Открытый урок по математике в 1-м классе на тему "Задачи. Повторение" (по учебнику Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа


Цели: Закрепить решения изученных типов задач, навыки счёта в пределах девяти.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о решении задач, выражений в пределах девяти.
2.Развивать память, логическое мышление и внимание.
3.Воспитание интереса к предмету через чувства взаимопомощи.

Оборудование:

  • Плакат с надписью «Добро пожаловать в страну «Цифирию»
  • Магнитофон
  • Рисунок Цифрозавра
  • Рисунок с изображением Снегурочки.
  • Картинки с изображением инопланетян.
  • Ёлочная гирлянда из цветной бумаги.
  • Ёлочка с шариками из цветного картона, на обратной стороне которых записаны примеры.
  • Магнитная доска с цифрами и буквами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Пожелаем гостям интересного урока. А вам, ребята, успехов в усвоении знаний на этом уроке.

2. Работа над формированием каллиграфического почерка в тетрадях.

- Сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, а вы должны отгадать, о какой цифре идёт речь:

Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь. (Цифра 9).

- Правильно. А теперь давайте откроем тетрадки и посмотрим, что там написано.

В тетради записано: 9 99 999

- Как вы продолжите ряд чисел дальше? (Первое число состоит из одной 9, второе - из двух, а третье – из трёх, значит, четвёртое число будет состоять из четырёх девяток. Каждый раз в числе прибавляется по одной девятке.)

- Прежде, чем вы приступите к работе в тетрадях, давайте вспомним наш стишок о правилах письма.

Дети хором:

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- А вот теперь мы можем браться за работу. Продолжите ряд чисел до конца строки.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

- Скажите, ребята, а почему мы сегодня прописали цифру 9?

(Потому, что мы закончили изучение цифр и чисел на цифре и числе 9)

- А какие ещё темы до этого урока мы проходили? Что делали на предыдущих уроках? (Вспоминали состав чисел, сравнивали числа, решали задачи и выражения и т.д.)

- Правильно. Сегодня на уроке мы обобщим и повторим всё то, что мы изучали ранее.

- Наш сегодняшний урок необычен тем, что мы совершим путешествие в необычную страну. Этой страны нет на карте мира, но она есть в сказочном мире, и называется она «Цифирия». В этой стране живут знакомые вам существа. Что это за существа? Как вы думаете? (Цифры). Жители этой страны любят математику так же, как и мы с вами, поэтому, вас, любителей математики, они приглашают совершить путешествие по их стране. Но путешествие будет нелёгким. Вы должны быть очень внимательными, собранными, чтобы не навредить жителям этой страны.

Итак, вы готовы отправиться в путешествие? (Да!)

Ну, что ж, вперёд, ребята!

На доске плакат, на котором написано: «Добро пожаловать в страну «Цифирию». Рядом новогодняя ёлочка.

- Давайте прочитаем, что здесь написано. Посмотрите, ребята, оказывается, у жителей этой страны продолжается новогодний праздник. И мы с вами попадём в новогоднюю «Цифирию».

4. Повторение и закрепление пройденного материала.

Запись на магнитофонной ленте : Жили-были в стране «Цифирии» цифры. Жили они счастливо, трудились с удовольствием, составляли примеры и задачи, готовились к новогодним праздникам. Но вдруг налетел на страну злой Цифрозавр и решил унести цифры в свой замок.

- Смотрите, ребята, цифры уже у него на гребне. Учитель показывает Цифрозавра. На гребне Цифрозавра цифры закрыты.

- Он нам их даже не показывает. Дети, срочно нужна ваша помощь. Вы можете спасти цифры, если ответите на его вопросы. Готовы? (Да). Но Цифрозавр просит вас сохранять полную тишину, и слушать он будет только тех, кто поднимает руку.

Вопросы Цифрозавра:

  1. На каком из моих гребней находится цифра 0 ? (На первом слева)
    (Учитель по мере ответов детей открывает цифры на гребне Цифрозавра.)
  2. Сколько гребней нужно отсчитать от уже открытой цифры 0, чтобы открыть цифру 2? (Два)
  3. Слева или справа от цифры 2 находится цифра 4? (Справа). Через сколько гребней? (Через один)
  4. На каком гребне находятся цифры 6, 8?(На седьмом, на девятом).
  5. На каком гребне цифра 9? (На последнем или на десятом).
  6. Между какими цифрами находятся цифры 1, 3, 5, 7? (Цифра 1 между 0 и 2, цифра 3 между 2 и 4, 5 между 4 и 5, 7- между 6 и 8).

