Цели:
- уточнить термины, связанные с понятием “задача”: условие, вопрос, выражение, решение, ответ;
- научить делать краткую запись задач в виде схем, познакомить с записью решения в тетрадь
- закрепить навыки счета в пределах 9;
- развивать мыслительные операции;
- воспитывать аккуратность, чувство взаимовыручки.
Оборудование: круги синие и желтые, загадка о пингвине, цветок, таблица – схема, иллюстрации, предметы к задачам, глобус, опоры.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Минутка чистописания.
4. Актуализация знаний.
Отправляемся в путешествие в Антарктиду, чтобы помочь пингвинам добраться до земли. (Игровой момент: на доске глобус, льдины, на льдинах пингвины, числа);
а) цветик-семицветик поможет нам перелететь в Антарктиду,
Ты лети, лети лепесток,
через Север на Восток
лишь коснешься ты земли,
быть по-моему вели.
Соедини две льдинки так, чтобы в сумме получилось 9. Один ученик на доске, остальные на наборном полотне составляют пары чисел. (За каждое правильно выполненное задание учитель перемещает 1 пингвина ближе к земле)
б) работа с наборным полотном;
- покажите число, предыдущее 9, 14
- покажите число, последующее 4, 11
- покажите соседей числа 8, 15
- найдите сумму чисел 4 и 2, 5 и 3, что ищем? (целое)
- найдите разность чисел 5 и 2, 9 и 4, что ищем? (часть)
- часть из чего вычитаем? (из целого числа)
- из какого числа надо вычесть 2, чтобы получилось7?
в) на доске выражения: 3 + 2, 5 - 3, 5 – 2
- найдите значение выражений
- что интересного заметили? (одинаковые части и целое)
- какое выражение потерялось? (2 + 3)
- какое свойство сложения использовали? (переместительное)
- как найти целое? часть?
5. Подготовительная работа.
На доске круги: синие, желтые,
- по какому признаку можно разбить льдинки, плавающие по океану? (по цвету: синие, желтые)
- составим все возможные равенства, повторим правила о целом и частях
3 + 4 = 7
4 + 3 = 7
7 – 3 = 4
7 – 4 = 3
на доске появляется таблица с отрезком
- на какие части разбит отрезок?
- надо ли составлять новые равенства? Почему? (нет, те же части и целое)
Вывод: правила о части и целом одинаковы для предметов и отрезков.
6. Знакомство с задачей. Иллюстрирование на доске.
Пингвин по льдинкам шел,
На обед рыбку нашел.
Три – на одной,
Две – на другой,
Сколько всего на обед рыбок будет?
Будем учиться решать задачи!
а) текст задачи можно разбить на 2 части:
- условие – то, что известно
- вопрос – то, что надо найти
- назовите условие и вопрос, на доске появляется опора условие
вопрос
б) Т.к. правила о части и целом одинаковы для предметов и для отрезков, то условие и вопрос можно показать на схеме.
Это схема, весь отрезок – целое, число рыб - части
что ищем? (целое)
в) составим выражение к задаче 3 + 2. На доске появляется опора схема
выражение
г) найдем значение этого выражения: 3 + 2 = 5 - это решение задачи.
д) ответьте на вопрос задачи. На доске появляется опора решение
ответ
Итог: повторите план работы над задачей.
Физминутка.
7. Первичное закрепление.
а) задание № 1 - 2 с.44
- назовите условие, вопрос
- что обозначает на схеме весь отрезок?
- что обозначают части?
- как найдем целое? часть?
- чем похожи и чем отличаются эти задачи?
б) самостоятельная работа, задание № 4.
Проверка. Нужно выбрать правильное решение из трех.
8. Итог урока.
Воспитательный момент: помогли пингвинам добраться до земли, т.к. работали дружно, старались все задания выполнить правильно.