Цели урока:
- закрепить умения решать примеры и задачи в пределах 10,
- закрепить знания учащихся по теме : «Пять помощников человека» ,
- совершенствовать умения детей работать на компьютере,
- воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки.
Оборудование:
- компьютеры
- изображение Рыжего клоуна (размер лист ватмана)
- билетики в цирк для детей
- телефон
- магнитофон
- аудиокассета: стихотворение « Песенка о цирке», аудиозапись аплодисментов
- шоколадка
- листочки для схем, ручки
- воздушные шарики
- веер цифр для каждого ученика
Рисунки для слайдов использованы из детской книжки- раскраски «Мы идем в цирк». Рисунки раскрашены самими учащимися 1 класса в ГПД.
Урок проводится в компьютерном кабинете.
Ход урока
Организационный момент. Учащиеся сидят вокруг рабочего стола.
Ребята, сегодня утром у школы Рыжий клоун раздавал билеты в цирк и сказал, что нас ждет сюрприз. -
Раздать пригласительные билеты.
- Вы любите цирк?
- Что такое цирк?
- Хотите увидеть цирковое представление с участием львов, обезьянок, клоунов?
- Тогда ответьте мне на вопрос :
Какие пять помощников есть у человека? (органы зрения, слуха. зрения, осязания, обоняния)
- Зачем человеку нужны органы чувств?
- Какие органы чувств помогут нам определить, что мы пришли действительно в цирк? (уши, глаза, нос)
- Хотите посмотреть цирковое представление?
- Тогда занимайте места согласно № билета. (дети садятся за компьютерные столы)
Давайте посмотрим программку сегодняшнего представления (см. слайд 3) , а конферансье (ведущий) будет объявлять цирковых артистов.
- А хотите поучаствовать в этом представлении?
Тогда закройте глаза и представьте, что мы на арене цирка.
(звучит запись стихотворения « Песенка о цирке») .
- Но что же происходит?
- Почему нас никто не встречает.
- Где же наш друг Рыжий клоун?----(раздается телефонный звонок)
- Алло! Что случилось?
- Ребята, злой фокусник не хочет, чтобы мы встречались с Рыжим клоуном. Он его заколдовал – лишил клоуна пяти помощников.
- А что же это за помощники такие? (Органы чувств.)
- Нам надо вернуть его прежний вид, иначе клоун не сможет узнавать окружающий его мир.
- Поможем клоуну?
(Изображение Рыжего клоуна расположено на доске. У него прикрыты белым листом бумаги нос, глаза, уши, кожа на лице и руках, рот)
Тогда за дело. Мы станем участниками циркового представления, будем выполнять математические задания и в результате этого чары волшебника будут рассеиваться, и к Рыжему клоуну вернутся все его органы чувств.
Итак, начинаем.
Устный счет.
Первый номер нашей программы – «Ученые обезьянки» (дети встают в кружок) знают цифры и умеют считать.
Счет 1-10, 10-1,2-10, 5-50.
Составление примеров на сложение и вычитание.
- 14, 24. 34,…,…. Какая закономерность в построении чисел?
- Что общего?
- Какое число будет следующим?
- 39, 48, 57, 66, …,….
Что происходит с первой цифрой каждого числа?
Что происходит со второй цифрой каждого числа?
Как мы называем числа, в записи которых используются две цифры?
- 500, 501,502,…,….
Чем отличаются числа этого ряда от второго?
Продолжим ряд. По какому принципу продолжаем его?
Какое число, на ваш взгляд, является лишним в третьем ряду?
- Молодцы, ученые обезьянки! Хочется погладить их.
- Что мы почувствуем, если их погладим? (тепло, мягкую шерсть)
- А какой орган чувств поможет нам это определить? (кожа)
- Что такое кожа? (орган осязания)
- Посмотрите! Клоуну вернулось осязание, он может все ощущать.
(снять с рук и лица Рыжего клоуна бумагу, которая их прикрывала)
-Значит, мы с вами все сделали правильно!
Решение задачи.
- Наше представление продолжается.
- 2-ой номер программы- выступление жонглера Тоби (см. слайд)
- Кто такой жонглер?
- Для своего номера он приготовил яблоки.
- А какие и сколько именно мы узнаем, когда прочитаем задачу.
(см. слайд)
Для циркового номера жонглер Тоби приготовил 6 красных и 3 зеленых яблока. Сколько всего яблок приготовил Тоби?
Анализ задачи.
- Что известно в задаче?
- Что неизвестно?
- Что находим – целое или части?
- Как находим целое? (надо к части прибавит другую часть)
- Посмотрите на схемы. Найдите соответствующую к условию задачи.
- Какая по счету сверху эта схема?
- Как решить эту задачу? Соедините стрелкой схему и решение задачи. Проверка.