- Молодцы, дети, спасли цифры. Победили Цифрозавра! Теперь цифры будут помогать нам в нашем сложном путешествии. Теперь цифры могут свободно праздновать свой Новый год, и они приглашают вас к своей новогодней ёлочке. Встречает нас возле ёлочки всеми нами любимая Снегурочка. Она для вас тоже приготовила свои задания, а задания находятся в вашем учебнике на стр.62.

№1 стр.62.

- Что же просит сделать Снегурочка в первом задании? (Дети читают задание). Итак, на первой веточке висят ёлочные игрушки. С помощью цифр, смотря на картинку, составьте выражения на сложение и вычитание. Объясните запись.

Аналогичная работа проводится со второй и третьей веточкой.

- Давайте вспомним, как называются компоненты сложения и вычитания.

Ф и з м и н у т к а

-Теперь Снегурочка приглашает вас немножко отдохнуть и рассказать ей стихотворение о её любимых снежинках.

Мы снежинки, мы пушинки, (дети кружатся)
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки-балеринки, (встают на носочки, взмахивают руками)
Мы танцуем день и ночь,
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок. (руками изображают комок снега).
Мы деревья побелили, (волнистые движения руками)
Крыши пухом замели, (показывают руками)
Землю бархатом укрыли (присаживаются)
И от стужи сберегли. (обхватывают головы руками и замирают).

-Отдохнули, а теперь опять за работу.

- Читаем задание №2 стр.62. Что мы сейчас прочитали? (Задачу) Почему вы так считаете? Докажите. (У задачи есть условие и вопрос). А что такое условие? Вопрос? (Условие - это то, что известно в задаче, а вопрос, то, что нужно узнать.) Хорошо, что теперь мы должны сделать? (Дополнить схему данными). Кто перескажет задачу по схеме? Что же нам известно? Какой вопрос задачи? Как будем решать задачу? Какое выражение запишем? Как запишем решение и ответ?

- Задание №3. Один ученик решает у доски с пояснениями.

- Задание №4. Запись на магнитофонной ленте: Внимание, внимание, на территорию страны «Цифири» вторглись пришельцы. Они хотят навредить её жителям, они могут лишить жителей нашей страны любимого праздника! О, что они натворили! Они отключили гирлянды на ёлке, и только вы, дорогие дети, можете помочь зажечь её вновь.

(Учитель вывешивает на доску картинки с изображением инопланетян, а рядом ёлочную гирлянду , на которой задана определённая закономерность цветов.)

- Ну, что, ребята, поможем? Но, помните, что огоньки нужно зажечь в определённой последовательности. В какой последовательности будем зажигать огни? (Один зелёный, один жёлтый, два зелёных, два жёлтых, один зелёный и т.д.). Зажигать мы их будем с помощью наших волшебных карандашей. Какого цвета карандаши нам понадобятся? (Учащиеся выходят по очереди и закрашивают по два кружка).

- Справились мы и с этим заданием. А теперь, давайте-ка, проводим инопланетян на их планету. Посадим их в ракету, и пусть летят к себе. А сделать мы это сможем с помощью нашей физминутки «Ракета»:

ФИЗМИНУТКА:

Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре-
И на месте походили.

Запись на магнитофонной ленте: «Ужас, пока вы провожали инопланетян, всё-таки один из них успел набезобразничать. Он превратил все игрушки на ёлке в бесцветные стекляшки. Опять нужна ваша помощь, ребята. Посмотрите, на игрушках появились примеры. Пришельцы уверены, что вы никогда их не решите. Вы должны им доказать, что вы умнее их и что сможете вернуть игрушкам их прежнюю красоту.

-Как вы думаете, справимся мы с этим заданием? (Да)

Дети выходят к доске по одному и решают примеры, если решение верное, то игрушка переворачивается.

- Каждый из вас решит по одному примеру, если пример решён, верно, то игрушка превратится в цветную, такую, какой она была раньше.

Примеры :

3-2 =     2+1 =     6-4=      8-7=     3+0=     2-0=      5-4=     8-2=

- Молодцы, ребята! Вы помогли цифрам сохранить их новогоднюю ёлочку!

- И последнее задание, которое вам предлагают сами цифры. На магнитной доске вы видите цифры, а под ними буквы, ваша задача расположить эти цифры в порядке возрастания, т.е. от меньшего к большему. Переставляя цифры, вы будете переставлять и буквы, таким образом, вы узнаете слово, которое здесь зашифровано.

Р   У   А
7    4    9 (Ура).

Запись на магнитофонной ленте: «Ура, спасибо, ребята! Мы, жители страны «Цифири», благодарим вас за помощь, вы настоящие друзья. За вашу смелость, сообразительность и смекалку мы вручаем каждому из вас Орден «Спасителя страны Цифири».

5. Итог урока.

- Какие задания мы выполняли сегодня?
- Какое из них для вас было самым интересным?
- Понравился ли вам урок?