Некоторые игровые формы проведения внеклассных мероприятий по предмету могут повторяться в течение нескольких лет. Так, очень интересно проходит игра “Следствие ведут знатоки математики”. Менять можно только уровень заданий, приводя его в соответствие с изученным к моменту проведения игры материалом, добавляя так же вопросы из других предметов. Данная игровая форма может быть использована и на уроке.
Игра предназначена для учащихся 5-6 классов. За некоторое время до проведения игры ребятам дается задание: прочитать книги математического содержания, сделать рисунки к прочитанным книгам. Это могут быть, например, красиво оформленные задачи на смекалку, отзывы о книгах Левшина и др.
Каждая участвующая в игре команда – детективное агентство со своим названием, девизом, эмблемой и костюмом (например, темные очки, шарфы и т.п.).
Инструкции для жюри.
За конкурс “Разминка” - по 1 баллу за верное решение; за конкурс “Шифровка” и остальные конкурсы - по количеству команд и затраченному времени, то есть первой решившей команде - 4 балла, если участвует 4 команды, каждой следующей заканчивающей команде даем на 1 балл меньше. За дополнительные слова можно добавить баллы на усмотрение жюри. Во всех остальных конкурсах баллы начисляются аналогично.
Ход игры
Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное дело. Ведь вы не просто пятиклассники, а знатоки математики. Вашим детективным агентствам предстоит распутать много сложных дел. Начинаем представление команд.
Конкурс 1. Разминка.
Предлагается количество вопросов, кратное числу команд. Балл зачисляется команде, первой давшей правильный ответ.
Ведущий: - Хороший детектив должен уметь распутывать самые трудные дела. А вам их сегодня предстоит немало. Надо подготовиться. Итак, разминка.
- Сколько чисел от 1 до 50 не делится ни на 2, ни на 3? (Ответ: 17.)
- Поезд отправляется из Москвы в Ярославль. Через час другой поезд отправляется из Ярославля в Москву. Оба поезда идут с одной и той же скоростью. Какой из них в момент встречи будет находиться на меньшем расстоянии от Ярославля? (Ответ: на одинаковом расстоянии.)
- Сколько всего трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3 при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут? (Ответ: 6.)
- Требуется распилить бревно на 6 частей. Каждый распил занимает 2 мин. Сколько времени потребуется на эту работу? (Ответ: 10 мин.)
- Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (Ответ: 11 месяцев – все, кроме февраля.)
- Алеша, Боря, Вася и Гена – лучшие математики класса. На школьную олимпиаду нужно выставить команду из трех человек. Сколькими способами это можно сделать? ( Ответ: четырьмя способами – без Алеши, без Бори, без Васи или без Гены.)
Конкурс 2. Шифровка.
Ведущий: - Перехвачена секретная записка. Ваша задача – узнать из записки место, время встречи и имя шпиона. Придумайте и зашифруйте таким способом 3 слова.
При составлении этой записки использовались только имеющие ось симметрии буквы русского алфавита и цифры. Расположение текста соответствует вертикальной или горизонтальной оси симметрии слов и чисел. На карточках пишется половина каждого символа. Если дети будут испытывать трудность при выполнении этого задания, то можно предложить им использовать какую-нибудь из приготовленных заранее вещей: лупа, зеркало, линейка и т.д.
По такому принципу составлены и следующие записки: “В кафе “Сказка” в 13.30. Свен.”; “На фоне окна Тома в 8.30. Жанна”. Написание буквы “а” применено различное: для записи слова с вертикальной осью симметрии – печатная, с горизонтальной – прописная.
Конкурс 3. Восстановите счет.
Ведущий: - Злоумышленники решили ограбить магазин, а чтобы никто ничего не заподозрил, взяли в сообщники продавца, который испортил в магазине очень важный счет. Восстановите его. Найдите залитые чернилами суммы.
СЧЕТ | |||
Наименование товара | Количество | Цена за штуку | Стоимость |
Тетрадь школьная | 30 | 2,2 руб. | |
Блокнот | 25 | ||
Карандаш | 100 | 3,45 руб. | |
Итого : | 523 руб. | ||
Конкурс 4. Внимание, старт!
Ведущий: - Настоящие детективы должны быть очень внимательными, уметь быстро находить нужные числа. Перед вами таблица, где раскиданы числа от 1 до 25. Победит команда, чей игрок быстрее покажет в таблице все числа в порядке возрастания. Каждому участнику даются 2 попытки. Количество участников от одной команды – 2 человека. Засчитывается лучшая попытка любого из участников. Команды получают баллы в зависимости от затраченного на задание времени.
24 | 6 | 18 | 2 | 13 |
20 | 15 | 9 | 22 | 5 |
3 | 25 | 12 | 19 | 11 |
10 | 23 | 7 | 1 | 16 |
17 | 4 | 21 | 14 | 8 |
Конкурс 5. Прочитанная книга.
Этот конкурс можно проводить, если команды ранее получили задание прочитать книги математического содержания. Баллы начисляются за представленные отзывы об этих книгах с рисунками.
Конкурс 6. Допиши дробь.
Ведущий: - А сейчас вам необходимо провести следствие и выяснить, какие же числа должны стоять в клеточках. Для этого внимательно изучите, как расставлены числа в начале строки.
1) ; ; Ответ: .
; Ответ: 28.
4; ; ; Ответ: 1; .
2) ; ; ; Ответ: .
; Ответ: .
4; ; ; Ответ: 1; .
3) ; ; ; Ответ: .
; Ответ: .
5; ;; Ответ: 2; .
Конкурс 7. Восстанови вычисления.
Ведущий: - Уважаемые детективы, снова кто-то пытается запутать налогового инспектора. Помогите восстановить вычисления.
Конкурс 9. Заключительный.
Ведущий: - Последнее задание нашим знатокам: на адрес школы пришло письмо очень интересного содержания. В каждой строчке есть слово, не подходящее по смыслу. Из этих слов составьте фразу.
Встаньте, залезьте, примите, слезьте.
Наши, мои, твои, его.
Новый год, рождество, 8 марта, поздравления.
Хоккей, команда, волейбол, баскетбол.
Клоун, акробат, победитель, жонглер.
Ученики, молодцы родители, учителя.
Так, над, под, у.
Бежать, прыгать, плыть, держать.
(Ответ: Примите наши поздравления, команда – победитель. Молодцы, так держать!)
Во время игры можно провести конкурс для болельщиков команд: вспомнить как можно больше мер длины, массы, площади, объема. Баллы прибавить по усмотрению жюри.
Слово жюри. Итоги. Награждение.
Литература.
- Математика: Учебник для 5 класса средней школы /Н. Я. Виленкин , В.И.Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.- М.: “Русское слово”, “Фарминвест”, 1995.- 335с.: ил.
- Математика: Учебник для 6 класса средней школы /Н. Я. Виленкин , В.И.Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, -Изд.- 3-е. – 286 с. ил.
- Шарыгин И. Ф. , Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., доработанное.- М.: Просвещение, 1996.- 80 с.: ил.
- Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления учащихся: Пособие для учителей среднего звена. – Ярославль, 1993.