Цели:
- Продолжить формирование гражданского сознания школьников, воспитание чувства гордости отечественной историей, чувства восхищения памятниками отечественной культуры, помещая литературные и художественные произведения отечественных авторов в контекст мировой культуры.
- Показать, что чувство Родины и любовь к Отечеству свойственны писателям разных стран.
- Формировать умение определять жанровую принадлежность текста, находить в тексте художественные приемы, используемые автором.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Ход урока
Вступление.
- Как называется глава книги, произведения из которой мы читаем?
На экране появляется изображение:
- Чем объединены все произведения в этой главе?
2. – Я вам буду показывать изображения, а вы попробуйте угадать, о каком произведении пойдет речь. На экране появляются изображения:
Стихотворение А. Фета “Чудная картина” ученик рассказывает наизусть.
- О чем стихотворение?
- Какая страна – Родина этого поэта?
- Как автор относится к своей Родине?
- Какие слова находит поэт, чтоб показать свою любовь к Родине?
- Все стихотворение создает настроение праздничности, озаренности, радостного созерцания.
На экране появляется изображение с видами Шотландии.
Ученик читает стихотворение Р. Бернса “В горах мое сердце”.
- О чем стихотворение?
- Какая страна – Родина этого поэта?
- Какие слова сильнее всего выражают любовь автора к Родине?
- Думаю, что созвучными со словами Р. Бернса будут мысли французского философа и писателя Вольтера:
Учащиеся читают слова. Пауза для размышления.
- Как вы понимаете эти слова.
Высказывания детей.
На экране появляется изображение с видами Японии:
Ученик рассказывает хокку Иссё.
- Как называется этот жанр поэзии?
- О чем стихотворение?
- Какая страна – Родина этого поэта?
- В свеем стихотворении автор не называет свою Родину. Как вы догадались, что Родина поэта – Япония? Какой символ использовал поэт?
На экране появляется изображение:
- Как вы думаете, кто автор этого хокку?
- Это написала ученица нашего класса Михайлова Ксюша.
На экране появляется изображение:
На экране появляется изображение:
- Это репродукция картины, которая называется “Вид из окна. Витебск.”
- Назовите имя художника. Как догадались?
- Где родился художник?
- К сожалению, Марк Шагал жил вдалеке от своей родины, но во многих своих картинах он вспоминает свой любимый город. Кроме того, он часто признается в любви к своей родине в письмах своим друзьям.
На экране появляется изображение:
Ученики читают слова художника, обмениваются мнениями.
- Мы сегодня вспомнили произведения русского поэта А. Фета, японского мастера хокку Иссё, шотландского поэта Р. Бернса, познакомились с высказыванием французского писателя Вольтера, с художественным произведением М. Шагала из белорусского города Витебска. Все они жили в разное время и в разных странах. Что объединяет эти произведения?
Вывод: Чувство Родины и любви к Отечеству объединяет людей разных стран и разных национальностей.
Физкультминутка.
- Я буду называть старинные русские названия частей тела человека, а вы их будете показывать. (Глава, уста, ланиты, очи, чело, темя, чрево, персты, длань, выя). Новые слова – десница, шуйца.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением, которое составители учебника поместили в эту же главу. Автором этого произведения является Константин Георгиевич Паустовский.
На экране появляется изображение:
- Родился Константин Георгиевич Паустовский в 1892 году в Москве. От своего отца Паустовский унаследовал богатое воображение и жажду к путешествиям. Еще будучи гимназистом, Константин Паустовский написал свой первый рассказ. За свою жизнь он написал еще очень много произведений. Некоторые из них он адресовал вам – детям.
На экране появляется изображение:
- Какие из них вам знакомы?
- Какие произведения читали в курсе литературного чтения?
- Константин Георгиевич Паустовский знал и любил свою Родину – Россию. Он много путешествовал, жил на востоке и юге нашей Родины, несколько лет провел на севере. Но больше всего его сердце затронула Мещера – место в центре России, край лесов и озер.
На экране появляется изображение:
- В произведениях Паустовского часто встречаются тонкие, поэтичные описания красоты этих мест. Любовь к этому краю он назвал “главной и последней земной привязанностью.
Именно в этих местах есть маленькое село Переборы, в которое мы мысленно отправимся с героями произведения Паустовского “Стальное колечко”.
Чтение части произведения учителем.
После чтения обсуждение с учениками.
- Как думаете, это рассказ или сказка. Что роднит это произведение с рассказом? А со сказкой?
- Дома пофантазируйте над продолжением произведения. Помните о том, что оно будет зависеть от того, какой жанр вы выбрали.
- К вопросу о жанре мы вернемся, когда дочитаем произведение до конца. И еще один вопрос мы обсудим после чтения – почему это произведение поместили в главу под названием “Родная сторона”.
- Какие непонятные слова встретились в тексте.
Выясняется значение слов шинель, махорка. Ученики пробуют объяснить эти слова, перечитав отрывки, в которых они встречаются. Учитель уточняет или добавляет значение.
- Как вы думаете, героев произведения можно назвать нашими современниками?
- Кто главный герой произведения? Как представляешь себе Варюшу?
Ученики высказывают свои мнения, подтверждая выдержками из текста.
- Как называет девочку бородатый боец? Почему он так ее называл?
- Какой художественный прием использовал автор в этих прозвищах?
На экране появляется изображение:
- Выберите из трех приемов один. Докажите.
- Есть ли у вас уже какие-нибудь предположения, как произведение Паустовского “Стальное колечко” связано с названием главы – “Родная сторона”?
Обмен мнениями. Мнения выслушиваются и не обсуждаются.
Подведение итогов. Повторение задач, поставленных перед учениками для домашней работы.