Цель урока: знакомство и анализ стихотворения А.А. Фета “Мама! Глянь-ка из окошка”.
Задачи урока:
- познакомить с творчеством А. Фета;
- подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения;
- расширять и пополнять словарный запас детей;
- познакомить с новым жанром стихотворения просьбы;
- добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
- развивать эмоции и чувства детей.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- аудиозапись Вивальди “ Зима” из цикла “Времена года”;
- компьютер и проектор.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
(Звучит аудиозапись Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”). Приложение1-3
- Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?
- Что услышали?
- Какую картину увидели?
- К какому времени года подходит эта музыка? (ответы детей)
Некоторые из вас были близки к точке зрения автора. Попробуйте отгадать загадку, и вы точно убедитесь в правильном ответе.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белолица, белокожа.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Приложение1-4)
- Молодцы! Речь на самом деле идет о зиме. Вы, конечно, догадались, что мы не случайно слушаем эту музыку.
- Сегодня мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом.
- Мы познакомимся с поэтом XIX века, имя которого золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы этого века. (Приложение1-5)
- Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Орловской губернии, в имении своего отца помещика А.Н. Шеншина. Власти не разрешили поэту носить фамилию отца, потому что мать с отцом были обвенчаны после его рождения.
- Стихи поэт начал писать очень рано. В 1840 году был выпущен первый сборник стихов.
- Фет писал стихи о природе. Ему удалось передавать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом. (Приложение1-6)
- И мы понаблюдаем, как, и с помощью, каких средств, поэты создают картины природы.
3. Подготовка к восприятию текста.
- На наших уроках мы уже говорили об осени, когда уже дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что бывает потом? (ответы детей)
- Давайте рассмотрим картину. Что вы видите? (Приложение1-7)
- Что происходит с землей? Домами? Деревьями?
- Что можно сказать о природе в это время года?
- Как вы догадались, что снег выпал недавно?
Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.
- Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег. (Приложение 1-8)
4. Первичное чтение произведения.
- Сядьте удобно. Попытайтесь представить все то, что увидел мальчик Фет, проснувшись однажды, пока я буду читать это стихотворение. (Учебники у детей закрыты, учитель читает стихотворение.)
5. Проверка первичного восприятия стихотворения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
- Что запомнилось больше всего?
- Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (ответы детей)
6. Физкультминутка.
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее! (Приложение
1-9)
7. Чтение и анализ стихотворения.
1. Словарная работа.
- Прежде, чем перечитать стихотворение, уточним значение некоторых слов.
- Что, по вашему мнению, обозначает слово “тороватый”?
- Как вы понимаете слово “ салазки”? (Приложение1-10)
2. Речевая разминка
Прочитайте скороговорку, четко произнося слова:
Три скороговорки
Прокатились с горки.
Затем чтение с нарастанием темпа. (Приложение1-11).
3. Чтение стихотворения.
- Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием.
- Вы сказали, что чувства поэта совпадают с нашими, но Фет-мальчик был очень внимательным ребенком, поучимся и мы с вами быть такими же.
- Прочитаем первые шесть строк (читает хорошо читающий ученик).
- Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?
- Как преобразилась земля? Похоже это на картину, которую мы рассматривали?
- О какой народной примете пишет поэт в этих строках?
- Читаем следующие шесть строк. Какими словами поэт описывает иней? С чем он его сравнивает?
- О чем он просит маму в этих строках? (“Погляди хоть ты!”, не надо идти на улицу, только полюбуйся из окна.)
- Как вы думаете, какие чувства переполняют мальчика?
-Какую картину вы могли бы здесь нарисовать?
- Меняется ли настроение сына в последних строчках стихотворения? (Читаем последние строчки.)
- Как он произносит последние три строчки?
- А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует он содержанию стихотворения? Смотрите внимательно. (Ответы детей.)
8. Подготовка к выразительному чтению.
Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать друг другу (работа в парах.)
9. Выразительное чтение стихотворения.
Прослушивание 1 – 3 учеников.
10. Итог урока.
Сегодня все работали хорошо, молодцы. Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения. Правильно и выразительно читать стихотворения.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать свою иллюстрацию к нему.