- Посмотрите на другие схемы. Что в них изменилось? (вопрос)
- Что находим в соответствии с этими схемами? (части)
- Как находим часть? (чтобы найти часть надо из целого вычесть другую его часть)
- Как называются задачи , если в них меняется вопрос? (обратные)
- А теперь измените вопрос к задаче так, чтобы она решалась на сравнение.
- Перед вами листки и ручки.
Начертите схему к новой задаче и решите ее.
Взаимопроверка.
- Молодцы!
- Какие по цвету были яблоки у Тоби?
- Какой орган помогает нам определить цвет предмета? (глаза)
Значит , глаза – это…? (орган зрения)
- Посмотрите- у клоуна голубые глаза (снять бумагу). Он уже может нас видеть.
И он увидел. что в цирке начался антракт.
Что такое антракт? (перерыв)
Ф\минутка.
Мы – циркачи.
Мы – силачи.
Гирю с пола поднимаем
И обратно опускаем.
Гирю – вверх, гирю – вниз.
Поднимай, не ленись!
Сила, ловкость, быстрота-
И здоровье навсегда.
Решение неравенств.
- А в антракте обычно идут… в буфет, где продаются разные лакомства – пирожные, мороженое, соки, фрукты.
Канатоходка киска Лулу тоже побывала в буфете и увидела, что во время антракта там было продано…(см. слайд)
8 л сливового сока… 5л яблочного
3кг бананов…2 кг кр. яблок + 1 кг зел. яблок
4л чая…3л кофе
5кг эскимо… 6 кг пломбира Проверка
- Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
(надо из большего числа вычесть меньшее)
- На сколько 8 больше 5?
- Что нужно сделать, чтобы можно было использовать знаки < ,>, = ?
- А что помогает определить вкус этих продуктов? (язык)
А что такое язык? (орган вкуса).
Где он находится? (во рту)
Смотрите- клоун заулыбался (появляется на лице клоуна улыбка) Ему так хочется чего–нибудь сладенького. Уже скоро он сможет полакомиться им.
Ведь мы ему поможем вернуть его пять помощников. Еще немного и мы встретимся с Рыжим клоуном.
Геометрический материал. Задача на нахождение периметра.
А в это время на арену выходит знаменитый укротитель львов Малыш и его друг Лев Львович (см. слайд). Но они никак не могут начать свой номер. Лев Львович не хочет прыгать в обруч пока Малыш не угостит его шоколадкой.
Посмотрите, какую форму имеет шоколадка?- (показать плитку шоколада.)
- Что такое прямоугольник? (см. слайд)
- Чему равна длина прямоугольника? (6 см)
- Чему равна длина ширина? (2 см)
- Что такое периметр? (сумма длин сторон прямоугольника)
- Как его найти? (сложить все длины сторон)
- Посмотрите, у меня – прямоугольник. Что изменится, если я сложу его пополам?
- Какая фигура получилась? (прямоугольник)
- Что изменилось? (длина стала 3см)
Найдите сумму длин сторон этого прямоугольника. (3+2+3+2= 10см)—(ответ показывают с помощью веера цифр)
Какую величину мы здесь использовали? (см)
Что измеряем в см? (длину)
- Какие еще знаем единицы измерения? (дюйм, фут, ладонь, сажень, локоть)
- Закройте глаза. Посчитайте про себя до 10. Не открывая глаз, скажите, как можно определить, что перед нами шоколад?
- Чем нюхаем? (вдохнули)
- У клоуна появился … нос.
Теперь клоун может нас видеть и слышать, чувствовать, но не может услышать. А ведь ему как артисту просто необходимо слышать аплодисменты зрителей – награду за выступление. А он их так любит. Скоро его выход, а он еще не в форме
Решение примеров.
Давайте заменим пока его. Пусть поработает вместо него танцор – Бегемот (см. слайд) .
А пока он танцует- мы решим примеры.
4+3= О 0+8= Д
9-7= О 7-6= М
5+4= Ц 2-2+6= Л
9-1-8= Ы
Из букв собрать слово – молодцы.
- Клоуну вернулся слух (открыть уши)
С помощью какого органа мы слышим?
Теперь клоун сможет услышать аплодисменты зрителей.- (включить запись аплодисментов зрителей).
Так вот, Рыжий колун очень благодарен вам. что вы помогли освободится от злых чар фокусника, и к нему вернулись его пять помощников, чтобы он мог познавать с помощью них окружающий его мир.
Задание на развитие логического мышления. Самостоятельная работа.
Чтобы наказать злого фокусника, клоун задал ему сложную задачку.
А фокусник не знает, как с ней справиться. Поможем? Ведь добро побеждает зло.
Задача на нахождение закономерности (см. слайд)
Проверка.
Итог урока. Рефлексия.
- Какую тему повторяли на уроке по предмету Окружающий мир?
- Что закрепляли по математике?
- Что интересного было на уроке?
- Кому помогали?
- Какое задание не вызвало затруднений?
-Какое задание было самым сложным?
Звучит запись « Песенка о цирке».