Учебник. Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. Часть вторая. - Смоленск, 2002
Цели урока:
- образовательные:
- учить понимать идейное содержание текста через анализ поведения героев;
- формировать оценочное суждение детей;
- развивать навыки выразительного чтения и выборочного пересказа;
- развивающие:
- развивать у детей философское видение мира;
- развивать речь учащихся, обогащать жизненные представления;
- воспитывающие:
- воспитывать нравственные качества: доброту, благородство, достоинство;
- воспитывать любовь к детской литературе.
Оборудование: портрет Г.Х. Андерсена, пословицы на плакате, рисунки деревьев, магнитофон, кассета с записью отрывков из сказок Г.Х.Андерсена, набор предметных рисунков (комната библиотеки, шкаф, стол, потолок).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.
II. Постановка темы и цели урока.
У. - С каким произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке чтения?
- Кто его автор?
- О чём эта сказка? (Вопрос записан на доске.)
Выслушиваются ответы детей.
У. - Мы продолжим работу над сказкой и попытаемся понять, какую мысль хотел донести до нас, читателей, автор сказки Е.Пермяк.
III. Проверка домашнего задания.
У. - Дома вы читали это произведение. Давайте посмотрим, насколько внимательно вы это делали.
Тест.
У. - Если вы согласны с моим высказыванием, то в тетради ставите “+”, если не согласны“-”
а) События, описанные в сказке, происходят в датском лесу.
б) Деревья в этом лесу относились друг к другу с уважением и великим почтением.
в) Всем деревьям Сказочник предпочитал некрасивую Ёлку.
г) Спокойную и размеренную жизнь леса однажды нарушили лесорубы, спилившие старый Дуб.
д) Сказочник, желая успокоить деревья, рассказал историю своей жизни.
е) Известие о том, что Сказочник уже никогда не появится в этом лесу, более всех огорчило Ёлку.
ж) Спиленная Ель оказалась на мебельной фабрике.
з) Ель открыла свою тайну самодовольным собратьям и, тем самым, отомстила им за все унижения.
У. -Проверьте свои ответы по ключу:
+ - + + - + - -
Открывается на доске.
IV. Анализ произведения по частям.
У. - Сколько частей мы выделили в сказке?
Д. – На прошлом уроке мы разделили сказку на четыре части.
1 часть.
1) Проверка письменного задания в тетради.
У. - Как озаглавили 1-ю часть?
Д. - Обитатели сказочного леса.
У. - Какие деревья являются героями сказки?
Д. - Дуб, Клён, Берёза, Осина, Ясень, Сосна, Ель.
У. - Дома вы приготовили характеристику каждому дереву. Давайте послушаем её.
Дети читают по тетради. Учитель постепенно вывешивает рисунки деревьев на доску.
Осина – болтливая, любила позлословить.
Берёза – красавица, любила позлословить.
Ясень – самовлюблённый .
Клён – надменный, хвастливый.
Дуб – мудрый, сдержанный, зелёный богатырь.
Сосна – мечтательница.
Ель – молчаливая, задумчивая, одинокая, кривая, скромная.
2) Выборочное чтение.
У. - Итак, как относились деревья к Ёлке?
Д. - Не любили.
У. - Почему?
Д. - Была некрасивая, ей оказывал особое внимание Сказочник.
У. - Докажите это строчками текста.
Дети читают соответствующие строчки.
У. - Кто был этим Сказочником, о котором говорится в сказке?
Д. - Великий датский сказочник Г.Х.Андерсен. (Портрет на доске.)
2 часть.
1) Восстановление деформированного предложения.
У. – Прочитайте предложение и восстановите его.
Спиленные … станут домом, …, музыкальными …, мебелью или паркетным …, чтобы жить и … … . (Дети добавляют слова: деревья, мостом, инструментами, полом, служить поколениям.)
У. - Из какой части это предложение?
- Кто и в какой момент его произносит?
Д. – Сказочник, когда рассказывает о завтрашнем дне деревьев.
