Личностно-ориентированная направленность уроков в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Современная школа переживает новый этап своего развития. Нарастающий объем информации, модернизация, усложнение учебных программ предъявляет организму младшего школьника самые высокие требования. Любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке.
В классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова, увеличивается объем изучаемого материала, дети должны больше читать, материал изучается на более высоком уровне сложности, темп прохождения быстрый. Программа нацелена на развитие логического мышления, на интеллектуальное развитие учащихся. Поэтому очень важно, чтобы дети прошли этот нелегкий путь, прежде всего без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы.
А это возможно только при личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании учащихся. Реализация данного подхода позволяет в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представления о характере каждого из них, о его интересах, способностях, о влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получить возможность объяснить поступок ребенка и его отношение к учебе в целом. Так как в обучении и воспитании нет готовых рецептов, проблема личностно-ориентированного подхода носит творческий характер. А его необходимость связана, прежде всего, с индивидуальными возможностями каждого ребенка.
Переход школ к профильному обучению значительно повышает интерес родителей к школе, способствует выявлению и развитию потенциальных возможностей ребенка. Ведь именно начальная школа через личностно-ориентированный подход в обучении должна заложить у каждого ребенка тягу к овладению современными разносторонними знаниями, стремление к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей сознательной жизни.
Урок – это основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации.
Требования к личностно-ориентированному уроку:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, способствующих выявлению субъективного опыта ученика;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- создание положительного эмоционального настроя на работу в ходе всего урока;
- поощрение ученика находить свой способ работы, выбирать более рациональный;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и в ходе его достижения;
- использование проблемных творческих заданий;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, для более полного самовыражения каждого ученика.
В ходе проведения уроков личностно-ориентированной направленности у учащихся должны выработаться умения самостоятельно применять ответственные решения; планировать свою деятельность, оценивать ее результаты; строить отношения с учащимися в ходе сотрудничества. Основными формами работы должны быть общеклассная и индивидуальная. Основными методами – частично – поисковый, проблемный.
Основные этапы личностно-ориентированного урока:
- проверка усвоения предыдущего материала;
- презентация нового материала;
- практическая работа под руководством учителя;
- самостоятельная работа учащихся;
- самоконтроль и самооценка результата;
- подведение итогов урока;
- информация о домашнем задании;
- контроль за усвоением знаний учащимися.
Из этих этапов урока можно создавать различные комбинации, в зависимости от изучаемого материала. Такой подход позволяет каждому ученику самореализоваться в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями, выявить склонность ребенка к определенным предметам.
Привожу примеры конспектов уроков по русскому языку и литературному чтению личностно-ориентированной направленности по развивающей системе Л.В. Занкова.
Конспект урока работы над ошибками сочинения «В лес поздней осенью» в 3 классе
Цель урока: развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, развитие орфографической зоркости учащихся, творческих способностей.
Ход урока
- Организационный момент.
- Анализ сочинений учителем:
—В основном вы справились с сочинениями, тему раскрыли, придерживались плана. Очень хорошо, что в сочинениях вы использовали строчки из стихотворений, а Димин дедушка специально написал эти - строчки:
«... И в сердце вселяется тихая грусть,
Как будто теряю я лучшего друга,
Но всему свое время, и пусть
Приходит зима, а с нею и вьюга».
—Понравилось мне и то, что почти в каждом сочинении были какие-то интересные мысли, высказывания, наблюдения.
Например, у Ларисы «лес стоял грустный, потому что не слышно пения птиц».
У Оли «лес насквозь просвечивался солнцем, а под ногами было безбрежное море листьев».
Алеша заметил, что в лесу « не было той летней теплоты и суетливых муравьев».
У Наташи « при такой тишине можно было услышать, как шепчутся, засыпая, деревья» и что « лес будет сладко спать до весны».
Рома обратил внимание на пустые гнезда на голых деревьях» и от этого ему тоже стало грустно.
В заключительной части сочинения вы писали о впечатлениях, которые вызвала у вас эта прогулка в лес. Они были разнообразны. Например, Гриша написал, что он любит осень, но не позднюю. А Арсен сделал такой вывод: « Лес хорош в любое время года, только нужно увидеть эту красоту». А вот другие ребята написали, что «поздняя осень - не радостная пора в жизни природы». И каждый из них был прав по-своему.
3) А сейчас поработаем над ошибками. Сначала
давайте исправим
ошибки в неправильном построении предложений:
—Подумайте, какая здесь ошибка и как ее исправить:
а) В лесу тишина. В лесу не слышно птичьих голосов.
б) Когда я была на реке, река была очень холодная.
в) Только вдалеке видны красные гроздья рябины. Только ели и сосны стоят в своих зеленых нарядах.
4) Работа над орфографическими ошибками:
—Определите, какая орфограмма в этих словах, вставьте пропущенные буквы:
Л...ства, т...шина, р...бина, м...лчаливый, ул...тели, в...дны, д...леко,
в...сели, ост...вались, кл...новый, оч...рованье, сумр...чный.
—Поз...няя, ненас...ная, со...нце.
—По алле..., в осени...м, поздн...й, летн...й.
—(не) хотелось, (не) было, (не) видно, (не) слышно.
—Реч(?)ка, мрач(?)ный.
—Вод...емы.-
Допишите еще несколько слов на эти правила.
5) Задание творческого характера:
—прочитайте начало рассказа, продолжите его, используя как можно больше имен прилагательных.
Парк зимой.
Утро. Выхожу я на прогулку и не узнаю парка. Какая чудесная картина!...
