Воспитание моральных качеств личности через изучение наследия русского фольклора на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать знания о частицах, показать смысловую значимость частиц, их написание с глаголами;
  • развивать коммуникативно-информационные навыки детей, посредством применения проблемно-диалогической технологии;
  • воспитывать желание изучать русский язык, воспитывать моральные качества личности через изучение сказок и пословиц русского народа.

Оборудование: Полякова А.В. Учебник для 4 класса начальной школы (в 2-х частях, часть 1), М., Просвещение, 2006; книга русских народных сказок, таблицы с частицами "не", таблица “Глагол”, "Пословицы русского народа" В.И. Даль, иллюстрация сказки "Маша и Медведь", толковые словари.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня я предлагаю вам быть лингвистами-исследователями, т.е. людьми, объектом изучения которых является русский язык. Вам понадобятся словари и тетради наблюдений, а также внимание, наблюдательность, любознательность, желание узнать новое о русском языке. Все ли готовы? Начинаем.

2. Индивидуальная проверка изученного материала у доски (3 человека).

Первая группа исследователей отправляется к доске.

А) Определи вид орфограмм, вставь буквы, подбери три слова на данное правило.

Медве.., Маша, ска.ка, коро., пиро.ки, избу.ка, доро.ка, заблудилась.

Б) Сделай морфологический разбор:

Видит -

Принесёт -

В) Вставь орфограммы. Сделай разбор по членам предложения и частям речи:

На лесной опу…ке стояла одинокая избу…ка.

Эта работа занимает не более пяти минут

В это время остальные дети проверяют домашнее задание.

3. Проверка домашнего задания, проверка знаний учащихся по теме "Глагол". Работа с классом.

У. - Какие знания помогли вам выполнить домашнее задание?

Богдан: Знание, что такое глагол, правописание глаголов настоящего и прошедшего времени, знания об инфинитиве.

Катя: А еще правило правописания безударных гласных в корне слова.

В домашних тетрадях дети выполняли упражнение № 121 и морфологический разбор глаголов взлетела, растут, слушать.

Дети объясняют, приводят примеры.

4. Постановка учебной задачи.

У. – Послушаем доклад первой группы. (Учащиеся анализируют выполнение задания).

Что вы заметили в словах первого задания? (При проверке первого задания выделяется “лишнее” слово заблудилась).

Андрей: Лишнее слово "заблудилась", значит, сегодня продолжаем изучать глаголы.

Такой прием используется регулярно,

поэтому детям такая задача привычна.

У. – Ну конечно. Что же мы знаем о глаголе? Лингвисты-исследователи второй группы помогут заполнить таблицу и объяснят свой выбор.

ГЛАГОЛ

Что такое? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? С какой частью речи употребляется? Каким членом предложения является? Как пишется с частицами?
Часть речи. Что делать?

Что сделать?

Что делает?

Что делал?

Что сделает?

Действие предмета. С существительными, наречиями. Чаще всего сказуемым.  

У. - Почему вы не заполнили последнюю графу?

Кира: Потому что мы не знаем, что такое частица, тем более не знаем, как глагол пишется с частицами.

У. – Как раз сегодня мы будем говорить не только о глаголе, но и о частице, а пока отдохнем.

Валеологическая пауза.

Покачайтесь, покачайтесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

У. - Из каких слов состояла наша физкультминутка?

Настя: Из глаголов – советов.

5. Работа над новым материалом (у учителя книга “Русский народные сказки” со сказкой “Маша и Медведь”).

У. - Посмотрите на слова, с которыми работали дети у доски. Они взяты из русской народной сказки. Из какой сказки?

Кристина: “Маша и Медведь”

У. - Расскажите кратко содержание сказки. Чем она заканчивается?

Что помогло Маше добиться успеха? Какие ее качества?

Д. - Она трудолюбивая, заботливая, и в то же время хитрая, смекалистая, догадливая.

У. - А каким был Медведь?

Д. - Беспечный, глупый, исполнительный.

У. - Как вы думаете, как сказочник относится к Медведю?

Костя: Мне кажется, что он его наказал, за то, что он оставил Машу у себя силой и грозился съесть, если она вздумает бежать.

