Урок по теме: "Роль серной кислоты в жизнедеятельности человека"

Разделы: Химия


О мощности государства можно судить по
количеству серной кислоты, которое оно
производит.

Д.И.Менделеев

Цель: Формирование понятия HSO через определение ее роли в жизнедеятельности человека.

Задачи:

  1. Определить сферы применения HSO.
  2. Развивать познавательный интерес и самостоятельность суждений через ролевую игру.
  3. Рассмотреть экологический аспект использования HSO

Тип урока: Изучение нового материала.

Основной метод: частично-поисковый.

Форма урока: ролевая игра с выбором позиции.

Средства обучения, оборудование: штатив с пробирками под номерами, химический стакан, стеклянная трубочка, капельный штатив.

Реактивы:

Предполагаемый результат:

  1. Расширение знаний о применении серной кислоты.

  2. Умение занимать разные позиции, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Ход урока:

1. Фиксация эмоционального настроя класса.
Повторение и обобщение знаний.
Решение кроссворда (фронтальная работа).

?

+

?

?

+

+

+

?

+

+

?

Лабораторный эксперимент по нахождению серной кислоты (работа в парах).

2. Актуализация знаний изучаемого материала.
Постановка проблемного вопроса, рисунок.

3. Изучение нового материала.
Ролевая игра с выбором позиций.
Составление таблицы по материалам домашнего задания.

Фиксация проблемы, поиски путей ее решения.

4. Обсуждение таблицы, ее анализ.

5. Творческое домашнее задание в форме постановки проблемного вопроса.

6. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся, фиксация эмоционального настроя.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение эмоционального состояния класса.

  3. Повторение и обобщение пройденного материала.

    а) кроссворд;
    б) практическая часть. Даны вещества: Определить с помощью качественных реакций. Составить алгоритм действий.

  4. Изучение нового материала

а) Эпиграф на доске
"О мощности государства можно судить по количеству , которое оно производит".
Д.И.Менеделеев.
Вопрос: Что хотел сказать этими словами Д.И.Менделеев?
Учащиеся говорят о применении серной кислоты (положительные моменты). Демонстрация с помощью видеопроектора.

б) Картина "Чтобы это значило?" (отрицательный момент) применения серной кислоты.

в) Предлагается детям выбрать для себя позицию, в которой он будет работать в течение урока. Распределение позиций ролей.

  • промышленник;
  • эколог;
  • эксперты.

Итак, вы теперь не ученики, а взрослые люди, каждый занят своим делом. Одни выпускают и используют, другие - охраняют, третьи - анализируют и делают выводы.
Договариваемся об оформлении. Как будем фиксировать сказанное? Таблицей, словами или как-то иначе? Рисуем и пишем на табличках, крепим на доску.

Промышленники

Эксперты

Экологи

     

5. Обсуждение таблицы.

Подтвердим или опровергнем слова Д.И.Менделеева: "О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты, которое оно выпускает".
Может, оно устарело, ведь он сказал это много лет назад? Слово промышленникам, экологам, экспертам.
Подведение итогов игры. Снимем таблички, вернемся в позицию учеников.
Что вы теперь видите за формулой , какой образ возникает при этом?

6. Домашнее задание (творческое).

Мраморные и известняковые скульптуры и памятники архитектуры Рима и Греции сильно пострадали за последние 24 года. Храм Парфенон разрушился больше чем за 24 века до этого. Выявить химические процессы, лежащие в основе эрозии камня. Напишите уравнения реакции, в результате которых разрушается известняк и мрамор в загрязняемой атмосфере.
Психологический термометр.

7. Итог урока.