6) Подведение итогов урока:
— прочитать получившиеся мини - сочинения.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе.
Тема: Морис Метерлинк «Синяя Птица» (пьеса). Обобщающий урок.
Цель: выяснение композиционных особенностей пьесы, развитие речи учащихся, навыков выразительного чтения, умений обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение, творческих способностей учащихся.
Оборудование: на доске аппликация Синяя Птица, сидящая в клетке; на столе свеча; поделки и рисунки детей к пьесе; дети в костюмах Тильтиля, Митиль, Феи, Матери.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение цели урока:
- Ребята, мы закончили с вами чтение пьесы бельгийского драматурга «Синяя Птица». Сегодня мы подведем итог, обобщим полученные знания.
3. Вступительная беседа:
- К какому жанру литературы относится это произведение?
(Пьеса, драма)
-Чем текст пьесы принципиально отличается от текста рассказа или сказки?
(Текст пьесы делится на действия, внутри действий есть отдельные картины, список действующих лиц; драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру)
- На что указывают действия картин?
(Не о чем будет идти речь, а где будут происходить события)
- Как построен сам текст пьесы? Из чего он состоит?
(Это диалоги, прямая речь; все, что происходит в пьесе, происходит здесь и сейчас)
- Для чего нужен текст, набранный мелким шрифтом?
(Это авторские замечания)
4. Актуализация знаний
- А сейчас, давайте вспомним, с чего начинались события в пьесе?
(Инсценирование 1-й картины пьесы)
5. Обобщение прочитанного произведения:
- Итак, наши герои отправились на поиски Синей Птицы. Расскажите о характерах детей.
(Митиль – робкая, стеснительная, наивная, добрая. Тильтиль – смелый, решительный, немного грубоват, но умеет вести беседу со взрослыми, они не завистливы, умеют радоваться за других)
- Что вы можете сказать о Фее Берилюне?
(У нее нет левого глаза, это говорит о ее принадлежности к волшебному миру)
- Что еще волшебного в пьесе?
(Души предметов, волшебная шапочка)
- Как называется прием, которым пользуется автор?
(олицетворение)
-Когда происходят события в пьесе?
(Под Рождество)
-Почему Фея выбрала именно этих детей для поиска Синей Птицы?
(Она считает, что эти дети обладают кроме физического зрения истинным, внутренним зрением)
- Как вы понимаете, что значит «истинное зрение»?
(Человек может видеть то, чего не видят другие)
- Расскажите, где побывали дети за время путешествия? Что они там видели, кто был им другом, а кто врагом?
(в Стране Воспоминаний, в Царстве Ночи, Садах Блаженств, Царстве Будущего)
6. Чтение по ролям картины четвертой « В Царстве Ночи».
- Почему Ночь вынуждена подчиниться и отдать ключи от своих пещер Тильтилю?
(Она бессильна перед упорством Человека, перед его жаждой познания, перед его стремлением отыскать истину, стать счастливым. Она бессильна перед тем, чей путь освещает Душа Света.)
- Почему Тильтиль не узнал среди птиц Синюю?
(Он не прошел еще все испытания, он смотрит еще обычным человеческим взглядом, не научился смотреть на мир внутренним зрением.)
7. Творческая работа.
- Расскажите о любом путешествии детей от первого лица.
- Как вы понимаете трагедию двух Влюбленных, которые разошлись во времени?
(По мнению Метерлинка, любовь- это величайшая ценность, которая есть на Земле и которая объединяет людей. Найти ту единственную родственную душу, которая является твоей второй половинкой,- не так уж просто; это большая редкость. И если человеку так и не удалось полюбить, значит он просто разошелся с любимым человеком во времени. Его половинка либо уже жила в какие-то прошлые времена, либо родится много позже, когда его уже не будет. «Вместо того, чтобы предаваться отчаянью, вы бы лучше надеялись»- Метерлинк.)
- В пьесе говориться еще об одной любви. Какой?
(Материнской. Дети постоянно ощущают на себе Материнскую Любовь, но просто ее не замечают. Они привыкли к материнской заботе, ласке.)
8. Обобщение знаний.
- Итак, наши герои прошли все испытания, попрощались со своими спутниками, которые сопровождали их в путешествии. Нашли ли они Синюю Птицу?
- Давайте перечитаем последнюю картину по ролям и подведем итог.
- Изменилось ли в детях что-нибудь за время путешествия?
- Как вы понимаете слова Тильтиля, обращенные к матери « Нет, мама, уверяю тебя, это ты спишь, а не я»?
-Почему родители не заметили отсутствия детей, ведь их не было целый год?
(Рождественская ночь считается чудесной, волшебной. В эту ночь произошло рождение Иисуса Христа)
-Почему улетела Синяя Птица?
(Она одна на весь мир, ею владеть нельзя, она выполнила свою миссию – девочка поправилась.)
- Это была настоящая Синяя Птица?
(« Любая птица – Синяя, если она окрашивается светом твоей любви к людям, твоей искренностью, теплом твоего доброго
сердца. Любовь, искренность и доброта способны творить чудеса, каждый человек может научиться видеть красоту мира»).
-Кто еще был с нами, на каждой странице, в каждой картине?
(Это Душа Автора. Свои мысли он вложил в уста своих героев, уста Души Света.)
-Давайте и мы сделаем сейчас то, что сделали герои нашей пьесы, мы выпустим из клетки Синюю Птицу, пусть летит, дарит счастье людям!
(Дети убирают клетку с доски, и птица остается свободной.)
9. Домашнее задание: мини-сочинение «Если бы у меня была Синяя Птица».