Цель урока:
Использовать знания полученные на уроках ИЗО, географии.
Задачи:
- продолжить формирование умения работы с картинами
- умение создать художественный образ по картинам
- продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи
- формирование экологической культуры
- научить выделять главное, видеть прекрасное, передавать мысли, чувства, свои эмоции;
- развивать память, логику, речь, расширять словарный запас;
- воспитывать любовь к прекрасному и чувство патриотизма.
Оборудование:
1. компьютер,
2. мультимедиа приставка,
3. заранее подготовленные репродукции картин, стихи
4. музыкальное оформление в качестве фона.
Интегрированный урок ИЗО, география – является итоговым уроком года в 6 классе.
…Пейзаж – это состояние души…
Рамю.
Увидевший прекрасное – соучастник его создания.
Боуви.
Природа – творец всех творцов.
Гетте.
План.
- Повторение жанров живописи. Пейзаж.
- Рельеф. Повторение видов рельефа.
- Равнина. Чтение картины. Поэты и музыканты о равнинах
- Горы. Чтение картины. Поэты и музыканты о горах.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Художники композиторы и поэты в своих произведениях по-своему подходят к описанию гор и равнин, показывая их красоту величие и неповторимость.
Учитель ИЗО:
- Вспомните, какие жанры живописи вы знаете. Давайте рассмотрим картины некоторых русских художников.
- Какой жанр представлен в картинах на экране?
А.Васнецов.Тайга на Урале
А.КуинджиБерезовая роща
А.Шильдер Овраг.
Н.Ярошенко Кавказ. Теберинское озеро.
Учитель географии: На уроке географии мы выяснили, какие бывают равнины и горы по высоте и по характеру поверхности. Выделим основные признаки равнин, сравним их с горами, но сделаем это, вглядываясь в произведения русских живописцев. (Картины пронумерованы). Мы должны понять, как в этих произведениях раскрываются признаки равнин и гор.
- Посмотрите на картины и определите, на каких изображены горы, на каких равнины.
- Назовите основное отличие гор от равнин.
- Давайте вспомним определение, что такое равнина.
- Найдем на картине холмистую равнину. А. Шильдер «Овраг».
На какой картине изображена низменность? А. Куинджи. «Березовая роща».
Ученики читают заранее подготовленные стихи о равнинах.
Учитель ИЗО
- Рассмотрим картину А. Шильдера «Овраг». Каков сюжет представленной картины? В каких тонах она выполнена? Какое настроение у вас возникает?
- Рассмотрим картину А. Куинджи «Березовая роща». Каков сюжет представленной картины? В каких тонах она выполнена? Какое настроение у вас возникает?
Учитель географии:
- Какая форма рельефа изображена на остальных картинах.
- Как различаются горы по высоте? Определите высоту гор на картинах. По каким признакам вы это определили?
Учитель ИЗО
- Рассмотрим картину А. Васнецова «Тайга на Урале». Каков сюжет представленной картины? В каких тонах она выполнена? Какое настроение у вас возникает?
- Рассмотрим картину Н.Ярошенко. «Кавказ. Тебердинское озеро». Каков сюжет представленной картины? В каких тонах она выполнена? Какое настроение у вас возникает?
Ученики читают заранее подготовленные стихи про горы.
- По заданию учителя выполнить по вариантам наброски пейзажа с определенными ландшафтными характеристиками.
Подведение итогов урока. Выводы. Оценка выступлений. (5 минут)
Заключительное слово учителя. (3 минуты).
Картины художников трудно рассказать. В картинах запечатлелись боль, мысли и чувства авторов. Изображая природу, художник не только удивительно тонко воссоздает ее красоту, но умеет передать настроение человека. Художник замечает и старается со всей эффектностью передать необычные, таинственные и полные величия моменты жизни природы.