Цели:
- показать учащимся все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки-раскладушки, гармошки), объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратить внимание на единый характер иллюстраций;
- дать представление о роли обложки, её отличие от иллюстраций; формировать художественно-творческую активность, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в мастерской “Юные таланты”.
Для начала работы у нас всё готово. Наш класс – это дружная семья. Это поможет в нашей работе. Давайте повернемся, друг к другу, улыбнемся, чтобы такое хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока.
2. Вводная беседа.
- В нашей мастерской на сегодняшний день запланирована кропотливая, но очень интересная работа. Нам предстоит продолжить работу по изготовлению собственной книжки – малышки. Вспомните девиз нашей работы.
(“Умелые руки не знают скуки”).
У. А чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
Д. Украшать аппликациями, рисунками свои книжки-малышки.
У. Сегодня мы заканчиваем работу над книжкой-малышкой. На уроке присутствует Мастер Украшения, который поможет нам красочно оформить обложку и две страницы в книге.
Прежде, чем начать работу, обратите внимание на выставку книг. Здесь находятся книги разных авторов. Книги, где собраны русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, рассказы.
Посмотрите, какое красочное оформление. Еще обратите внимание, что книга изготовлена по определенному образцу.
Как вы считаете. По какому?
Д. Обязательно есть обложка, содержание книги, рисунки.
У. Правильно! На обложке указаны названия книги, автор книги, год издания: помещены различные иллюстрации. Есть содержание книги.
Мы тоже должны соблюдать такие правила. На сегодняшнем уроке вы будете выступать в роли автора-составителя. Из стен нашей мастерской должно выйти 30 новых изданий.
В вашем домашнем задании нужно было продумать, какое содержание будет у вас, какие рисунки нужно подобрать к содержанию, как будет называться ваша книга.
Цель нашей работы – оформить обложку и две страницы в содержании книжки-малышки.
- Ребята, какой материал вы приготовили для своих книжек-малышек.
Д. Загадки, пословицы, считалки. Прочитали много загадок.
У. Очень хорошо! Я тоже приготовила вам загадки. Посмотрим, как вы с ними справитесь.
Сестра к брату в гости идет
А он от нее прячется (месяц, солнце.)Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (май)Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (пчела)Под водой живет народ
Ходит задом наперед. (раки)Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный. (волк)Хоть он круглый, а не мяч
Рта не видно, а кусач,
Голой горстью не возьмешь,
Потому что это … (ёж)Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-скок.
Кто грибы на сучьях сушит,
Чтоб зимой не голодать?
В погребок пойдет покушать
А в гнездо скорее спать. (белка)
У. Молодцы! Хорошо справились с заданием. А еще на стенах нашей мастерской есть загадки. Прочитайте их.
Д. Нет, это пословицы.
У. Ой, я совсем запуталась. Действительно, это пословицы. А вы молодцы, очень внимательны Прочитаем их.
. (Чтение по цепочке).
О чем эти пословицы.
Д. О труде, о дружбе.
У. Правильно! А теперь посмотрим, как вы знаете пословицы. У вас на столе лежат конверты с заданием. Это пословицы, но они запутались. Вы должны правильно соединить начало и конец каждой пословицы.
А сейчас проверим, что у вас получилось.
(Чтение у себя и на доске).
А какие еще пословицы вы знаете?
Молодцы. Эти пословицы, загадки вы можете взять для содержания вашей будущей
Книжки-малышки.
4. Индивидуальная работа.
У. Итак, заготовки книг у вас есть. Вы заготовили аппликации. Давайте вспомним. Что такое аппликация. (Определение на доске).
Молодцы! А еще для работы нам понадобиться инструмент. А какой именно, вы узнаете, отгадав загадку.
Два конца, два кольца –
В середине гвоздик. (ножницы).
- Правильно. Давайте вспомним правила обращения с ножницами.
(Ответы детей)
- Ножницы храни в укладке.
- Передавай ножницы кольцами от себя.
- При резании ножницами по прямым линиям плавно перемещай из вперед.
- Правильно. Обратите внимание еще раз на правила пользования ножницами в своей работе. ВСЕГДА ДЕРЖИ В ПОРЯДКЕ СВОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО.
- Итак. К работе все готово. Приступаем.
5. Оформление обложки.
- Мы уже решили, что в содержании книжки-малышки будут загадки, пословицы. Какое будет название. (Загадки. Пословицы)
- Очень хорошо. Я еще предлагаю вписать в название слово “Рассказы”. На уроке мы оформим только две страницы в книге. Мы еще будем работать с ней и дальше. На других уроках: литературного чтения, окружающего мира. Запишем интересные рассказы о жизни растений и животных.
(Подписываем или наклеиваем слова, пословицы, загадки. Украшаем аппликацией, обводим в рамку, рисуем рисунки).
- Обложка готова. А теперь немного отдохнем.
6. ФИЗМИНУТКА.
(Выполнение упражнений под музыку “Чунга-Чанга”).
7. Продолжение работы над оформлением книжки.
- Отдохнули. Со свежими силами продолжим работу. Открываем первую страничку. Вначале пронумеруйте ее, т.е. поставьте цифру – 1 - . Прежде чем приклеивать аппликацию или рисовать при помощи трафарета. Просто прикладываем к страничке, чтобы рисунок располагался ровно, а затем наносим клей и приклеиваем. Оформляем страницу при помощи карандашей и фломастеров.
- Переворачиваем следующую страничку. Пронумеруем ее.
(Продолжение работы под руководством и необходимой помощью учителя).
8. Подведение итога в работе над книгой.
Изготовление коллективной книжки-малышки.
- Молодцы ребята! У вас здорово получается. Время работы в мастерской подходит к концу.
- Я вижу, что на своем столе у вас еще остались неиспользованные заготовки. Я предлагаю вам выпустить в свет еще одну книжку – малышку всем вместе.
(Раздается нескольким ученикам белые листки, чтобы они приклеили аппликацию, загадку или пословицу, считалку).
- Оформите на этих белых листочка.
(Прикрепляется при помощи скрепок к книжке-гармошке).
- Не переживайте, чьи работы не попали на страницы этой книги. Мы продолжим работу над ее выпуском, добавим еще страницу.
- Как вы считаете, кто же автор нашей книжки-гармошки?
(Наш класс).
- Только у нас осталась не оформлена обложка. Как она будет называться, какие рисунки или аппликации нужно наклеить, над этим вы подумаете дома. Это ваше домашнее задание.
9. Итог. Выставка работ учащихся.
- Пришло время подвести итог. (Выставка лучших работ, коллективной книжки-малышки).
Ура! Только что в свет вышли новых книги юных авторов-составителей учащихся нашего класса.
Девиз нашего урока (хором) “Умелые руки не знают скуки” полностью оправдан. Каждый из вас побывал в роли автора-составителя и справились с этим на отлично
(Урок завершается музыкой “Мы поссоримся и помиримся”).