Урок истории в 7-м классе по теме "Значение реформ Петра I"

Разделы: История и обществознание


Цели урока.

1) Обеспечить во время урока повторение, обобщение и систематизацию знаний о преобразованиях Петра I.

2) Повторить и закрепить знание понятия по теме.

3) Подвести учащихся к выводу о значении петровских преобразований.

4) Продолжить формирование умений:

- логических: анализировать, синтезировать, сравнивать исторические факты, характеризовать историческую личность;
- специальных: работать с дополнительной литературой, определять значение событий;
- общеучебных: работая с учебником, выделять главное.

5) Расширять представления о роли личности в истории.

Оборудование урока. Карта «Российское государство в I четверти XVIII в.», портрет Петра I, схемы государственного устройства России в XVII в. и I четверти XVIII в., карточки с заданиями для учащихся , тексты с отрывками из исторической литературы, учебник, выставка книг и работ учащихся о Петре I, изображение памятника Петру I в Санкт-Петербурге – «Медного всадника» Э.М.Фальконе, репродукция картины В.А. Серова «Петр I», фонозапись торжественной музыки, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока. Повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка учащихся к обобщению, систематизации знаний.

Урок начинается с демонстрации через проектор репродукции картины В.А.Серова «Петр I».

Звучит музыка и строки А.С.Пушкина. «Здесь будет город заложен…»

На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко
По мшистым, топким берегам.
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе… [3]

Демонстрируется портрет Петра I.

Учитель: О ком эти пушкинские строки? (Следуют ответы детей)

Петр I. Все в этом правителе было необычно: внешность, поступки, дела. Даже его рост вызывал у современников восхищение. Но, конечно же, Петр поразил Россию не только своими внешними данными, но и своими делами. Мы уже познакомились с преобразованиями, которые провел этот царь. Цель урока - повторив их, определить, в чем значение реформ первого русского императора.

Учащиеся записывают в тетради тему урока.

Демонстрируется изображение «Медного всадника» Э.М.Фальконе.

Перед учащимися ставится познавательное задание. Оно на экране.

В 1782 г. В Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника императору ПетруI , скульптором которого был Фальконе. А.С. Пушкин позднее отозвался о памятнике так:

Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне, какой огонь!
Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы? [1]

Сегодня в ходе урока вы должны определить, прав ли был поэт, когда оценивал Петра I как человека, который «Россию поднял на дыбы?»

Каждый из нас должен в конце урока, оценив деятельность Петра, попытаться сочинить свою подпись под памятником Фальконе, отразив в ней оценку личности Петра I.

III. Повторение, обобщение, систематизация знаний учащихся.

Повторим материалы о царствовании ПетраI.

Учащиеся выполняют задания дифференцированного характера, выбирая одно из них с учетом своей подготовки.

Первый уровень.

Заполните пропуски.

Северная война продолжалась…

Основными союзниками в этой войне были…

По условиям Ништадтского мира Россия …

Второй уровень

Расположите в хронологической последовательностью данные события.

Сражения Северной войны

А) Гангут; Б) Полтава; В) Нарва; Г) Гренгам; Д) Лесная.

Третий уровень

Что является лишним в ряду?

Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия.

Учитель.

Вспомним реформы Петра, определим их значение. Проведем обобщение по следующим вопросам плана.

  1. Экономическое развитие России в I четверти XVIII века.
  2. Политическое развитие России в I четверти XVIII века.
  3. Культурное развитие России в I четверти XVIII

Сегодня вы не только ученики, но и экономисты, политологи, культурологи, размышляющие о реформах великого императора. В ваших группах информаторы и аналитики.

Организуется групповая работа.

Группы заполняют таблицу, основа которой на экране.

Последствия реформ Петра I

Положительные
+

Отрицательные
-

   
   

Задания для групп

I группа

  1. Вспомните, какие реформы были проведены Петром I в хозяйстве России? Используйте учебник, записи в тетрадях.
  2. Сделайте вывод о значении экономических реформ, выделив + и – последствия.

II группа

  1. Вспомните, какие реформы были проведены Петром I в государственном управлении? Сравните систему государственного управления России до и после реформ Петра I, что нового в ней появилось?
  2. Сделайте вывод о значении государственных реформ, их последствиях, положительных и отрицательных.

III группа

  1. Анализируя отрывки из документов, вспомните, какие реформы были проведены Петром I в области культуры и быта.
  2. Сделайте вывод о значении культурных реформ, выделите + и – последствия.

Выступают представители групп – информаторы и аналитики.

Беседа с использованием карты.

Учитель. Какую войну смогла выиграть Россия благодаря проведенным реформам при Петре I?

В чем значение победы в Северной войне?

Учитель. Как оценивают деятельность императора историки?

Учащиеся работают с историческими текстами (см. приложение 1), высказывают свои точки зрения, которые соответствуют их взглядам.

Учитель.

Мы увидели, что историки не пришли к единому мнению в оценке личности и деятельности Петра I. По мнению одних, Петр I- великий государь, решительно изменивший судьбу России, сумевший превратить ее в мощную европейскую державу. В то же время для других историков Петр I – правитель, который не считался с российскими традициями, пренебрегавший интересами народа. Кто прав в этом споре?

Наверное, единственного ответа не будет. Пусть примером здесь будет А.С.Пушкин. Петр его – и благородный победитель в Полтавской битве, и жесткий правитель.

Как вы считаете, справедлива ли оценка, данная Петру I А.С. Пушкиным? (высказывания учащихся)

Итак, сочините свою подпись к памятнику Э.М.Фальконе.

Учитель подводит итоги, обращаясь к картине В.А.Серова (она на экране).

Есть лишь одна вещь, объединившая всех, писавших о величии личности царя, грандиозность его замыслов. На этой картине Петр I решительно шагает вперед. Да, он прошел уверенными шагами по нашей земле. За ним трудно было поспеть. Царь обогнал свое время, торопясь в будущее. Своей мощью наша великая держава обязана ее первому императору.

Рефлексия.

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание.

н.у. - § 38. в. 1, выучить записи в тетради.

с.у. - § 38. в.2

в.у - § 38. Выяснить, какая же подпись на «Медном всаднике» Э.М.Фальконе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андриевская Т.П. Воронцов А.В. История России IX –XVII века. Контрольные и проверочные работы 6-7 классы. –М.: «Астрель». 2002.
  2. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. - М.: Просвещение. 2005.
  3. История СССР в художественно-исторических образах – М.: Просвещение. 1985.
  4. Кишенкова О.В. Короткова М.В. История для любознательных. – М.: Дрофа. 1996.
  5. Короткова М.В. История России IX-XVIII века, 6-7 классы. – М.: Дрофа. 2002.
  6. Ключевский В.О. О русской истории . – М.: Просвещение.1993.
  7. Платонов С.Ф. Учебник русской истории – М.: «Прогресс – политика». Вопросы истории.1992.