Цели урока:
- Сформировать представление о разбивке фигур на части, научить устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и её частями;
- Формировать навыки счёта в пределах 9, сравнивать числа.
- Развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
Оборудование:
- Карточки с выражениями для устного счёта.
- Фигуры с буквами для расшифровки слова – темы урока.
- Геометрические фигуры (квадрат, круг).
- Ребус.
- Индивидуальные конверты для практической работы, ножницы
Модель урока
- Организационное начало.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Цифры в ряд у вас лежат?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Время 8 часов 55 минут. В течение урока нам предстоит думать, сравнивать, доказывать. Покажите, с каким настроением мы отправляемся в путь за открытием. (Дети показывают карточки). А что мы должны были захватить с собой на урок? (Внимание, знания … и т.д.)
II. Актуализация знаний.
- Индивидуальная работа:
- Игра “Молчанка”
Найти значения выражений:
7 – 4 = (3 – М)
6 + 3 = (9 – О)
2 + 6 = (8 – Л)
5 + 4 = (9 – О)
7 – 3 = (4 – Д)
5 – 3 = (2 – Е)
3 + 4 = (7 – Ц)
Состав чисел
9 |
5 |
8 |
4 |
||
2 |
3 |
7 |
1 |
4 |
3 |
||
5 |
6 |
Сравнить выражения:
3 + 6 * 6 + 3
7 – 5 * 7 – 3
9 – 5 * 7 – 5
(Дети используют кассу цифр. По ходу игры ответы вывешиваются на доску).
а) Сумма чисел 3 и 6 (9)
б) Разность чисел 9 и 2 (7)
в) Уменьшаемое 6, вычитаемое 3. Разность? (3)
г) У Пети 3 карандаша. Маша дала ему столько же. Сколько карандашей у Пети? (6)
д) Взял 9 вишенок Сергей
И угостил своих друзей.
4 вишни дал он Вите,
А остальные все – Никите.
Сколько вишенок у Никиты? (5)
(На доске на геометрических фигурах вывешиваются ответы)
Задание: Расположить числа в порядке возрастания. (Индивидуально у доски)
3. Повторение состава числа 8
РЕБУС
Что можете сказать о числе 8? (Чётное, натуральное, соседи числа 8, место в натуральном ряду.)
(На геометрических фигурах ответы вывешиваются на доске)
Задание: Расположить числа в порядке убывания. (Индивидуально у доски)
4. Задачи на нахождение части и целого
1. Я задумала число, прибавила к нему 5 и получила 9. Какое число я задумала?
... + 5 = 9
Чем является задуманное число? (Частью)
Как найти часть? (Надо от целого отнять часть.)
Прочитать выражение разными способами: 4 + 5 = 9
2. Я задумала число, отняла от него 3 и получила 6. Какое число я задумала?
... – 3 = 6
Чем является задуманное число?
Как найти целое?
Прочитать выражение разными способами: 9 – 3 = 6
Как называются компоненты при сложении? При вычитании?
5. Работа в тетради.
Определить закономерность и продолжить последовательность
81, 72, 63 … (54, 45, 36, 27, 18)
Что вы заметили? Кто из вас самый внимательный? (Числа расположены в порядке убывания, при сложении образуют состав числа 9)
Счёт в прямом и обратном порядке:
- 27, 28 ….
- 45, 46 …
- 36, 37 …
- 54, 53 …
- 72, 71 …
- 63,62 …
Составление выражений по схеме
Что видите на рисунке? (Схема)
Чем является весь отрезок?
Из чего состоит отрезок?
Составьте выражения по схеме. (a+b=c; b+a=c; c–a=b; c–b=a)
Проверка:
Ребята, Незнайка вместе с вами составлял выражения по схеме. Посмотрите, что у него получилось.
a + b = c
b + c = a
c – a = b
b – c = a
(Ребята находят неверное выражение и доказывают почему)
Как называются выражения по отношению друг к другу? (Обратные)
Ш. Физминутка
На носочки встали, потолок достали.
Все подпрыгнут столько раз,
Сколько зайчиков у нас. (5)
А присядем столько раз,
Сколько девочек у нас. (8)
Сколько точек в этом круге
Столько раз поднимем руки. (4)
Мы нагнёмся ровно столько. (3)
Ай да счёт! Игра – и только!
IY. Открытие нового знания
1. Введение в тему.
Загадка
В магазине на витрине
Встретишь яркие шары.
Кожуру легонько снимешь
Дольки вкусные внутри. (Апельсин)
Какую объёмную фигуру напоминает апельсин? (Шар)
Какие мысли у вас возникают, когда вы смотрите на этот предмет? (Нарисовать, съесть). А я бы одна его не съела, а обязательно поделилась бы с друзьями. Но апельсин один, а нас много. Как быть? (Надо разделить). Как мы его разделим? (Разрежем). Что получится? (Части). Что было? (Целое). Сравните части и целое. Что можете сказать о частях? Что о целом?
2. Определение темы урока.
Какой геометрической фигурой можно изобразить этот предмет? (Круг). Найдите на столе в конвертах круг. Можно ли разделить на части круг? Как? Чему будем учиться на уроке?
(Тема урока на доске по ответам математического диктанта)
3.Первичное закрепление. Практическая работа.
(Повторить технику безопасности при работе с ножницами)
1. Разрезать круг на две части.
2. Сравнить части и целое. (Путём наложения).
Загадка
Он давно знакомый мой
Каждый угол в нём прямой.
Все 4 стороны
Одинаковой длины. (Квадрат)
3. Найдите в конверте среди фигур квадрат.
Назовите отличительные признаки квадрата.
Можем ли мы разделить квадрат на части? Как?
V. Включение в систему знаний.
1. Работа с учебником
Практическая работа. Стр. 26, №1
- Деление квадрата на части по диагонали.
- Сравнение частей и целого.
- Конструирование новых фигур.
Составление равенств по рисунку. Стр. 26 №3 (1)
- По какому признаку разделили квадрат? (По цвету)
- Составить равенства в учебнике
- Самостоятельно С. 26, №3 (2) (Взаимопроверка.)
VI. Дыхательная гимнастика.
VII. Конструирование в группах.
- Из конверта возьмите 4 маленьких треугольника. (Результаты работы вывешиваются на доске)
- 1 ряд - Составить из треугольников 2 квадрата.
- 2 ряд - Составить два больших треугольника.
- 3 ряд - Составить один большой квадрат.
- Индивидуально у доски работают 2 ученика
- Запись выражений в учебнике С. 27, №5 по составленному треугольнику.
Задание: Составить из 4-х цветных равнобедренных треугольников один большой треугольник.
Самопроверка: Учебник стр. 27 №5.
VIII. Рефлексия деятельности
- Чему учились на уроке?
- Встречались ли вы в жизни с делением на части чего-либо?
- Что можете сказать о целом? О части?
- На сколько частей можно разделить целое?
Спасибо всем за работу. МОЛОДЦЫ!!!
Покажите карточкой с каким настроением вы уходите с урока. (Сигнальные карточки)