Цели:
- формировать знания о частицах, показать смысловую значимость частиц, их написание с глаголами;
- развивать коммуникативно-информационные навыки детей, посредством применения проблемно-диалогической технологии;
- воспитывать желание изучать русский язык, воспитывать моральные качества личности через изучение сказок и пословиц русского народа.
Оборудование: Полякова А.В. Учебник для 4 класса начальной школы (в 2-х частях, часть 1), М., Просвещение, 2006; книга русских народных сказок, таблицы с частицами "не", таблица “Глагол”, "Пословицы русского народа" В.И. Даль, иллюстрация сказки "Маша и Медведь", толковые словари.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня я предлагаю вам быть лингвистами-исследователями, т.е. людьми, объектом изучения которых является русский язык. Вам понадобятся словари и тетради наблюдений, а также внимание, наблюдательность, любознательность, желание узнать новое о русском языке. Все ли готовы? Начинаем.
2. Индивидуальная проверка изученного материала у доски (3 человека).
Первая группа исследователей отправляется к доске.
А) Определи вид орфограмм, вставь буквы, подбери три слова на данное правило.
Медве.., Маша, ска.ка, коро., пиро.ки, избу.ка, доро.ка, заблудилась.
Б) Сделай морфологический разбор:
Видит -
Принесёт -
В) Вставь орфограммы. Сделай разбор по членам предложения и частям речи:
На лесной опу…ке стояла одинокая избу…ка.
Эта работа занимает не более пяти минут
В это время остальные дети проверяют домашнее задание.
3. Проверка домашнего задания, проверка знаний учащихся по теме "Глагол". Работа с классом.
У. - Какие знания помогли вам выполнить домашнее задание?
Богдан: Знание, что такое глагол, правописание глаголов настоящего и прошедшего времени, знания об инфинитиве.
Катя: А еще правило правописания безударных гласных в корне слова.
В домашних тетрадях дети выполняли упражнение № 121 и морфологический разбор глаголов взлетела, растут, слушать.
Дети объясняют, приводят примеры.
4. Постановка учебной задачи.
У. – Послушаем доклад первой группы. (Учащиеся анализируют выполнение задания).
Что вы заметили в словах первого задания? (При проверке первого задания выделяется “лишнее” слово заблудилась).
Андрей: Лишнее слово "заблудилась", значит, сегодня продолжаем изучать глаголы.
Такой прием используется регулярно,
поэтому детям такая задача привычна.
У. – Ну конечно. Что же мы знаем о глаголе? Лингвисты-исследователи второй группы помогут заполнить таблицу и объяснят свой выбор.
ГЛАГОЛ
Что такое? | На какие вопросы отвечает? | Что обозначает? | С какой частью речи употребляется? | Каким членом предложения является? | Как пишется с частицами? |
Часть речи. | Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? Что сделает? |
Действие предмета. | С существительными, наречиями. | Чаще всего сказуемым. |
У. - Почему вы не заполнили последнюю графу?
Кира: Потому что мы не знаем, что такое частица, тем более не знаем, как глагол пишется с частицами.
У. – Как раз сегодня мы будем говорить не только о глаголе, но и о частице, а пока отдохнем.
Валеологическая пауза.
Покачайтесь, покачайтесь, Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте, Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
У. - Из каких слов состояла наша физкультминутка?
Настя: Из глаголов – советов.
5. Работа над новым материалом (у учителя книга “Русский народные сказки” со сказкой “Маша и Медведь”).
У. - Посмотрите на слова, с которыми работали дети у доски. Они взяты из русской народной сказки. Из какой сказки?
Кристина: “Маша и Медведь”
У. - Расскажите кратко содержание сказки. Чем она заканчивается?
Что помогло Маше добиться успеха? Какие ее качества?
Д. - Она трудолюбивая, заботливая, и в то же время хитрая, смекалистая, догадливая.
У. - А каким был Медведь?
Д. - Беспечный, глупый, исполнительный.
У. - Как вы думаете, как сказочник относится к Медведю?
Костя: Мне кажется, что он его наказал, за то, что он оставил Машу у себя силой и грозился съесть, если она вздумает бежать.
