Урок по физике "Сила трения"

Разделы: Физика


Тема урока: Сила трения.

Цели урока: актуализировать и углубить знания учащихся о силе трения, выявить основные особенности силы трения, учет и применение в технике.

Оборудование: деревянный брусок, динамометр, набор грузов, листы наждачной бумаги, войлока, деревянная пластина, таблицы, дисковод, проектор, презентации урока.

Ход урока

I. Мотивация.

- Мы знаем, что физика – наука о природе. Вспомним Ф.И. Тютчева:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не безликий лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык».

Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать.

Падение яблока, взрыв сверхновой звезды, прыжок кузнечика или радиоактивный распад веществ происходят в результате взаимодействий. Существует четыре вида фундаментальных взаимодействий.

  1. Гравитационное взаимодействие
  2. Электромагнитное взаимодействие
  3. Слабое взаимодействие
  4. Сильное взаимодействие

Количественной мерой взаимодействия является – сила. Среди многочисленных сил электромагнитной природы выделим силу трения. В земных условиях трение сопутствует любому движению и покою тел.

II. Новый материал.

- Ребята, тема нашего урока «Сила трения».

С явлением трения мы знакомы уже давно. В походе можно услышать: «Не натрите ноги», в школе – «Сотрите с доски записи». Первые исследования трения были проведены великим итальянский ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы трения были описаны французским ученым Гильомом Амонтоном в 1699 и Шарлем Кулоном в 1785 г.

- Ребята, дайте, пожалуйста, определение силы трения.

- Сила трения – сила, взаимодействующая при соприкосновении поверхностей тел, препятствующая их относительному перемещению, направленная вдоль поверхности соприкосновения.

Выясним причины трения.

- Сейчас мы, пользуясь предложенным оборудованием, определим силу трения. У вас на столах динамометры. Возьмем брусок, прикрепим его к динамометру, и будем тянуть брусок по горизонтальной поверхности так, чтобы он двигался равномерно. Эта сила по модулю равна силе трения, действующей на брусок.

I ряд дерево - по дереву
II ряд дерево - по войлоку
III ряд дерево - наждачная бумага

- Почему получились разные значения?

  1. Причиной трения являются шероховатости соприкасающихся поверхностей: от смазки, веса тела, состояния трущихся поверхностей.
  2. Другая причина – межмолекулярное притяжение, действующее в местах контакта трущихся тел. (Проявляется в тех случаях, когда поверхности соприкасающихся тел хорошо отполированы).

При контакте твердых тел возможны три вида трения.

Опыт №1. Брусок, динамометр (трение покоя)

Динамометр прикрепляем к бруску и тянем. Действующая сила между бруском и поверхностью – сила трения покоя.

Опыт №2. Брусок, динамометр (трение скольжения)

Брусок скользит по поверхности – возникающая сила трения – сила трения скольжения.

Опыт №3. Тележка, динамометр

Тележка катиться по поверхности. Динамометр показывает силу трения качения.

Трение качения меньше трения скольжения и покоя. Однако из самых гениальных изобретений человечества – колесо. Хорошо известно, что несравнимо легче везти груз на тележке, чем тащить его.

- А сейчас просмотрим презентацию к этой части урока.

Очевидно, в реальной жизни важно учитывать трение. Посмотрим, как это делается в задаче о движении автотранспорта по дороге.

Примеры.

Ребята, вы видите, что для полной остановки автомобиля требуется определенное время. Поэтому соблюдайте правила пешеходов при переходе через дорогу.

В природе и технике трение имеет большое значение. Оно может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить. Например, поверхности шин у автомобиля делают с ребристыми выступами зимой, когда дорога бывает скользкая, ее посыпают песком.

Трение играет большую роль в жизни растений и животных.

Выступление учащихся.

О роли трения в жизни растений и животных.

В жизни многих растений трение играет положительную роль. Растения благодаря трению цепляются за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Трение здесь создается за счет того, что стебли многократно обвивают опоры и поэтому очень плотно прилегают к ним.

А вот растения, имеющие корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква. Сила трения о грунт способствует удержанию корнеплода в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Именно поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку, репу.

Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах.

Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.

Путем длительной эволюции организмы многих живых существ приспособились к трению, научились его уменьшать или увеличивать. Так, тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что позволяет им развивать при плавании большую скорость. Кости животных и человека в местах их подвижного сочленения имеют очень гладкую поверхность, а внутренняя оболочка полости сустава выделяет специальную синовиальную жидкость, которая служит как бы суставной «смазкой». При глотании пищи и ее движении по пищеводу трение уменьшается за счет предварительного дробления и пережевывания пищи, а также смачивания ее слюной.

Действие органов хватания (к ним можно отнести клешни рака, передние конечности и хвост некоторых пород обезьян и др.) тоже тесно связано с трением. Ведь предмет или живое существо будет тем прочнее схвачено, чем больше трение между ним и органом хватания. Величина же силы трения находится в прямой зависимости от прижимающей силы. Поэтому органы хватания устроены так, что могут либо охватывать добычу с двух сторон и зажимать ее, либо обвивать несколько раз и за счет этого стягивать с большой силой.

Во всех этих примерах трение полезно. Но оно может быть и вредным, тогда его необходимо уменьшить. В этом случае применяют смазку или подшипники.

Казалось бы, что может быть общего между подшипником и памятнику Петру Великому в Санкт-Петербурге. Послушаем историческую справку.

Выступление учащихся.

Может быть, не всем известны некоторые технические подробности создания памятника великому организатору государства Российского.

Для пьедестала памятника подготовили монолитную гранитную глыбу весом 80 тыс. пудов, т.е. более тысячи тонн! И доставили ее из деревни Лахти, что на берегу Финского залива, в Петербург. Как же в XVIII веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли совершить такое чудо?

Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу называли Гром-камнем, так как в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве на плотах был доставлен в Петербург. Небывалый успех русской техники того времени был даже отмечен особой медалью, на которой была вычеканена надпись: «Дерзновению подобно, 1770 год». И действительно, это был акт дерзновенный! Вся Европа только и говорила об этой невиданной операции, какой не повторялось с времен перевозки в древний Рим египетских памятников. Как же это было сделано? Смелый, остроумный проект передвижения Гром-камня дал кузнец из казенных мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным. Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с выдолбленными вдоль них желобами, обитыми внутри медью. Гранитную глыбу поместили на помост из нескольких рядов плотно уложенных бревен, под которым находились желоба с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов и воротов двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом и переставлять их вперед после того, как глыба пройдет через них; 120 дней путешествовал так по суше Гром-камень. Доставленный в Петербург и обработанный мастерами-каменотесами, он стал прекрасным пьедесталом памятника Петру.

Да, изобретение русских крестьян послужило прообразом современного подшипника. Их устанавливают в автомобилях, токарных станках, электрических двигателях и велосипедах.

- Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы с вами подробно поговорили об одной из сил э/м природы.

Литература

  1. В.А. Касьянов «Физика» - 10 Дрофа Москва 2004 г.
  2. А.А. Рымкевич Сборник задач по физике Москва «Просвещение» 1990 г.
  3. Вечера по физике в средней школе «Просвещение» Москва 1969 г.
  4. А.С. Иванов, А.Т. Проказа Мир механики и техники Москва «Просвещение» 1993