых угощений, шел, шел и увидел пастуха. Пастух расспросил его обо всем – о жизни, о здоровье и мальчик рассказал все с того дня, как умер отец, и исчезла мать. Пожалел старик мальчика, вздохнул глубоко и произнес:
– И мне жизнь не сладка, пойдем-ка лучше вон к тому озеру, может поймаем на петлю щуку.
Взял пастух в руки хызму (разновидность лука). Пошли, а мальчик Хаубан все посматривает на хызму, и говорит: «Была бы у меня такая, не ходил бы я голодный».
Старик с грустью посмотрел на мальчика.
– Дитя моё, мне уже за шестьдесят, вот отдаю тебе хызму, храни её, такого оружия ни у кого на всем Урале больше нет!
Обрадовался Хаубан. Взял из рук старика хызму, поблагодарил его.
День за днем подрастал Хаубан. Исполнилось ему 17 лет и стал он охотиться с хызмой.
Как-то шел он по берегу озера и видит, плывет по озерной глади золотая утка, прицелился и подстрелил её.
Вдруг утка заговорила человечьим языком:
Не утка, Шульгена, славного царя
Дочь любимая – это я
Ты воды меня не лишай,
Что попросишь, то и дам.
Удивился Хаубан, а утка продолжала его умолять:
Мой отец, благородный царь.
У него есть любимый конь,
Что дороже богатств любых
В бедах другом способен быть –
Краса – средь коней других,
Грива – что белоснежный шелк,
Цветом – в сероватый отлив,
Узок в боках, в холке высок.
Дам я тебе того коня,
Ты тогда на Урале своем,
Я в пространстве водном своем
Счастливо жизнь свою проживем.
Акбузат выйдет – дух живой,
А за ним табуны лошадей,
Стада недойных коров,
С ревом телята,
Овцы семенящей толпой.
Если погладишь холку коню –
Обретет он тотчас язык.
Все пожелания твои готовый
Исполнить в тот же миг.
Но иди не оглядываясь!
Население республики высоко ценит лошадь за большую помощь, которую она оказывает и продолжает оказывать в повседневной жизни. Это уважение к лошади передается из поколения в поколение. И дети с большим интересом с малых лет привыкают к общению с этим умным и сильным животным.
Тулпар – сказочный крылатый конь. Он рожден в пучине вод, понимает мысли и дела людей, богов, зверей, говорит человеческим языком. Советчик и помощник батыра, который помогает одолеть сказочных чудовищ, летает по воздуху, посылает ветер, мечет молнии, содрагает землю.
Ударом копыта выбивает источник, который дает вдохновение сесенам, певцам, музыкантам, героям-батырам.
Около 50 млн. лет назад в заболоченных лесах северной Америки появились маленькие животные (около 30 см). У них были быстрые ноги, короткая шея, изогнутая спина и длинный хвост. Это была первая лошадка.
Позже лошадь выходит из леса на равнину и становится ростом с пони. Лошадь выжила, (хотя её современники – мамонты и т.д. вымерли), благодаря необыкновенной выносливости и умению добывать подножный корм из-под снега.
– Дети, кем является конь для башкир?
– Друг.
– Мясо.
– Шкура.
– Кумыс – ляшка (кожа сдиралась, привязывалась к лошади).
– Ребята, что вы знаете о кумысе?
Древнейший, излюбленный напиток башкир. Весной во всех юртах готовят кумыс, и все, кто может пить – от грудного младенца до дряхлого старика, пьют целительный, благородный напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости, полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные, впалые щеки.
Просмотр видеокассеты «Коневодство в Башкортостане» (примерно 3 мин.)
Обратите внимание, ребята, на название лошадей по годам и масти.
– Ребята определим части тела лошади: голова, туловище, 4 ноги, хвост, грива.На доске дети составляют силуэт лошади из заранее приготовленных частей.
Лошади необыкновенно красивые животные. Однако рисовать лошадь непросто, поскольку у неё достаточно сложное строение тела. Эта схема поможет вам соблюсти пропорции тела.
III. Работа над заданием
Изобразить коня белым, на заранее приготовленном листке темной цветной бумаги, показав его характер, в движении, летящим, бегущим по ночному небу.
IV. Итоги урока
Экспресс-выставка (по возможности) из лучших работ. Оценки выполненных работ.
V. Домашнее задание
Увидеть и понаблюдать за лошадками и пони.