Сергей: А мне жалко Мишу, он такой доверчивый, Маша его обманула, а обманывать нельзя.
У. - Может быть, Маше не пришлось бы его обманывать, если бы он не вел себя так настойчиво и грубо.
Какая часть речи помогла определить характеристику Маши и Медведя?
Ксения: Это имя прилагательное, оно показывает признаки предметов.
У. - Если и вы будете обладать качествами (признаками) Маши, то тоже сможете выбраться из любого затруднительного положения.
Какие слова придумала Маша, чтобы обхитрить Медведя?
Настя: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”
У. - Я записала их на доске:
…садись на пенек,
…ешь пирожок.
Чем отличается эта запись от “сказочной”?
Денис: Здесь глаголы дают приказ, повеление.
Света: Но Маша имела ввиду совсем другое. Она как раз не хотела, чтобы Миша съел пирожок.
У. - Хотела отменить этот приказ. Что было бы с Машей, если бы Медведь сел на пенек и съел пирожок? Чего же не хватает в данной записи?
Кристина: Слова “не”.
У. - “Не” – это маленькое слово, частица речи, которая спасла Машу.
Частица – это служебная часть речи, которая не называет ни предмет, ни действие, ни признака, а служит для выражения дополнительного смысла.
“Не” - отрицательная частица, она сообщает отрицательный смысл данному слову.
У. – Паша иди, поставь карточки на место.
Ребенок случайно ставит их между словами, что вызывает разные реакции детей, а учитель использует ошибку ребенка для отработки понимания значения отрицательной частицы.
Богдан (снисходительно): Ну, Паша, ты в трех словах запутался.
Света (в поддержку): Минуточку, так тоже можно.
Садись не на пенек,
Ешь не пирожок.
У. - Теперь мы отменили приказ?
Лера: Нет, мы предложили Мишке что - нибудь съесть, но не пирожок и посидеть, но не на пеньке.
- Частица придает отрицательный смысл слову, отменяет существительное.
У. - Спасибо, Паша, оказывается, ошибка не всегда вредна, твоя ошибка помогла нам лучше увидеть работу отрицательной частицы.
И все же, что говорила Маша? (Дети вставляют карточки на место).
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок.
У. - Теперь верно! С какой частью речи употребляется частица "не"? Почему?
Денис: В данном случае она употребляется с глаголом, а может и с существительным.
У. – В чем ее основная работа?
Лера: (обобщая)
- Она сообщает отрицательный смысл слову, отменяет приказ.
- “Не” с глаголом пишется раздельно.
Запись в тетради.
У. Запишите только фразы с частицей “не”.
Маша велела Медведю: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”.
Грустный и печальный ходил дед по берегу моря, а рыбка ему и говорит: “Не печалься, ступай себе с Богом”.
Сестрица Аленушка предупреждает братца Иванушку: “Не пей, козленочком станешь”.
Можете ли вы сделать вывод: Что же такое частица? Для чего служит?
Д. – Частица – это часть нашей речи. Такая маленькая частица может отменить приказ:
садись - не садись
пей - не пей
печалься - не печалься.
У. - Проверим правильность наших высказываний по учебнику.
6. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
Чтение правила с. 91.
Какие жанры русского фольклора вы знаете?
Д. – сказки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и др.
У. - От сказки переходим к другому жанру фольклора, пословице.
Зачем они нужны?
Д. – Они украшают нашу речь, обогащают нас мудростью наших предков.
У. – В.И. Даль, который жил в 19 веке и всю жизнь собирал пословицы, написал книгу, в которой помещено 30000 пословиц. (Детям представляется книга “Пословицы русского народа” Сборник В.И. Даля. Государственное издательство художественной литературы. М., 1957 г.). Здесь они названы “сокровищницами русского народа”.
У. – Восстановите пословицы, назовите пословицы, с частицей “не”.
Перепутаница. Что с возу упало, того не вырубишь топором. |
Перепутаница. Не плюй в колодец, вылетит, не поймаешь. |
Перепутаница. Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра. |
Д. –
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь.
У. – Какая пословица подходит к сказке?
Аня: “Хочешь есть калачи, не лежи на печи”. Хотела Маша вернуться домой и придумала, как это сделать.