2) Драматизация.
У. - Мы прочитаем этот отрывок “по ролям”:
- Назовите действующих лиц этого отрывка.
- Отметьте (подчеркните) карандашом слова, которые помогают понять, с какой интонаци-
ей нужно читать реплики действующих лиц.
3) Вопросы после чтения.
У. - Чего боялись деревья?
Д. - Боялись быть спиленными.
У. - Можно ли согласиться со Сказочником, что “стать корытом лучше, чем никем, ничем и ни для кого”?
- Какая судьба была уготована Ёлке?
- Так ли это плохо?
Выслушиваются ответы детей.
Физкультминутка
1) Упражнение для снятия усталости глаз.
2)
Мы работали серьёзно,
Надо нам и отдохнуть,
А для этого привстанем,
К солнышку потянемся,
От землицы силу примем,
А от ветра свежести.
3 часть.
1) Пересказ отрывка по опорным словам.
У. - Прочитайте слова, записанные на доске.
- пришли лесорубы
- распилили на чурбаки
- попала на бумажную фабрику
- открылись возможности
- стала превращаться
У. - Из какой части эти слова?
Д. - Из 3-й части.
У. - Как мы её озаглавили?
Д. - Новая жизнь деревьев.
У. - Перескажите отрывок из этой части по опорным словам.
Дети пересказывают отрывок.
У. - Вспомните, о чём мечтала Ёлка, когда находилась в лесу?
Д. - Снова встретиться со сказочником.
У. - Сбылась ли её мечта? Каким образом это произошло?
Выслушиваются ответы детей.
У. – Жизнь Ёлки и Сказочника не закончилась. Они продолжают жить книгой сказок.
2) Викторина по сказкам.
У. - Прослушайте отрывки из сказок Г.Х.Андерсена и попробуйте узнать их.
Звучит магнитофонная запись отрывков из сказок Г.Х.Андерсена: “Стойкий оловянный солдатик”, “Гадкий утёнок”, “Новый наряд короля”, “Снежная королева”.
У. - Из каких сказок прозвучали отрывки?
Выслушиваются предположения детей.
4 часть.
1) Словесное иллюстрирование.
У. - Где произошла встреча Ёлки с лесными собратьями?
Д. - В библиотеке.
У. - Давайте нарисуем картину к этому эпизоду.
Крепится на доску лист бумаги.
У. - Итак, это один из залов старинной библиотеки.
- Что находится в этом зале?
По мере ответов на доску прикрепляются
детали:
2) “Озвучивание картинки”.
Дети читают по ролям.
V. Выявление идеи произведения.
У. - Открыла ли книга сказок свою тайну?
Д. - Нет.
У. - Почему?
Д. - Была добрая, великодушная.
У. - В чём выразилось её великодушие?
Д. - В нежелании мстить.
У. - Как вы думаете, счастлива ли была Ёлка? Почему?
Д. - Она продолжала жить.
У. - Можно ли сказать, что к ней пришло бессмертие? Почему?
Выслушиваются мнения детей.
У. - К кому ещё из героев сказки, по вашему мнению, пришло бессмертие?
Д. - К Г.Х.Андерсену.
У. - В чём оно заключается?
Выслушивая мнения детей, учитель подводит итог.
У. - Г.Х.Андерсен продолжает жить в своих сказках, которые со страниц книги несут добро, мудрость, смешат и радуют, будят ненависть к злу и утверждают светлое.
У. - Вернёмся к вопросу, записанному на доске: о чём эта сказка?
Д. - О бессмертии прекрасного.
VI. Итог урока.
У. - Какие из пословиц, записанных на доске, наиболее полно отражают основную мысль сказки?
Человек умирает, а имя живёт.
Жизнь дана на добрые дела.
Хорошее дело века живёт.
VII. Домашнее задание.
У. - Я прошу вас дома письменно ответить на вопрос (записан на доске).
Что остаётся на Земле после людей?