Сергей: А мне жалко Мишу, он такой доверчивый, Маша его обманула, а обманывать нельзя.

У. - Может быть, Маше не пришлось бы его обманывать, если бы он не вел себя так настойчиво и грубо.

Какая часть речи помогла определить характеристику Маши и Медведя?

Ксения: Это имя прилагательное, оно показывает признаки предметов.

У. - Если и вы будете обладать качествами (признаками) Маши, то тоже сможете выбраться из любого затруднительного положения.

Какие слова придумала Маша, чтобы обхитрить Медведя?

Настя: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”

У. - Я записала их на доске:

…садись на пенек,

…ешь пирожок.

Чем отличается эта запись от “сказочной”?

Денис: Здесь глаголы дают приказ, повеление.

Света: Но Маша имела ввиду совсем другое. Она как раз не хотела, чтобы Миша съел пирожок.

У. - Хотела отменить этот приказ. Что было бы с Машей, если бы Медведь сел на пенек и съел пирожок? Чего же не хватает в данной записи?

Кристина: Слова “не”.

У. - “Не” – это маленькое слово, частица речи, которая спасла Машу.

Частица – это служебная часть речи, которая не называет ни предмет, ни действие, ни признака, а служит для выражения дополнительного смысла.

“Не” - отрицательная частица, она сообщает отрицательный смысл данному слову.

У. – Паша иди, поставь карточки на место.

Ребенок случайно ставит их между словами, что вызывает разные реакции детей, а учитель использует ошибку ребенка для отработки понимания значения отрицательной частицы.

Богдан (снисходительно): Ну, Паша, ты в трех словах запутался.

Света (в поддержку): Минуточку, так тоже можно.

Садись не на пенек,

Ешь не пирожок.

У. - Теперь мы отменили приказ?

Лера: Нет, мы предложили Мишке что - нибудь съесть, но не пирожок и посидеть, но не на пеньке.

- Частица придает отрицательный смысл слову, отменяет существительное.

У. - Спасибо, Паша, оказывается, ошибка не всегда вредна, твоя ошибка помогла нам лучше увидеть работу отрицательной частицы.

И все же, что говорила Маша? (Дети вставляют карточки на место).

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок.

У. - Теперь верно! С какой частью речи употребляется частица "не"? Почему?

Денис: В данном случае она употребляется с глаголом, а может и с существительным.

У. – В чем ее основная работа?

Лера: (обобщая)

  • Она сообщает отрицательный смысл слову, отменяет приказ.
  • “Не” с глаголом пишется раздельно.

Запись в тетради.

У. Запишите только фразы с частицей “не”.

Маша велела Медведю: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”.

Грустный и печальный ходил дед по берегу моря, а рыбка ему и говорит: “Не печалься, ступай себе с Богом”.

Сестрица Аленушка предупреждает братца Иванушку: “Не пей, козленочком станешь”.

Можете ли вы сделать вывод: Что же такое частица? Для чего служит?

Д. – Частица – это часть нашей речи. Такая маленькая частица может отменить приказ:

садись - не садись

пей - не пей

печалься - не печалься.

У. - Проверим правильность наших высказываний по учебнику.

6. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

Чтение правила с. 91.

Какие жанры русского фольклора вы знаете?

Д. – сказки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и др.

У. - От сказки переходим к другому жанру фольклора, пословице.

Зачем они нужны?

Д. – Они украшают нашу речь, обогащают нас мудростью наших предков.

У. – В.И. Даль, который жил в 19 веке и всю жизнь собирал пословицы, написал книгу, в которой помещено 30000 пословиц. (Детям представляется книга “Пословицы русского народа” Сборник В.И. Даля. Государственное издательство художественной литературы. М., 1957 г.). Здесь они названы “сокровищницами русского народа”.

У. – Восстановите пословицы, назовите пословицы, с частицей “не”.

Перепутаница.

Что с возу упало, того не вырубишь топором.

Перепутаница.

Не плюй в колодец, вылетит, не поймаешь.

Перепутаница.

Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.

Д. –

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь.

У. – Какая пословица подходит к сказке?

