Цели урока.
1) Обеспечить во время урока повторение, обобщение и систематизацию знаний о преобразованиях Петра I.
2) Повторить и закрепить знание понятия по теме.
3) Подвести учащихся к выводу о значении петровских преобразований.
4) Продолжить формирование умений:
- логических: анализировать, синтезировать, сравнивать исторические факты, характеризовать историческую личность;
- специальных: работать с дополнительной литературой, определять значение событий;
- общеучебных: работая с учебником, выделять главное.
5) Расширять представления о роли личности в истории.
Оборудование урока. Карта «Российское государство в I четверти XVIII в.», портрет Петра I, схемы государственного устройства России в XVII в. и I четверти XVIII в., карточки с заданиями для учащихся , тексты с отрывками из исторической литературы, учебник, выставка книг и работ учащихся о Петре I, изображение памятника Петру I в Санкт-Петербурге – «Медного всадника» Э.М.Фальконе, репродукция картины В.А. Серова «Петр I», фонозапись торжественной музыки, мультимедийный проектор, экран.
Тип урока. Повторительно-обобщающий.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка учащихся к обобщению, систематизации знаний.
Урок начинается с демонстрации через проектор репродукции картины В.А.Серова «Петр I».
Звучит музыка и строки А.С.Пушкина. «Здесь будет город заложен…»
На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко
По мшистым, топким берегам.
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе… [3]
Демонстрируется портрет Петра I.
Учитель: О ком эти пушкинские строки? (Следуют ответы детей)
Петр I. Все в этом правителе было необычно: внешность, поступки, дела. Даже его рост вызывал у современников восхищение. Но, конечно же, Петр поразил Россию не только своими внешними данными, но и своими делами. Мы уже познакомились с преобразованиями, которые провел этот царь. Цель урока - повторив их, определить, в чем значение реформ первого русского императора.
Учащиеся записывают в тетради тему урока.
Демонстрируется изображение «Медного всадника» Э.М.Фальконе.
Перед учащимися ставится познавательное задание. Оно на экране.
В 1782 г. В Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника императору ПетруI , скульптором которого был Фальконе. А.С. Пушкин позднее отозвался о памятнике так:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне, какой огонь!
Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы? [1]
Сегодня в ходе урока вы должны определить, прав ли был поэт, когда оценивал Петра I как человека, который «Россию поднял на дыбы?»
Каждый из нас должен в конце урока, оценив деятельность Петра, попытаться сочинить свою подпись под памятником Фальконе, отразив в ней оценку личности Петра I.
III. Повторение, обобщение, систематизация знаний учащихся.
Повторим материалы о царствовании ПетраI.
Учащиеся выполняют задания дифференцированного характера, выбирая одно из них с учетом своей подготовки.
Первый уровень.
Заполните пропуски.
Северная война продолжалась…
Основными союзниками в этой войне были…
По условиям Ништадтского мира Россия …
Второй уровень
Расположите в хронологической последовательностью данные события.
Сражения Северной войны
А) Гангут; Б) Полтава; В) Нарва; Г) Гренгам; Д) Лесная.
Третий уровень
Что является лишним в ряду?
Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия.
Учитель.
Вспомним реформы Петра, определим их значение. Проведем обобщение по следующим вопросам плана.
- Экономическое развитие России в I четверти XVIII века.
- Политическое развитие России в I четверти XVIII века.
- Культурное развитие России в I четверти XVIII
Сегодня вы не только ученики, но и экономисты, политологи, культурологи, размышляющие о реформах великого императора. В ваших группах информаторы и аналитики.
Организуется групповая работа.
Группы заполняют таблицу, основа которой на экране.
Последствия реформ Петра I
Положительные |
Отрицательные |
Задания для групп
I группа
- Вспомните, какие реформы были проведены Петром I в хозяйстве России? Используйте учебник, записи в тетрадях.
- Сделайте вывод о значении экономических реформ, выделив + и – последствия.
II группа
- Вспомните, какие реформы были проведены Петром I в государственном управлении? Сравните систему государственного управления России до и после реформ Петра I, что нового в ней появилось?
- Сделайте вывод о значении государственных реформ, их последствиях, положительных и отрицательных.
III группа
- Анализируя отрывки из документов, вспомните, какие реформы были проведены Петром I в области культуры и быта.
- Сделайте вывод о значении культурных реформ, выделите + и – последствия.
Выступают представители групп – информаторы и аналитики.
Беседа с использованием карты.
Учитель. Какую войну смогла выиграть Россия благодаря проведенным реформам при Петре I?
В чем значение победы в Северной войне?
Учитель. Как оценивают деятельность императора историки?
Учащиеся работают с историческими текстами (см. приложение 1), высказывают свои точки зрения, которые соответствуют их взглядам.
Учитель.
Мы увидели, что историки не пришли к единому мнению в оценке личности и деятельности Петра I. По мнению одних, Петр I- великий государь, решительно изменивший судьбу России, сумевший превратить ее в мощную европейскую державу. В то же время для других историков Петр I – правитель, который не считался с российскими традициями, пренебрегавший интересами народа. Кто прав в этом споре?
Наверное, единственного ответа не будет. Пусть примером здесь будет А.С.Пушкин. Петр его – и благородный победитель в Полтавской битве, и жесткий правитель.
Как вы считаете, справедлива ли оценка, данная Петру I А.С. Пушкиным? (высказывания учащихся)
Итак, сочините свою подпись к памятнику Э.М.Фальконе.
Учитель подводит итоги, обращаясь к картине В.А.Серова (она на экране).
Есть лишь одна вещь, объединившая всех, писавших о величии личности царя, грандиозность его замыслов. На этой картине Петр I решительно шагает вперед. Да, он прошел уверенными шагами по нашей земле. За ним трудно было поспеть. Царь обогнал свое время, торопясь в будущее. Своей мощью наша великая держава обязана ее первому императору.
Рефлексия.
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание.
н.у. - § 38. в. 1, выучить записи в тетради.
с.у. - § 38. в.2
в.у - § 38. Выяснить, какая же подпись на «Медном всаднике» Э.М.Фальконе.
ЛИТЕРАТУРА
- Андриевская Т.П. Воронцов А.В. История России IX –XVII века. Контрольные и проверочные работы 6-7 классы. –М.: «Астрель». 2002.
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. - М.: Просвещение. 2005.
- История СССР в художественно-исторических образах – М.: Просвещение. 1985.
- Кишенкова О.В. Короткова М.В. История для любознательных. – М.: Дрофа. 1996.
- Короткова М.В. История России IX-XVIII века, 6-7 классы. – М.: Дрофа. 2002.
- Ключевский В.О. О русской истории . – М.: Просвещение.1993.
- Платонов С.Ф. Учебник русской истории – М.: «Прогресс – политика». Вопросы истории.1992.