У. - Как вы понимаете смысл второй пословицы? (С остальными пословицами дети уже знакомы).
Катя: Не плюй в колодец, а то захочешь пить, а там такая “красота”.
Костя: В колодце подземные воды, они сами очищаются, мало ли что туда падает сверху, а вода в колодце всегда чистая.
Катя: Так что же, давайте туда еще и плевать будем.
Саша: Вы даете прямое понимание. На самом деле пословица говорит, не порти чего – нибудь, вдруг понадобится.
Алина: Или не обижай товарища, он тебе еще пригодится.
Сережа: А если не пригодится, то обижать можно?
Катя: Внимание, урок не резиновый.
У. – Такая маленькая пословица вызвала у вас спор. Это хорошо, в споре рождается истина. Если вам хочется поговорить об этом, давайте перенесем разговор на классный час, который так и назовем “Не плюй в колодец, пригодится воды напиться”, а пока вернемся на урок.
У. - В каких пословицах частица “не” отменяет приказ? (2, 3, 4,). Прочитайте без “не”. Это отрицание или утверждение?
(Таблица закрывается. Делается запись пословиц под диктовку учителя. Потом запись в тетради проверяется по таблице).
У. Выполните упражнение № 123.
Записывать будем по образцу:
отрицание | утверждение |
не видишь | видишь |
(Данное упражнение на уроке выполнялось устно, на запись не хватило времени).
7. Проверка понимания учащимися нового материала.
Проверим, как вы поняли материал маленьким тестом (+ -).
Детям предлагаются отрицания и утверждения с частицей “не” из текста сказки, дети ставят (+) и (–) на каждое предложенное высказывание учителя.
Валеологическая пауза.
Глагол дает советы, как себя вести: (записано на доске, учащиеся только повторяют, заучивают).
Не ругайтесь, не деритесь, не стоните, не дразнитесь,
Не кричите, не спешите, вместе “не” не напишите!
Грамматическая задача.
У. - А это что за слова? (На доске записаны слова).
годовать | доумевать |
взлюбить | сдобровать |
навидеть | волить |
Паша: По общему виду, это глаголы неопределенной формы. Однако в нашей речи они не употребляются. Нет таких слов.
У. - Это действительно так. В этих словах частицы стали частью слова. Добавьте “не”. А теперь понятно?
Негодовать | недоумевать |
Невзлюбить | несдобровать |
Ненавидеть | неволить |
Чтение правила из учебника.
У. - В русском языке частица помогает сохраниться древним существительным (невежа, невзгода, неверие), прилагательным (небрежный, невзрачный), но только становится частью слова.
У. - Что обозначают данные слова? Поможет Толковый словарь Ожегова С.И. (Словари всегда лежат в доступном месте, их несколько.).
Вывод.
Сможете вы теперь заполнить последнюю графу нашей таблицы?
Кира: Частица “не” с глаголом пишется раздельно. Отрицательная частица “не” большая труженица, помогает существительным и прилагательным сохранить древние слова.
8. Домашнее задание.
Исследование может продолжиться и дома. Выбирайте направления, можете объединиться в группы.
- Выполнить упражнение № 125, выучить правило с. 91.
- Из любимой книги выпишите 5 предложений, в которых используется отрицательная частица “не”. Выучить правила учебника.
- Подберите пословицы, которые без частицы “не” не имеют смысла.
- Придумайте свои перевертыши”.
- Подготовьте упражнения для проверки знаний в написании частицы “не” с глаголом.
- В словаре подберите слова существительных и прилагательных, которые без “не” не употребляются,
- При выполнении исследования, посоветуйтесь с родителями, загляните в словарь.
Грамматическая задача.
Вот еще одна грамматическая задача.
У. - "не читал" – какое значение придает глаголу частица “не”?
Д. - Конечно отрицательное значение.
У. - "читал бы" – а частица “бы”?
(Дети не знают).
У – Она придает условное значение или повеление.
Частицы тоже бывают разные. С ними вы познакомитесь уже в пятом классе.
9. Итог урока.
Какие знания вы получили на уроке?
Какие вопросы задал урок?