Аня: “Хочешь есть калачи, не лежи на печи”. Хотела Маша вернуться домой и придумала, как это сделать.

У. - Как вы понимаете смысл второй пословицы? (С остальными пословицами дети уже знакомы).

Катя: Не плюй в колодец, а то захочешь пить, а там такая “красота”.

Костя: В колодце подземные воды, они сами очищаются, мало ли что туда падает сверху, а вода в колодце всегда чистая.

Катя: Так что же, давайте туда еще и плевать будем.

Саша: Вы даете прямое понимание. На самом деле пословица говорит, не порти чего – нибудь, вдруг понадобится.

Алина: Или не обижай товарища, он тебе еще пригодится.

Сережа: А если не пригодится, то обижать можно?

Катя: Внимание, урок не резиновый.

У. – Такая маленькая пословица вызвала у вас спор. Это хорошо, в споре рождается истина. Если вам хочется поговорить об этом, давайте перенесем разговор на классный час, который так и назовем “Не плюй в колодец, пригодится воды напиться”, а пока вернемся на урок.

У. - В каких пословицах частица “не” отменяет приказ? (2, 3, 4,). Прочитайте без “не”. Это отрицание или утверждение?

(Таблица закрывается. Делается запись пословиц под диктовку учителя. Потом запись в тетради проверяется по таблице).

У. Выполните упражнение № 123.

Записывать будем по образцу:

отрицание утверждение
не видишь видишь

(Данное упражнение на уроке выполнялось устно, на запись не хватило времени).

7. Проверка понимания учащимися нового материала.

Проверим, как вы поняли материал маленьким тестом (+ -).

Детям предлагаются отрицания и утверждения с частицей “не” из текста сказки, дети ставят (+) и (–) на каждое предложенное высказывание учителя.

Валеологическая пауза.

Глагол дает советы, как себя вести: (записано на доске, учащиеся только повторяют, заучивают).

Не ругайтесь, не деритесь, не стоните, не дразнитесь,

Не кричите, не спешите, вместе “не” не напишите!

Грамматическая задача.

У. - А это что за слова? (На доске записаны слова).

годовать доумевать
взлюбить сдобровать
навидеть волить

Паша: По общему виду, это глаголы неопределенной формы. Однако в нашей речи они не употребляются. Нет таких слов.

У. - Это действительно так. В этих словах частицы стали частью слова. Добавьте “не”. А теперь понятно?

Негодовать недоумевать
Невзлюбить несдобровать
Ненавидеть неволить

Чтение правила из учебника.

У. - В русском языке частица помогает сохраниться древним существительным (невежа, невзгода, неверие), прилагательным (небрежный, невзрачный), но только становится частью слова.

У. - Что обозначают данные слова? Поможет Толковый словарь Ожегова С.И. (Словари всегда лежат в доступном месте, их несколько.).

Вывод.

Сможете вы теперь заполнить последнюю графу нашей таблицы?

Кира: Частица “не” с глаголом пишется раздельно. Отрицательная частица “не” большая труженица, помогает существительным и прилагательным сохранить древние слова.

8. Домашнее задание.

Исследование может продолжиться и дома. Выбирайте направления, можете объединиться в группы.

  1. Выполнить упражнение № 125, выучить правило с. 91.
  2. Из любимой книги выпишите 5 предложений, в которых используется отрицательная частица “не”. Выучить правила учебника.
  3. Подберите пословицы, которые без частицы “не” не имеют смысла.
  4. Придумайте свои перевертыши”.
  5. Подготовьте упражнения для проверки знаний в написании частицы “не” с глаголом.
  6. В словаре подберите слова существительных и прилагательных, которые без “не” не употребляются,
  7. При выполнении исследования, посоветуйтесь с родителями, загляните в словарь.

Грамматическая задача.

Вот еще одна грамматическая задача.

У. - "не читал" – какое значение придает глаголу частица “не”?

Д. - Конечно отрицательное значение.

У. - "читал бы" – а частица “бы”?

(Дети не знают).

У – Она придает условное значение или повеление.

Частицы тоже бывают разные. С ними вы познакомитесь уже в пятом классе.

9. Итог урока.

Какие знания вы получили на уроке?

Какие вопросы задал урок?